Роль и значение педагогического общения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.

Объект исследования – процесс общения.

Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6

Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13

2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на

эффективность общения……………………………………………………………....13

2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19

2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Роль педагогического общения в воспитании в семье Курсовик.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

    Особую  роль В. А. Сухомлинский отводил индивидуальному общению родителей с детьми. Отцу и матери важно уметь видеть моральное состояние сына или дочери по глазам, движениям, мимике, с тем чтобы правильно и безошибочно общаться с ними и воздействовать на них. Именно «искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»[28, 33].

    В последние годы проблема педагогического общения занимает ученых из различных областей наук. Ее исследуют философы, социологи, психологи, лингвисты, педагоги (А. А. Бодалев, Л. П. Буева, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. М. Соковнин и др ).

  
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика общения. Педагогическое общение
 

    Сущность  и структура педагогического  общения, а также связанная с  ними продуктивность – один из актуальнейших  вопросов педагогической науки и  практики. Общение многолико; оно имеет множество форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присуще как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Поэтому прежде чем определять педагогическое общение, рассмотрим сначала то, что характеризует общение как феномен в целом.

    Понятие общения имеет разнообразные трактовки, данное понятие привлекает внимание психологов, социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева [4, 11], которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей [2, 180].

    В более узком психологическом  смысле общение понимается процесс  и результат установления контактов  между людьми, взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского [22, 382] общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой   стратегии   взаимодействия,   восприятие   и   понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание, структуру общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, восприятие людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М.Андреева) [1].

    В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

    В процедуре общения выделяют следующие  этапы [29, 119]:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

    Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

    В зависимости от содержания, целей и средств выделяют различные виды общения. Р.С. Немов дает следующую классификацию по содержанию: общение  может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами) и деятельностным (обмен умениями, операциями) [21, 514] .

    Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым (Е.В. Андриенко) [2,182]. Непосредственное общение - это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информацию невербальными средствами.

    Непосредственное  общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т.е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. В любом случае прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

    Опосредованное  или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена.

      Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

    Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.

    Диалогическое общение всегда личностно ориентировано  на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое. Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

    Монологическое  общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным.

    Императивное  общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого.

    Maнипyлятивное  общение также характеризуется  субъект-объектным отношением, однако  манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д.

  Важнейшими  видами общения у людей является вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

  Вербальное  общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

    Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Функции общения  определяются по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик) [20, 89]; установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович) [9, 6]; сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный) [3, 5]; контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (В.А. Горянина) [8, 14] и др.

    Наиболее  полно функции общения рассмотрены  С. А. Сущенко [29, 120]:

    • личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека;
    • коммуникативную (передача информации);
    • инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
    • экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
    • психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека:
    • интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
    • социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
    • функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).

    Если  же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций (Е.В. Андриенко) [2, 192].

  1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психическиепроцессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов 
    (активность), эмоциональных процессов (аффективность).
  2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
  3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

    Многообразие  функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения. Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

    Проведенный анализ понятия общения в целом позволяет  определить и педагогическое общение. Педагогическое общение есть форма взаимодействия, сотрудничества педагога (родителя) и воспитуемого (ребенка). Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Функционально — это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов педагогического процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. 

    2. Формирование эффективного  педагогического общения в семье 

    2.1. Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на эффективность общения

 

    Педагогическое  общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена  различными социально-ролевыми и функциональными  позициями субъектов этого общения. В процессе педагогического общения родители осуществляют свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом воспитания детей. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процесса воспитания, особенности развития и формирования отношений. Стиль общения взрослого с ребенком - один из существенных факторов формирования личности ребенка.

Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье