Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.


Задачи работы:

Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2


I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.


Материнство как психологический феномен………………………... 4


II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.


2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8

2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие

в раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3 Функции матери……………………………………………………………15

2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20

2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28

2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37


Заключение…………………………………………………………………...…43

Список использованной литературы………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

От того, каким  образом привязанность может выполнять свою защитную функцию, зависит от качества взаимодействия между индивидом и его объектом привязанности. Индивид, который может рассчитывать на откликаемость, поддержку и защиту со стороны своего объекта привязанности, способен свободно отдавать свое внимание другим заботам, таким как исследовательская деятельность и/или взаимодействие с другими.

Термин «надежность» в рамках теории привязанности описывает  уверенность индивида любого возраста – младенца, ребенка, взрослого - в  том, что защищающая и поддерживающая фигура будет доступна и досягаема.

Для оценки привязанности  ребенка к матери была использована модифицированная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочно-исследовательские, игровые, инициативные). 

В качестве привлекательной  игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей — управляемая машина необычной формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Матери было предложено оставить ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем вернуться. В качестве показателей привязанности ребенка к матери использовалась степень огорчения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее возвращения.4 

В результате эксперимента М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к матери, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная: соответственно, группы В, А и С.

1. Дети группы  «А» обычно не огорчаются и  не плачут при разлуке с  матерью, игнорируют и даже  избегают ее при встрече. Такое  поведение ребенка свидетельствует  об отчуждении и избегании  матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность.

2. Дети группы  «В» огорчаются и плачут (либо  не плачут) при разлуке с матерью  и сильно радуются, стремятся  к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность».

3. Наконец, дети  третьей группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность».

Некоторые исследователи  выделяют еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.

В последние  годы усилия исследователей направлены на изучение и понимание природы  раннего взаимодействия родителя и ребенка.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять в окружающем мире близкого ему человека. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и др.; также  исходящие от матери стимульные сигналы  как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Младенцы уже с первых дней жизни имитируют некоторые действия матери, т.е. появляются на свет со способностями устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

Показателем привязанности  к матери может служить реакция младенцев на незнакомых людей или поведение в незнакомой ситуации, на кратковременное разлучение с матерью, при стрессе. Другим проявлением привязанности является эмоциональная реакция младенца на незнакомых людей, события в зависимости от реакции матери, получившая название «социальной ссылки». Считается, что в основе надежной привязанности лежат сензитивность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне.

Таким образом, на привязанность младенца к матери влияют ее способ выражения эмоций, эмпатия, общительность, привязанность матери к своим родителям в детстве, а также возраст, образование, социальная поддержка в семье.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых людей и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к четырем месяцам.

Необходимо также  учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется  чрезмерно опекающей ребенка  матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников  и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости, конфликтности. Наиболее травмирующее влияние такая ситуация оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.7. Влияние материнского  отношения  и  стиля семейного  воспитания на  эмоциональное развитие  ребенка раннего  возраста. 

В литературе описано  множество родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также  их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация.

Отсутствие материнской  заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно  часто существует в виде скрытой  депривации, когда ребенок живет  в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Отдаленные последствия материнской депривации проявляются па уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанная впервые Д. Боулби эмоциональная бесчувственность — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений.5 Другой вариант искаженного развития соответствует классическому типу "невротической личности" — с низким самоуваженнем, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.6 Но не только грубые нарушения материнского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи четырехчасового общения матери с младенцем, С.Броди выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери первого  типа легко и органично приспосабливались  к потребностям ребенка. Для  них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно,  что самым показательным тестом  того или иного материнского стили была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам "дозреет".

2. Матери второго  типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка  оказывается четвертый стиль  материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать первого типа, безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка из-за погруженности и собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существовании. Дефицит материнской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства "выученной беспомощности", что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы материнского отношения в значительной мере инициируются самим младенцем. Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3—6 лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания - демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что  в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались  умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей  с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны, При  смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в  цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского  контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста