Роль и значение педагогического общения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.

Объект исследования – процесс общения.

Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6

Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13

2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на

эффективность общения……………………………………………………………....13

2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19

2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Роль педагогического общения в воспитании в семье Курсовик.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

    Дети  старшего школьного  возраста (15— 17 лет). Обычно к концу этого периода юноши и девушки достигают физической и психической зрелости. Однако и в этом возрасте есть свои противоречия, трудности, особенности. Родителям надо учитывать их при общении с детьми. Во-первых, у старшеклассников по сравнению с подростками усиливаются и становятся более осознанными такие чувства, как коллективизм, гуманное отношение к людям, стремление посвятить себя служению Отечеству, моральный долг и др. Во-вторых, в отличие от подростков, которые предъявляют высокие требования к людям и не очень требовательны к себе, старшеклассники критично относятся и к другим, и к себе. У них качественно углубляется работа по самовоспитанию. В-третьих, в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются устойчивые нравственные взгляды, принципы и убеждения. В-четвертых, одной из самых существенных особенностей старших школьников является то, что они очень остро переживают вопрос о выборе профессии. Большинство из них желают учиться в вузах, заниматься умственным трудом. В-пятых, в этом возрасте юноши и девушки испытывают чувство первой любви. В беседах с ними надо бережно относиться к этому чувству, проявлять максимум такта и осторожности. В-шестых, юношескому возрасту присуще стремление ко всему новому, что появляется в музыке, моде. Стремясь быть современными и модными, некоторые молодые люди подчас теряют чувство меры в одежде, прическе. Вот почему в общении с ними нельзя обходить молчанием все эти вопросы.

  1. Родители должны постепенно расширять содержание общения по морально-этическим вопросам в соответствии с возрастом детей. В общении с детьми используется конкретная и убедительная информация морально-этического характера. Общение родителей должно оказывать влияние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу детей [33, 22]..
  2. Родителям необходимо поддерживать высокий моральный и общественный авторитет. Главное условие авторитета отца и матери — их успешная производственная и общественная работа, высоконравственное личное поведение. Ребята  младшего возраста  верят в правоту родителей, подражают их действиям, поступкам, поведению. В общении с этими детьми следует предъявлять им четкие и разумные требования, с тем чтобы приучить ребят к практическому усвоению понятий «можно», «нельзя», «надо». Подростки и старшеклассники критически относятся к родителям, к их поступкам и поведению. Поэтому родители должны быть исключительно требовательными к себе, к своему поведению, умело и деликатно строить отношения с детьми. Для юношей и девушек особенно важен моральный авторитет родителей, а также их общественная позиция. Необходимость морального и общественного авторитета отца и матери обусловлена способностью детей к подражанию, желанием найти образец поведения и стремиться к нему, а также тем, что первейшим условием развития детей, в том числе и морального, является их постоянное общение с родителями.
  3. У родителей должны быть выработаны такт, культура, этика общения. Общаясь с детьми, надо соблюдать чувство меры по отношению к ним, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации. Здесь необходимо уметь этично говорить и слушать ребят. Слово родителей — тончайший инструмент воздействия на душу ребенка. Уже дошкольники способны различать в словах отца и матери искренность или фальшь. Но особенно тонко чувствуют и воспринимают слово родителей подростки и старшеклассники. Они легко ранимы. Поэтому в общении с ними не должно быть насмешек, упреков, иронии. Грубость, бестактность, неэтичность могут привести к появлению в характере детей упрямства, недоверчивости, замкнутости, непослушания, отчуждения и других отрицательных черт. Практика показывает, что множество семейных конфликтов исходят от неумения отца или матери говорить с детьми Поспешность, нежелание обстоятельно разобраться в поступке ребенка, неумение учесть его возрастные особенности, нарушение культуры речи — это серьезные ошибки, которые допускают родители в процессе общения с детьми.   
  4. В процессе общения согласуются воздействия на детей семьи и школы, родителей и педагогов. Прежде всего отметим, что воздействие на детей отца, матери, других членов семьи должно быть всегда согласованным. Исследования показывают, что нередко направленность общения родителей и педагогов не согласуется. Это приводит к тому, что дети по-разному воспринимают слова и указания старших. Они занимают выгодную для себя позицию. В результате в характере ребят появляются лицемерие, лживость, недобросовестность, непослушание, двуличие, недисциплинированность и другие отрицательные черты. Их может не быть, если систематически согласовывать содержание и направленность общения [33, 25].

    8. Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

      Достичь этого в повседневном  семейном общении с ребенком  весьма трудно. Обычно стихийно  возникающая позиция взрослого  - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически  слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

      Равенство позиций означает признание  активной роли ребенка в процессе  его воспитания. Человек не должен  быть объектом воспитания, он  всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

      Требование равенства позиций  в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.  Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».   Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.   Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

    9. Помимо диалога для достижения полноценного контакта в общении необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

    Таким образом, работа родителей по выработке  навыков общения должна идти в  трех направлениях: глубокого и тонкого  понимания детей, понимание их внутреннего  мира и душевного состояния; формирования культуры речи и  техники общения, соблюдения принципа единства педагогических воздействий и формирование субъект-субъектных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что общение выступает как важнейший компонент человеческой деятельности, одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности: обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Педагогическое общение есть форма взаимодействия, сотрудничества педагога (родителя) и воспитуемого (ребенка). Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение определяется тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной.

      Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Решение задач семейного воспитания требует от родителей эффективного владения приемами педагогического общения, в процессе которого родители осуществляют свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом воспитания детей. Стиль общения и психологический климат семьи в существенной мере оказывает влияние на процесс воспитания, особенности развития и формирования отношений в семье.  Общительность и доверительность взаимоотношений возрастает при демократическом стиле.

    Плодотворное  педагогическое общение ставит одной  из своих целей задачу повышения  уровня отношений в семье. При этом, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и эффективность общения - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Родители должны опираться на имеющуюся систему положительных ценностей детей, формируя партнерскую позицию в общении.

      Причиной возникновения «психологических барьеров» являются неверно организованные взаимоотношения детей и родителей. Соблюдение родителями рассмотренных нами психолого-педагогических условий, знание возрастных особенностей детей, поможет строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно в различных семейных ситуациях.

     

  

Список  литературы 

    1. Андреева  Г.М. Социальная психология. — М, 2000.
  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
  1. Брушлинский А.В., Поликаров В. А. Мышление и общение. - Минск, 1990.
  1. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
  1. Вердебер Р Психология общения. – СПб., 2005. – 318 с.
  1. Воспитателю о работе с семьей/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 188с.
  1. Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
  1. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Валентина Александровна Горянина. - 3-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 416 с.
  1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
  1. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика. – Грозный, -  1987. – 84с.
  1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М., 1987.
  1. Кулик Л.А.,.Берестов Н.И. Семейное воспитание. -  М.: Просвещение. -  1990г. 
  1. Леонтьев АЛ. Педагогическое общение. — М, 1979.
  2. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.
  1. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М.: Педагогика, 1983. – 192с.
  1. Ломов Б. Ф Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975
  1. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.  – М.: Просвещение, 1984 г.
  1. Маркуша А. Как мы разговариваем с детьми. (Общение с ребенком в семье)// Дошкольное воспитание, 1994. - №3. – с. 55-56.
  1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – М.: МПСИ, 2000. – 248с.
  1. Мудрик А. В. Общение школьников. - М., 1987.
  1. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 2003. –688 с.
  2. Психологический словарь/ Под редакцией А.В.Петровского   - М., 1990.
  1. Педагогика/ под ред. Крившенко Л.П.   –  М.: Проспект, 2005.  – 432с.
  1. Педагогическое общение / Андриенко Е.В. Социальная психология  - М.: Академия, 2002. -  с. 195.
  1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  1. Семейное воспитание. Краткий словарь/ Сост. Гребенников И.В. и др. – М.: Политиздат, 1990. – 313 с.
  1. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1989. – 367с.
  1. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Педагогика, 1973. – с. 33.
  1. Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 345 с.
  1. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Педагогика, 1998. – 204 с.
  1. Фитцпатрик Д.Г. Диалог с ребенком. – М.: Аквариум, 1996. – 394с.
  1. Фридман И.К О контакте родителей с детьми// Вопросы психологии, 1990. - №1. – с. 93-99.
  1. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. – М. – 1987. – 144 С.

 

Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье