Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.


Задачи работы:

Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 2


I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.


Материнство как психологический феномен………………………... 4


II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.


2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8

2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие

в раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3 Функции матери……………………………………………………………15

2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20

2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28

2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37


Заключение…………………………………………………………………...…43

Список использованной литературы………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение………………………………………………………………... 2 

I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. 

    1. Материнство как психологический  феномен………………………... 4
 

II. Роль матери в  эмоциональном развитии  ребенка раннего  возраста. 

2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8

2.2 Влияние общения  с близким взрослым  на эмоциональное  развитие 

в раннем возрасте………………………………………………………………11

2.3 Функции матери……………………………………………………………15

2.4 Влияние матери  на эмоциональное  благополучие ребенка…………..20

2.5 Привязанность ребенка  раннего возраста  к матери…………………..28

2.7. Влияние материнского  отношения  и  стиля семейного  воспитания на  эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37 

Заключение…………………………………………………………………...…43

Список использованной литературы………………………………………..45 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Актуальность  изучения проблемы материнства состоит  в первостепенной роли матери для  полноценного эмоционального и психического развития личности ребенка.

Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка.

В настоящее  время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как

обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее

интенсивного  и нравственного развития, когда  закладывается фундамент

физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких

условиях оно  будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не

родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние

отношений матери к еще не родившемуся ребенку  уже исключительно важно для его развития.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли, связанные с его

Появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В отдельные  периоды раннего детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях (сенситивные периоды), а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв  ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и

производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к матери.

Поэтому так  важно заложить основу доверительных  отношений между ребенком и матерью, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. 

Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное  развитие ребенка раннего возраста. 

Задачи работы:

  1. Изучить феномен «материнство»;
  2. Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
  3. Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
  4. Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.
 

Рассматриваемая тема вызывала интерес с давних времен, но и сейчас актуальность этой темы велика. Вопросами о взаимоотношениях матери и ребенка занимались как  отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова, М.И. Лысина и др.), так и зарубежные (А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом этого стало появление большого количества научных статей и литературы по изучению особенностей развития отношений (и их нарушение) между родителями и детьми. 
 
 

I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. 

    1. Материнство как психологический  феномен.
 

Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли сбой актуальную проблему для отечественной психологии развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина, С. Ю. Мещерякова и др. В последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией и психологией материнства (О.В.Баженова, Л.Л.Баз, В.И. Брутман, О.Ю.Дубовик, О.А. Копыл, Г.В.Скобло, Г.Г.Филиппова). Культурно-исторические аспекты материнства рассматриваются в работах Э.Бадинтер, М.Мид, Н.Пушкаревой, В.А.Рамих, М.С.Радионовой, Л.П.Репиной, исследование концепта «материнства», как одного из ключевых феноменов русской этнической культуры принадлежит Т.Б.Щепанской. Институт материнства как исторически обусловленный и изменяющий свое содержание в зависимости от эпохи был проанализирован в работах Г.Каплана, И.Кона, М.Мид, М.С.Радионовой, А.Рич, Э.Эриксона. Появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Филиппова Г.Г.). Поскольку работа в этом направлении началась сравнительно недавно, ощущается некоторый дефицит теоретических знаний в этой области, то несомненный интерес представляет опыт, накопленный зарубежными исследователями материнства. 

Изучение материнства  на современном этапе развития российского  общества несомненно является одним  из приоритетных направлений отечественной  науки о человеке. Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Оно изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии.  

Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Материнство - достаточно сложный феномен, имеющий свои физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства, как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины.

Наиболее комплексно проблема материнства в отечественной науке поднимается в работах С. Ю. Мещеряковой и Г. Г. Филипповой. С. Ю. Г.Г.Филлипова в своих исследованиях, проводимых с позиции материнско-детского взаимодействия, выделяет несколько направлений:

  • Культурно-исторические аспекты материнства;
  • Биологические аспекты;
  • Психологические аспекты.

Она же в содержании материнской сферы выделяет три  блока:

  • потребностно-эмоциональный блок представлен поэтапным развити-

ем потребности  в эмоциональном контакте с ребенком, потребности в его ох-

ране и заботе о нем и потребности в материнстве, возникающей на основе

рефлексии матерью  своих переживаний;

  • операциональный блок, состоящий из операций по уходу и операцио-

нального состава  общения с ребенком, имеющий специфическую эмоцио-

нальную окраску, которая придает операциям стилевые характеристики: ос-

торожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализации  и мимики;

  • ценностно-смысловой блок, включающий отношение к ребенку как

самостоятельной ценности, а также ценность материнства как состояния

«быть матерью». Одной из основных особенностей материнской сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой, является не фиксированное эволюционно, а прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно- культурной модели материнства – как содержании всех блоков материнской сферы женщины, которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. 

Зарубежные исследования в области психологии материнства  и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций  и подходов. Наиболее значимые исследования различных аспектов материнства проводили:  Д.Боулби, В.И.Брутман, Р.Миллер, М.Мид, К.Флейк-Хобсон, Э.Эриксон, Д.Винникотт, Г.Клауд, Р.Спитц, М.Раттер, Т.Филд.

 В последние  годы появился интерес к комплексному, междисциплинарному изучению материнства.  Основным выводом, сделанным авторами этих и других исследований, является, во-первых, констатация необходимости продолжения психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. 

 
 
 
 
 
 
 
 

II. Роль матери в  эмоциональном развитии  ребенка раннего  возраста. 

2.1. Особенности эмоционального  развития ребенка раннего возраста. 

Развитие высших психических функций неотделимо связано с развитием эмоционально-потребностной  сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать. Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является импульсивным, ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации их не привлекает. Примерно до 2х лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Например, его не может обрадовать игрушка, которую подарят в будущем, но отданная сейчас она же вызовет бурную реакцию. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Например, если ребенок возьмет игрушку, но увидит более привлекательную, то тут же бросит старую и будет просить дать ему именно ее. Заполучив же желаемое, но заметив как кто-то катается на машинке сейчас же побежит к ней, выбросив желаемую игрушку. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.

Развитии эмоционально-потребностной  сферы зависит от характера общения  ребёнка со взрослыми и сверстниками. И если в младенчестве преобладает ситуативно-личностное общение, которое было ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка, то в раннем детстве эта ситуация меняется. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Подробнее о роли общения в развитии ребенка раннего возраста мной будет рассмотрено в следующей главе курсовой работы.

Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста