Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.
Объект исследования – процесс общения.
Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.
Введение …………………………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6
Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13
2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на
эффективность общения……………………………………………………………....13
2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19
2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………………..28
Список литературы ……………………………………………………………………………….
2.2. Психологические барьеры в общении
Неверно организованные взаимоотношения детей и родителей часто выступают причиной возникновения разнообразных «психологических барьеров», которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье.
«Затруднение», «барьер» общения — это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения. С учетом того, что возникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективация есть одно из условий возникновения проблемной ситуации, которая является предпосылкой и основой возникновения и движения мысли, в педагогической деятельности оно может рассматриваться и как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. В.А. Канн-Калик описывает наиболее типичные барьеры в общении [10, 69-74].
Барьер «занятости» характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом — и им «некогда» обратить внимание на собственных детей, которые просто им «мешают». Это вызывает отчуждение ребенка, некоторую автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к отстранению детей от родителей. Этот барьер может возникнуть в разные возрастные периоды, но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные всходы. Так, в возрасте до шести лет, ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Возникновение подобного психологического барьера в подростковом возрасте чревато тем, что от родителей ускользают важнейшие изменения в характере ребенка, в системе его отношений с друзьями и др. В конечном счете, данный психологический барьер ведет к тому, что дети и родители живут как бы разной жизнью, в результате семья как воспитательная система «не работает», даже если родители хорошие производственники, непьющие, в общем, положительные люди.
Барьер «взрослости». В данном случае понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, — для ребенка иногда составляет смысл жизни, то что важно и жизненно необходимо детям, порой, нами воспринимается как мелочи и др. Опасность данного психологического барьера заключается прежде всего в том, что он систематически мешает родителям понять внутренний мир ребенка, как бы погрузиться в него, а значит и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье.
Барьер «старого стереотипа». Сущность его заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики развития личности собственного ребенка. Скажем, родители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленым, неприспособленным и по-прежнему воспринимают его как малыша, которым постоянно надо руководить: подсказывать, давать оценки, а сын или дочь уже выросли и требуют совершенно другого уровня отношений, но родители этого не понимают, объятые родительским оптическим обманом: раз ребенок, значит все равно еще маленький. На основе этого противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и объективно-изменившимся его внутренним миром и возникает данный психологический барьер, который нередко вызывает непонимание, раздражительность, конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Позиция отношений «по вертикали» должна сменяться позицией «по горизонтали», но родители этого не понимают, что дестабилизирует обстановку в семье и мешает плодотворному воспитательному процессу. Этот психологический барьер особенно часто мстит нам в вопросах профессиональной ориентации собственных детей. Исследования и наблюдения свидетельствуют, что порой родители буквально навязывают детям собственное видение их профессионального будущего, в результате чего дети нередко расхлебывают собственные родительские притязания.
Барьер «воспитательных традиций». Его психология сложна, поскольку органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Смысл этого психологического барьера, его отрицательные воспитательные последствия заключаются в том, что родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в их семьях, в период их детского бытия, пытаются воспроизвести, так сказать, продублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившиеся ситуации воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка [10, 73].
Барьер «дидактизма». Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей: «Не делай так, а делай этак, поступай так, а не этак, это правильно, а это — нет». Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Ребенка это приводит в состояние постоянной напряженности, а это, в свою очередь, формирует нервозность. Возьмем такую модель поведения родителей: ребенок звонит в дверь, мать открывает ему и тут е говорит: «Не хлопай дверью». Далее следует другая рекомендация: «Вытри обувь» (или: сними туфли), далее: Не топай», потом: «Мой руки», а после этого: «Руки помыл как следует?», «Не ерзай за столом», «Не смотри по сторонам», «Не болтай ногами», «Почему ты чавкаешь — это некрасиво» и т. д. до бесконечности. В зависимости от возраста, проявления дидактизма меняют свою форму, но, тем не менее, имеют место в системе отношений с детьми. В результате родительские воспитательные отношения дидактизируются и из них порой исчезает важный для семейного воспитания — личностный аспект. Подобные родители-воспитатели выглядят довольно занудливо, реальная ткань воспитательных отношений, которую надо постоянно и несуетливо создавать, подменяется постоянными нравоучениями, что, в общем-то, формализует воспитательный процесс, формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений.
Нарушение
взаимопонимания между
1.
предъявляемое требование
2.
столкновение двух (или нескольких)
противоречивых тенденций,
3. неуспех в учении или в труде, если они занимают в жизни ребенка значительное место;
4. расхождение между возможностями ребенка и его притязаниями, когда в случае высокого уровня притязаний и невысокой оценки его успехов у ребенка возникает отрицательная эмоциональная реакция на учителя, а саму оценку ребенок рассматривает как несправедливую.
Психологический
или смысловой барьер в общении
– это несовпадение смыслов высказанного
требования, просьбы, приказа для
партнеров в общении, создающее
препятствие для их взаимопонимания
и взаимодействия. Психологические
барьеры в общении возникают незаметно
и первое время могут не осознаваться
родителями. Основной способ предупреждения
психологического барьера – развитие
самоконтроля собственного стиля взаимоотношений
с детьми.
2.3.
Приемы эффективного
общения
Для того, чтобы педагогическое общение было наиболее эффективным, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических условий (В.В. Чечет) [ 33, 15-26]:
1. Общение всегда строится на основе доброжелательного отношения родителей к детям. Замечено, что наиболее интенсивно происходит духовное и нравственное развитие тех ребят, родители которых создают благожелательный моральный микроклимат в семье, постоянно проявляют доброжелательность к детям. Такое отношение пробуждает у детей добрые чувства, поднимает настроение, помогает преодолевать трудности в учении и труде. Недоброжелательность же в общении с детьми нередко приводит к спорам и конфликтам, к непослушанию.
2. В общении с детьми учитываются их возрастные и индивидуальные особенности.
Дети дошкольного возраста (5—6 лет). Общение дает возможность дошкольникам удовлетворять свои потребности в познании родителей, других людей, самих себя, взаимоотношений между людьми. В этом возрасте происходит интенсивное усвоение ребенком нравственных норм общества. Родители являются для детей источником знаний о социальных явлениях, моральных правилах и нормах. Отец и мать в процессе общения с дошкольником выступают в роли опытных судей. В то же время они для ребенка — образец того, что и как надо делать, как вести себя в различных ситуациях. Общность взглядов и отношений дает возможность использовать оценки родителей как руководство к действию. У дошкольников ярко выражена потребность во внимании к ним, в доброжелательности, во взаимопонимании и соучастии, в контакте и сопереживании.
Дети младшего школьного возраста (6—10 лет). В процессе общения с детьми этого возраста важно знать, что самосознание и самоанализ своего поведения у них еще на весьма низком уровне. Хотя младшие школьники остро реагируют на неправильное поведение товарищей, своих собственных недостатков они чаще всего не замечают. Поступки этих ребят носят подражательный или импульсивный характер. В процессе общения с младшими школьниками необходимо развивать их сознание, обогащать детей яркими моральными представлениями о различных сторонах их жизни, деятельности и поведения. Общаясь с детьми этого возраста, надо разъяснять, указывать, советовать, регулировать и требовать, учить тому, что надо и чего нельзя делать. Следует также использовать нравственные упражнения для закрепления у ребят устойчивых форм поведения, выработки положительных моральных качеств.
Дети среднего школьного возраста (10 — 15 лет). В этот период происходит переход от детства к юности. Именно поэтому средний школьный возраст называют переходным. В моральном развитии и воспитании подростков по сравнению с младшими школьниками есть ряд особенностей.Во-первых, подростки недоброжелательно относятся к родителям, если те пытаются регулировать их поведение прямым указанием или резким требованием. Здесь целесообразнее обоснованно разъяснять моральные нормы и правила, осуществляя одновременно тактичный контроль за поведением ребят. Во-вторых, подростки отличаются высоким чувством коллективизма, дорожат мнением коллектива, в то же время стремятся утвердить свое достоинство среди сверстников. В-третьих, общий интеллектуальный и духовный рост, расширение сферы общения и межличностных отношений, способствуют развитию самосознания подростков, заставляют задуматься о своем призвании и о будущем. В-четвертых, эти ребята строго и критично относятся к недостаткам сверстников и взрослых, не замечая собственных недостатков. Вот почему в общении с ними важно развивать самокритичность, требовательность, побуждать детей к самовоспитанию. В-пятых, подростки видят свое будущее в каком-то необычном, романтичном свете. Поэтому в содержании общения с подростками большое место должны занимать проблемы выбора профессии [33, 18].
Нельзя не учитывать психологических особенностей мальчиков и девочек. Мальчики развиваются и физически и психологически более медленными темпами, чем девочки. У мальчиков также медленнее формируются такие моральные качества, как ответственность и дисциплинированность, добросовестность и инициативность, исполнительность и старательность, прилежание и аккуратность, усидчивость и упорство. Слабое и более медленное развитие этих качеств у мальчиков приводит к тому, что они слабее, чем девочки, справляются с учением и с различными видами трудовой деятельности. «В целом комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек. Девочки по сравнению с мальчиками более общительны и в семье, и в школе. В семье они тяготеют к общению с матерью, бабушкой, старшей сестрой. При этом психологически девочки более привязаны к дому, нежели мальчики. В VI и особенно в VII и VIII классах мальчики и девочки все больше включаются в отношения и в общение со сверстниками. В этот же период они все более активно начинают давать критическую оценку словам, действиям, поступкам и поведению родителей, учителей, взрослых. У старших подростков происходит существенное изменение времени, места и содержания общения. В этом возрасте большинство из них ориентировано на свободное общение вне дома.
Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье