Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе в связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.
Спад производства приводит к тому, что школа начинает терять уставленные ранее связи с различными предприятиями города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей

Содержание

Введение 3
Сущность трудового воспитания 4
Задачи трудового воспитания 12
Особенности трудового воспитания младших школьников 16
Труд и всестороннее развитие личности 27
Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 33
Заключение 34
Список литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Человек, овладевший новым, более совершенным орудием труда, по своему развитию уже иной, более развитый человек.

     В «Основных принципах единой трудовой школы» был предложен очень большой список умений, освоить которые, по мысли автора этого документа наркома просвещения А.В. Луначарского, дети могли за годы школьного обучения.

     Стоит подчеркнуть весьма специфичную особенность разностороннего трудового воспитания ребенка: включение в идеал образованного человека разнообразия его трудовых навыков. Владение многочисленными практическими умениями призвано уничтожить презрение к физическому труду и людям, которые им занимаются, наилучшим образом подготовить детей к практической жизни, к овладению любой специальностью. Важной задачей является и подготовка подрастающего поколения к перемене труда, которая неизбежна в условиях научно-технической революции. Но прежде всего акцент делается на роли труда в развитии личности, росте физических и умственных возможностей. Сочетание обучения с приобщением к различным формам труда призвано дать ребенку возможность всестороннего развития мышления, в частности активизировать техническое мышление. В свое время Н.К.Крупская, большое энтузиаст трудового воспитания, возмущалась, однако, тем, что в Германии детей заставлю заниматься совершенно ненужным делом — распутывать нитки, которые до этого специально запутывают. Не одобряла она и такое занятие, как вышивание на пяльцах. Она не учитывала при этом, что такие виды труда хорошо развивают мелкие мышцы кистей рук (мелкая моторика). Эти мышцы остаются неразвитыми, если ребенка не приучить к видам ручного труда, приводящим их в действие. А это значит, что хорошего музыканта из него, может быть, уже не получится. Что-то недоразвив в детстве, педагоги непременно в чем-то ограничивают возможности человека в будущем.

     Таким образом, трудовая деятельность младших  школьников тесно связана с формированием  психических процессов и развитием  структур мозга, она существенным образом отражается на формировании различных особенностей личности и способностей ребенка.

Роль  и место педагога в трудовом воспитании школьников.

     Формирование  личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

     Под организацией труда понимается его  упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

     Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны  своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

     Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

     В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

     Подводя итоги, можно отметить, что роль педагога в трудовом воспитании поистине велика. Он не просто организует процесс трудового  воспитания, но на личном примере демонстрирует  школьникам эталон отношения к труду, контролирует развитие нравственных и этических компонентов трудовой деятельности, помогает в формировании необходимых умений и навыков.

Заключение

     Итак, подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в младшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

     Труд  является равнозначным предметом программы  обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом предстает будущее трудового воспитания.

Список  литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. - 48
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
  4. Иващенко Д.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987. – 316 с.
  5. Ильин В.С. Формирование личности школьника – целостный процесс. – М.: педагогика, 1984. – 354 с.
  6. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука-мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания // Воспитание школьников. – 2002. - №2. – С. 14-17
  7. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 143
  9. Синицин И.С. Когда воспитывает труд. – Просвещение, 1987. – 432 с.
  10. Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.
  11. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. – Педагогика, 1981. – 235 с.

Информация о работе Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников