Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния матери на психическое и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
Изучить феномен «материнство»;
Выделить черты психического и эмоционального развития, характерные для ребенка раннего возраста;
Провести обзор библиографических источников, посвященных проблеме материнства и влиянию матери на эмоциональное развитие ребенка;
Сделать выводы о влиянии матери на эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте.
Введение………………………………………………………………... 2
I. Материнство в исследованиях отечественных и зарубежных авторов.
Материнство как психологический феномен………………………... 4
II. Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста.
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8
2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие
в раннем возрасте………………………………………………………………11
2.3 Функции матери……………………………………………………………15
2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20
2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28
2.7. Влияние материнского отношения и стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста………………………37
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..45
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
II.
Роль матери в
эмоциональном развитии
ребенка раннего
возраста.
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста… 8
2.2 Влияние общения с близким взрослым на эмоциональное развитие
в
раннем возрасте…………………………………………………………
2.3
Функции матери……………………………………………………………
2.4 Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка…………..20
2.5 Привязанность ребенка раннего возраста к матери…………………..28
2.7.
Влияние материнского
отношения и
стиля семейного
воспитания на
эмоциональное развитие
ребенка раннего возраста………………………37
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..45
Введение.
Актуальность изучения проблемы материнства состоит в первостепенной роли матери для полноценного эмоционального и психического развития личности ребенка.
Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как
обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее
интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент
физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких
условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не
родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние
отношений матери к еще не родившемуся ребенку уже исключительно важно для его развития.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли, связанные с его
Появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
В отдельные периоды раннего детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях (сенситивные периоды), а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и
производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к матери.
Поэтому так
важно заложить основу доверительных
отношений между ребенком и матерью,
обеспечив эмоционально и психологически
благоприятные условия для гармоничного
развития ребенка.
Целью данной работы
является изучение влияния матери на
психическое и эмоциональное
развитие ребенка раннего возраста.
Задачи работы:
Рассматриваемая
тема вызывала интерес с давних времен,
но и сейчас актуальность этой темы
велика. Вопросами о взаимоотношениях
матери и ребенка занимались как
отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова,
М.И. Лысина и др.), так и зарубежные
(А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом
этого стало появление большого количества
научных статей и литературы по изучению
особенностей развития отношений (и их
нарушение) между родителями и детьми.
I.
Материнство в исследованиях
отечественных и зарубежных
авторов.
Изучение материнства
как психологического феномена началось
в отечественной психологии сравнительно
недавно, хотя детско-родительские отношения
всегда представляли сбой актуальную
проблему для отечественной психологии
развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т.,
Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства
обращаются многие исследователи: В.И.
Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С.
Радионова, О.Р. Ворошнина, С. Ю. Мещерякова
и др. В последнее время появился ряд работ,
связанных с феноменологией и психологией
материнства (О.В.Баженова, Л.Л.Баз, В.И.
Брутман, О.Ю.Дубовик, О.А. Копыл, Г.В.Скобло,
Г.Г.Филиппова). Культурно-
Изучение материнства
на современном этапе развития российского
общества несомненно является одним
из приоритетных направлений отечественной
науки о человеке. Изучение материнства
в настоящее время становится все более
популярным как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах. Оно изучается
в русле различных наук: истории, культурологии,
медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии.
Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Материнство - достаточно сложный феномен, имеющий свои физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства, как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины.
Наиболее комплексно проблема материнства в отечественной науке поднимается в работах С. Ю. Мещеряковой и Г. Г. Филипповой. С. Ю. Г.Г.Филлипова в своих исследованиях, проводимых с позиции материнско-детского взаимодействия, выделяет несколько направлений:
Она же в содержании материнской сферы выделяет три блока:
ем потребности в эмоциональном контакте с ребенком, потребности в его ох-
ране и заботе
о нем и потребности в
рефлексии матерью своих переживаний;
нального состава общения с ребенком, имеющий специфическую эмоцио-
нальную окраску,
которая придает операциям
торожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализации и мимики;
самостоятельной ценности, а также ценность материнства как состояния
«быть матерью».
Одной из основных особенностей материнской
сферы человека, по мнению Г.Г. Филипповой,
является не фиксированное эволюционно,
а прижизненно формирующееся наполнение
ценностно-смыслового блока, потребностей
и способов их удовлетворения. В этом отношении
можно говорить о конкретно- культурной
модели материнства – как содержании
всех блоков материнской сферы женщины,
которая ориентирована на развитие соответствующего
конкретно-культурного варианта личности
ребенка.
Зарубежные исследования в области психологии материнства и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Наиболее значимые исследования различных аспектов материнства проводили: Д.Боулби, В.И.Брутман, Р.Миллер, М.Мид, К.Флейк-Хобсон, Э.Эриксон, Д.Винникотт, Г.Клауд, Р.Спитц, М.Раттер, Т.Филд.
В последние
годы появился интерес к
Важность материнского
поведения для развития ребенка,
его сложная структура и путь
развития, множественность культурных
и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований
в этой области позволяют говорить о материнстве
как самостоятельной реальности, требующей
разработки целостного научного подхода
для его исследования. В психологической
литературе (преимущественно зарубежной)
много внимания уделяется биологическим
основам материнства, а также условиям
и факторам индивидуального развития
его у человека. В отечественной психологии
в последнее время также появился ряд
работ, связанных с феноменологией, психофизиологией,
психологией материнства, психотерапевтическими
и психолого-педагогическими аспектами
беременности и ранних этапов материнства,
девиантным материнством.
II.
Роль матери в
эмоциональном развитии
ребенка раннего
возраста.
2.1.
Особенности эмоционального
развития ребенка раннего
возраста.
Развитие высших
психических функций неотделимо
связано с развитием
Развитии эмоционально-
Информация о работе Роль матери в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста