Роль и значение педагогического общения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.

Объект исследования – процесс общения.

Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6

Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13

2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на

эффективность общения……………………………………………………………....13

2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19

2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Роль педагогического общения в воспитании в семье Курсовик.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Северный  международный университет

 

     
     
     
     
     
     
    Роль  и значение педагогического общения  в современной семье

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                  Курсовая  работа

                  студентки 2 курса 

                  филологического факультета

                  отделения иностранных языков

                    

                   

                   

                  Научный руководитель:

                  _______________________

                  ________________________ 

 
 
 
 
 
 
Магадан -

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………………………...3

      1. Психолого-педагогические  основы изучения общения……………….6

    1. Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
    2. Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8

      2. Формирование  эффективного педагогического общения  в семье….13

      2.1.Влияние  стиля педагогического общения  и позиции взрослого на 

      эффективность общения……………………………………………………………....13

      2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19

      2.3. Приемы  эффективного общения…………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………………………….29

     

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

    Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим  структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей [23, 215].

    Роль  семьи в воспитании и социализации подрастающего поколения очень велика. Множество писателей, философов и мыслителей  обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой писал о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций говорил  о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.  Значение семейного воспитания подчеркивали Коменский Я. А., Лесгафт П.Ф., Макаренко, Крупская Н.К. и др.

    То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников, это сложная и многогранная система, на которую влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, отношение к ребенку. Одной из сложнейших проблем семейного воспитания является практическое общение родителей с детьми.

      В последние десятилетия минувшего столетия проблема общения была «логическим центром» психологической и педагогической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.Н.Мясищева и других отечественных психологов.  Потребность в общении относят к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности [8, 22].

    Исследования  психологами общения в современных семьях показали,  что для большого числа родителей, особенно молодых, общение с детьми вызывает затруднение, удовлетворены общением с родителями 84- 85%  9-13 летних детей, 66%  13-14 летних и лишь 57,7 %  15-17 летних [33, 3]. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Однако, для того, чтобы правильно строить практическое общение, использовать большие потенциальные возможности общения в воспитании, необходимо владеть специальными умениями и навыками педагогического общения. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы.

      Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.

    Объект  исследования – процесс общения.

    Предмет –  влияние педагогического общения на процесс воспитания.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
    2. Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
    3. Выявить барьеры в общении.
    4. Определить эффективные приемы педагогического общения.

      При решении поставленных задач  использовались следующие методы исследования:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической  литературы.
    2. Изучение техники педагогического общения и передового опыта педагогов.

      Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями повышают уровень педагогической культуры родителей.

    Курсовая  работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы. В первой  главе рассматривается значение педагогического общения в семейном воспитании, понятие и структура общения. Во второй главе - формирование эффекивных приемов педагогического общения. Заключение содержит основные выводы по теме курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Психолого-педагогические  основы изучения  общения 

    1. Общение и его значение в семейном воспитании
 

    Для того, чтобы эффективно решать многогранные задачи семейного воспитания, вовлекать  детей в целесообразную, содержательную деятельность, необходимо развитое общение, богатый арсенал средств и  методов воспитательного воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников. Воспитание и жизнь в обществе – едины. Детское сознание и поведение формируется в процессе жизни, под влиянием самых разнообразных отношений, возникающих в процессе деятельности и общения [15, 8].

    Общение — это то средство, которое помогает устанавливать доброжелательные, правдивые и искренние отношения между родителями и детьми, развивать и обогащать положительные фамильные традиции и обычаи, воспитывать молодежь на положительных примерах, на опыте старших поколений.

    Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что отношения и общение воспитателей с воспитанниками оказывают решающее влияние на процесс их нравственного воспитания. Без непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер последнего, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности.

    Большое внимание разработке проблемы взаимоотношений и общения воспитателей и детей уделяли выдающиеся советские педагоги Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В своих положениях, идеях, указаниях, они исходили из тех новых принципов, на которых строились школа и семья. Важнейшим из них был принцип коллективизма. Н. К. Крупская утверждала, что одной из необходимейших предпосылок возможности коллективизма является тесная связь между людьми, близость их между собой, способность до конца понимать друг друга [33, 6]

    А. С. Макаренко в своих педагогических и художественных произведениях на основе богатого практического опыта показывает роль общения родителей, педагогов, старших в нравственном формировании личности воспитанника. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди,— отмечал он.— Из них на первом месте — родители и педагоги » [17]. При этом, по его утверждению, воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. И эта передача осуществляется не иначе, как посредством отношений и общения старших с младшими, родителей с детьми. Вот почему А. С. Макаренко высоко ценил общение и слово воспитателя. Хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, указывал он, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в нашем слове почувствовали  вашу  волю,  культуру, личность

    Много общего с А. С. Макаренко можно  найти во взглядах на отношения и общение воспитателей и воспитанников, родителей и детей в трудах и в опыте В. А. Сухомлинского [28]. Подростки, юноши и девушки стремятся утвердиться в своих суждениях, убеждениях, развеять сомнения, уяснить непонятное. Им хочется обсуждать общечеловеческие проблемы и в то же время советоваться со старшими о смысле жизни, о личном, о своем будущем. Отсюда важнейшая задача воспитания и заключается в том, как сделать общение таким, чтобы оно облагораживало личность, оттачивало ее моральную красоту. Эту задачу можно успешно осуществить, если старшие будут учить детей делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями, если дети будут восхищаться красивым и благородным, проявлять сопереживание и сочувствие по отношению к сверстникам и родителям, брать на себя ответственность за свои поступки. Осуществление этой задачи предполагает, чтобы сами родители в минуты и часы откровенного общения с детьми были самими собой, смогли предстать перед сыновьями и дочерьми старшими товарищами со своими взглядами на жизнь, с радостями, болями и сомнениями.

Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье