Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.
Объект исследования – процесс общения.
Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.
Введение …………………………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6
Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13
2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на
эффективность общения……………………………………………………………....13
2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19
2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………………..28
Список литературы ……………………………………………………………………………….
Дети старшего школьного возраста (15— 17 лет). Обычно к концу этого периода юноши и девушки достигают физической и психической зрелости. Однако и в этом возрасте есть свои противоречия, трудности, особенности. Родителям надо учитывать их при общении с детьми. Во-первых, у старшеклассников по сравнению с подростками усиливаются и становятся более осознанными такие чувства, как коллективизм, гуманное отношение к людям, стремление посвятить себя служению Отечеству, моральный долг и др. Во-вторых, в отличие от подростков, которые предъявляют высокие требования к людям и не очень требовательны к себе, старшеклассники критично относятся и к другим, и к себе. У них качественно углубляется работа по самовоспитанию. В-третьих, в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются устойчивые нравственные взгляды, принципы и убеждения. В-четвертых, одной из самых существенных особенностей старших школьников является то, что они очень остро переживают вопрос о выборе профессии. Большинство из них желают учиться в вузах, заниматься умственным трудом. В-пятых, в этом возрасте юноши и девушки испытывают чувство первой любви. В беседах с ними надо бережно относиться к этому чувству, проявлять максимум такта и осторожности. В-шестых, юношескому возрасту присуще стремление ко всему новому, что появляется в музыке, моде. Стремясь быть современными и модными, некоторые молодые люди подчас теряют чувство меры в одежде, прическе. Вот почему в общении с ними нельзя обходить молчанием все эти вопросы.
8. Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном
семейном общении с ребенком
весьма трудно. Обычно стихийно
возникающая позиция взрослого
- это позиция «над» ребенком.
Взрослый обладает силой,
Равенство позиций означает
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
9. Помимо диалога для достижения полноценного контакта в общении необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Таким
образом, работа родителей по выработке
навыков общения должна идти в
трех направлениях: глубокого и тонкого
понимания детей, понимание их внутреннего
мира и душевного состояния; формирования
культуры речи и техники общения, соблюдения
принципа единства педагогических воздействий
и формирование субъект-субъектных отношений.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общение выступает как важнейший компонент человеческой деятельности, одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности: обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Педагогическое общение есть форма взаимодействия, сотрудничества педагога (родителя) и воспитуемого (ребенка). Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение определяется тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной.
Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Решение задач семейного воспитания требует от родителей эффективного владения приемами педагогического общения, в процессе которого родители осуществляют свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом воспитания детей. Стиль общения и психологический климат семьи в существенной мере оказывает влияние на процесс воспитания, особенности развития и формирования отношений в семье. Общительность и доверительность взаимоотношений возрастает при демократическом стиле.
Плодотворное педагогическое общение ставит одной из своих целей задачу повышения уровня отношений в семье. При этом, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и эффективность общения - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Родители должны опираться на имеющуюся систему положительных ценностей детей, формируя партнерскую позицию в общении.
Причиной возникновения «психологических барьеров» являются неверно организованные взаимоотношения детей и родителей. Соблюдение родителями рассмотренных нами психолого-педагогических условий, знание возрастных особенностей детей, поможет строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно в различных семейных ситуациях.
Список
литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье