Роль и значение педагогического общения в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективные приемы педагогического общения.

Объект исследования – процесс общения.

Предмет – влияние педагогического общения на процесс воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть особенности педагогического общения в семье.
Выявить барьеры в общении.
Определить эффективные приемы педагогического общения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические основы изучения общения……………….6

Общение и его значение в семейном воспитании………………………………6
Общая характеристика общения. Педагогическое общение……………………8
2. Формирование эффективного педагогического общения в семье….13

2.1.Влияние стиля педагогического общения и позиции взрослого на

эффективность общения……………………………………………………………....13

2.2. Психологические барьеры в общении…………………………………………..19

2.3. Приемы эффективного общения…………………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Роль педагогического общения в воспитании в семье Курсовик.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

    Первое  экспериментальное психологическое  исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский. Исследования К. Левина показали: при авторитарном стиле выражается характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю, часто звучит приказной тон, нетактичные замечания. При этом жестко пресекается всякое проявление инициативы, самоуправство. Проявляется враждебность во взаимоотношениях в сочетании с покорностью и заискиванием. Авторитарный лидер оценивает успехи субъективно, адресуя упреки или похвалу исполнителю как личности. При демократическом стиле оцениваются факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля является активное участие в обсуждении хода предстоящей работы, ее организации, проявление интереса к деятельности, сплоченность, взаимопомощь и дружелюбие. В результате у детей развивается уверенность в себе, и стимулируется самостоятельность. При этом стиле возрастает общительность и доверительность взаимоотношений. Главная особенность попустительского стиля руководства заключается в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее. Этот стиль способствует воспитанию безответственности, халатности при выполнении поручений, отсутствию интереса к деятельности, которую никто не контролирует.

    Влияние стиля семейных отношений на  контакт  с ребенком очень заметно. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

          Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть из них идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

    Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствием контроля – гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант  семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

    Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

    Трудности возникают и при высоких ожиданиях  родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

    Распространенным стилем общения является общение-дистанция, которым часто пользуются как опытные родители, так и молодые. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений родителей и ребенка постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция, пронизывающая все сферы общения. Такое гипертрофирование дистанции в системе взаимоотношений ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия в семье и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Но это не означает, что элемент дистанции вообще не должен существовать, — он необходим, но должен осознаваться самим ребенком как логически вытекающий из общей системы взаимоотношений, а не диктоваться и утверждаться родителями как главный критерий. Дистанция выступает как указатель ведомости ребенка в жизни и ведущей роли педагога-родителя. Чем продуктивнее ощущает ребенок ведущую роль родителя и согласен на ведомую позицию по отношению к нему, тем органичнее и естественнее для него элементы дистанции в системе взаимоотношений. Таким образом, дистанция в общении должна исходить скорее из степени авторитета родителей и определяться детьми, будучи управляемой со стороны родителей. Указывая на необходимость известной дистанции при организации педагогического общения, следует подчеркнуть, что превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий уровень воспитательного процесса в семье [10, 68].

    Г.М.Андреева [1] выделяет в стиле общения две стороны: содержательную и техническую, т.е. формальную (приемы, способы) и дает полную характеристику содержательной и формальной сторонам трех основных стилей.

    Формальная  сторона     Содержательная  сторона
    Авторитарный стиль
    Деловые, краткие распоряжения.

    Запреты без снисхождения, с угрозой.

    Четкий язык, неприветливый тон.

    Похвала и порицание субъективны.

    Эмоции  не принимаются в расчет.

    Позиция лидера  - вне группы. 
 
 
 
 

    
    Дела  планируются заранее.

    Определяются  лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.

    Мнение  руководителя – решающее. 

    
    Демократический стиль
    Инструкция  в форме предложений.

    Не  сухая речь, а товарищеский тон.

    Похвала и порицание – с советами.

    Распоряжения  и запреты с дискуссиями.

    Позиция лидера - внутри группы.

    Мероприятия планируются не заранее, а в группе.

    За  реализацию предложений отвечают все.

    Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

    Попустительский стиль 
      Тон – конвенциональный.

    Отсутствие  похвалы, порицаний.

    Никакого  сотрудничества.

    Позиция лидера – незаметно в стороне  от группы.              

    Дела идут сами собой.

    Лидер не дает указаний.

    Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

    В А. Кан-Калик подчеркивает также, что «в семейном воспитании большую роль играет психологический климат семьи» [10, 60]. Поэтому именно взаимоотношения в семье, социально-психологический климат ее образуют тот воспитательный фон, на котором осуществляется развитие и формирование ребенка. Создавая атмосферу взаимодействия с ребенком, необходимо учитывать возможность разных позиций в процессе общения. Позиция в общении определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может проявляться самыми различными способами. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнера,  которая  характерна  для  личностно-ориентированного образования. Если родитель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

    Невозможно  абсолютное равенство ребенка и  родителя, но возможна равноценность. Поскольку и ребенок, и взрослый равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения родитель равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.

    Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским. Во взаимодействии с ребенком родитель не только принимает от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и дает ему «обратную связь» о собственной включенности в процессе общения. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, родители оказывают ребенку поддержку, в которой он нуждается.

    Различные внешние обстоятельства могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость и раздражение влияли на взаимодействие с ребенком, разрушили их контакт. Если нет настроения, проблемы на работе или в личной жизни, не стесняйтесь признаться в этом детям. В общении очень важно быть  естественным, оставаться самим собой.

      Взаимодействие с детьми предполагает, что родитель должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет смысл делать это не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить два основных типа ситуаций, когда родители должны корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда последствия затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия ребенка.

    В первом случае позитивное сообщение  должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Второй тип ситуаций требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Позитивное сообщение   включает   следующие   компоненты:   1)   описание произведенного действия; 2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия; 3) предложение альтернативного варианта поведения.

    Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения  входили все три звена. Важно  не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации.

    Позитивное  отношение к личности и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.

    Эффективное поощрение     Неэффективное поощрение
    1.Осуществляется  постоянно.

    2.Сопровождается  объяснением, что именно достойно  поощрения.

    3.Родители проявляют заинтересованность в успехах ребенка.

    4.Родители поощряют достижения определенных результатов.

    5.Сообщают ребенку о значимости достигнутых результатов. 

    6.Ориентируют на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.

    7.Дают сравнение прошлых и настоящих достижений ребенка. 

    8.Поощрение  соразмерно затраченным ребенком усилиям.

    9.Связывают достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.

    10.Воздействуют на мотивационную сферу личности ребенка, опираясь на внутренние стимулы: дети с удовольствием выполняют задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, т. е. получает удовлетворение от самого процесса.

    11. Обращают внимание ребенка на то, что повышение успеваемости зависит от реализации его потенциальных возможностей.

    12. Способствуют проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

    1.Осуществляется  от случая к случаю.

    2. Делается в общих чертах. 

    3.Родители проявляют минимальное формальное внимание к успехам ребенка.

    4. Родители отмечает участие в работе вообще.

    5.Дают ребенку сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость.

    6. Ориентирует на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.

    7.Достижения  ребенка оцениваются в сравнении с успехами других (его друзей, родственников).

    8.Поощрение  независимо от усилий, затраченных ребенком.

    9.Связывают достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств.

    10.Опираются на внешние стимулы: ребенок старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу или получить награду. 
 
 

    11.Обращают внимание ребенка на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий родителей. 

    12.Вторгаются в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы.

    

Информация о работе Роль и значение педагогического общения в современной семье