Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:28, курсовая работа
В современном обществе в связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.
Спад производства приводит к тому, что школа начинает терять уставленные ранее связи с различными предприятиями города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей
Введение 3
Сущность трудового воспитания 4
Задачи трудового воспитания 12
Особенности трудового воспитания младших школьников 16
Труд и всестороннее развитие личности 27
Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 33
Заключение 34
Список литературы. 35
Полученные знания углубляются на уроках трудового обучения, которые позволяют школьнику усваивать некоторые положения в конкретной трудовой практике.
Программа по трудовому обучению включает различные виды технического и сельскохозяйственного труда, технический труд—работу с бумагой, картоном, тканью, фанерой, проволокой, природным материалом, а также с набором деталей типа «Конструктор-механик». Когда на уроках трудового обучения учащиеся занимаются обработкой тех или иных материалов, они познают их технологические свойства. Эти знания дополняются информацией учителя (конечно, в доступной форме и с учетом возраста и знаний детей) о промышленных производствах, которые занимаются изготовлением и обработкой данных материалов. Например, если учащиеся работают с бумагой или картоном, то речь на уроке может идти о лесодобывающей, целлюлозной, бумажной, полиграфической промышленности, следовательно, и о профессиях людей, занятых в них.
Если школьники работают с тканью, то им можно рассказать о хлопководстве, льноводстве, овцеводстве, о прядильном и ткацком производствах. Когда на уроках трудового обучения младшие школьники изготовляют какие-либо изделия, они усваивают простейший технологический процесс. Учитель рассказывает им о соответствующих отраслях народного хозяйства, о производствах, где налажено промышленное изготовление подобных изделий. Например, если дети шьют мягкую игрушку, то им полезно узнать о фабрике игрушек; если третьеклассники шьют нарукавники для первоклашек (специально для уроков труда) — о работе швейных ателье, фабрик. Объяснения учителя могут сопровождаться показом рисунков, слайдов, документальных фильмов. Можно организовать экскурсии детей на соответствующие предприятия (экскурсии входят в программу трудового обучения). Недостаточный уровень знаний, ограниченность житейского опыта затрудняют понимание младшими школьниками технологических процессов, а экскурсии в наглядной форме помогают эти процессы сделать более понятными, легче уяснить процесс производства (2).
Знакомство младших школьников с трудом взрослых осуществляется и в свободное от уроков время. Учитель проводит для них экскурсию по школе, рассказывает о труде учителей, лаборантов, библиотекарей, уборщиц, поваров, медсестер и других тружеников, которые делают все возможное, чтобы дети успешно учились. Он знакомит школьников с профессиями их родителей, организуя встречи с ними на классном и школьных праздниках и утренниках, а также в ходе экскурсий на производство, где трудятся родители. Учитель рассказывает ученикам о предприятиях, расположенных в районе школы, об их тружениках. Для этого он использует разные методы, например экскурсии на некоторые предприятия (в ателье, гараж, на почту, телеграф, в мастерские по ремонту техники, в магазин, теплицы, типографию, на железнодорожную станцию, стройку, детский сад и др.).
Существенную помощь могут оказать шефы базового предприятия, если они регулярно приходят в класс, рассказывают детям о своих профессиях, о своей работе. Знакомя младших школьников на уроках и в свободное время с профессиями и занятиями людей труда, учитель рассказывает о том, как взрослые работают на своих рабочих местах: какими инструментами, на каких машинах, какие операции выполняют. Учитель обращает внимание детей на слаженность трудового процесса, в котором заняты многие рабочие; на напряженность ритма рабочего дня. Рассказывает он и о том, что необходимо соблюдать порядок на рабочем месте, правила техники безопасности и гигиены труда, бережно относиться к рабочим инструментам и экономно расходовать материалы, выполнять работу качественно и в срок. В заключение важно довести до сознания учащихся мысль о том, что все на Земле создано трудом человека.
Такая целенаправленная и всеохватывающая работа по ознакомлению младшего школьника с миром труда взрослых людей позволяет учителю сформировать мировоззренческие представления о том, что наша Родина — страна людей труда; всё, что создано человеческим трудом,— наше богатство, и его надо беречь; о человеке судят по его труду, по его делам; человек должен уважать дело своих рук и труд других людей. Формируя эти представления, учитель приучает учеников бережно относиться к вещам и предметам, которые их окружают и которыми они пользуются: к домашнему и школьному имуществу, к вещам личным и членов семьи, к учебникам, тетрадям. И выражается это не только в выработке привычек «не рвать», «не ломать», не пачкать», но и в обучении, как починить, почистить, убрать за собой рабочее место, в выработке умений и привычек экономить электроэнергию, воду, продукты питания (в первую очередь хлеб), материалы и инструменты, используемые для изготовления различных изделий. Выработка таких привычек, таких умений наиболее успешно осуществляется при включении младших школьников в систематический общественно полезный труд.
На уроках математики, природоведения и трудового обучения школьники приобретают умения и навыки, необходимые для выполнения некоторых общественно полезных дел. Так, на уроках математики они учатся распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры, производить геометрические построения и измерения, пользуясь простейшими измерительными и чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль). Эти умения необходимы при изготовлении изделий различных геометрических форм из бумаги, картона, ткани, проволоки.
На занятиях сельскохозяйственным трудом, на уроках природоведения и трудового обучения младших школьников учат, как посеять семена и посадить растения, ухаживать за всходами, поливать их, рыхлить почву, собирать урожай. Эти умения необходимы для успешной работы на пришкольном участке.
Приведем небольшой перечень тех изделий, которые младшие школьники могут изготавливать в качестве пособий для других уроков: шаблоны из бумаги, картона, фанеры, полуфабрикаты из бумаги, картона, ткани (для аппликаций, шитья); счетный материал для уроков математики; игольницы, нарукавники и салфетки на столы для уроков труда; конверты для отходов (бумаги, ткани); картонные коробки для деталей металлического конструктора (для сборки конкретных моделей); образцы различных изделий для уроков трудового обучения в начальных и средних классах. Например, в программе трудового обучения IV класса предусмотрено знакомство с технологическими машинами. Учащиеся из наборов деталей типа «Конструктор-механик» собирают модели швейной машины, токарного и ткацкого станков (причем модель последнего — действующая, на ней можно ткать). Модель швейной машины передается в качестве пособия в кабинет обслуживающего труда. По ней дети в следующем учебном году начнут изучать устройство и принцип работы настоящей швейной машины. Модель токарного станка передается в школьные мастерские, ткацкого — остается в кабинете трудового обучения начальных классов: на ней учащиеся будут осваивать простейшую технологию ткацкого производства. Практика показывает, что четвероклассники способны собрать несколько моделей ткацкого станка и работать на них.
На таком станочке можно соткать небольшие коврики, затем сшить их и получившийся ковер повесить в кабинете трудового обучения начальных классов в конце учебного года, когда состоится вечер прощания с начальной школой.
Знания и умения, приобретаемые младшими школьниками на уроках, учитель углубляет и закрепляет в свободное от уроков время. Здесь диапазон общественно полезных дел учащихся расширяется. Он включает в себя общественно полезную трудовую деятельность для нужд школы и внешкольных учреждений, самообслуживание в школе и дома, производительный труд, занятия по интересам, общественную работу. Участвуя в разных видах общественно полезного труда, ученики приобретают новые знания и умения (6).
В педагогической практике встречаются следующие виды общественно полезного труда учащихся начальных классов, выполняемого для нужд школы: ремонт библиотечных книг; ремонт и изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных дидактических игр для учащихся начальных классов других параллелей; благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая, коридоры, вестибюль и пр.) в будни и праздники (выращивание комнатных цветов, изготовление елочных игрушек и украшений к Новому году, бумажных гирлянд и цветов к датам Красного календаря); работа на пришкольном участке (выращивание овощей для школьной столовой), в школьном дворе (осенью—сгребать сухие листья, зимой — очищать от снега дорожки, укрывать снегом кустарники, весной—очищать двор от мусора, окапывать кустарники).
Для нужд внешкольных учреждений и организаций учащиеся выполняют такие виды работ: выращивают рассаду цветов для скверов и парков, делают домики и кормушки для птиц, заготавливают им корм на зиму, проводят опытническую работу на пришкольном или специально выделенных базовым предприятием земельных участках; выращивают овощи, ухаживают за молодняком на животноводческих и птицефермах; придумывают игрушки, дидактические игры, другие подарки для воспитанников детских садов, читают малышам книжки, рассказывают сказки, обучают их навыкам самообслуживания, различным играм; собирают лекарственные травы и аптечную посуду; готовят подарки и сувениры для ветеранов войны и труда, шефов-производственников.
В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке класса, игровой комнаты: моют классную доску, полы, стирают с мебели пыль, поливают комнатные цветы, проветривают помещение и т.д. В школьной столовой раскладывают столовые приборы, расставляют тарелки с едой, убирают грязную посуду. Следят за сохранностью мебели, чистотой и порядком в помещении, контролируют внешний вид (чистота, опрятность костюма, платья) и состояние учебников и тетрадей (в случае необходимости производят их срочный ремонт). Изготавливают полуфабрикаты для уроков трудового обучения, дидактический материал для уроков русского языка, математики в своем классе (2).
Учитель следит за тем, чтобы младшие школьники были включены в обслуживающий труд дома. Как показывает опыт, дети данной возрастной ступени могут поддерживать в порядке свою одежду, обувь (почистить, погладить мелкие вещи, пришить пуговицу, заштопать небольшую дырку и пр.), аккуратно убирать постель, рабочий уголок, учебные принадлежности, игрушки, выполнять такие домашние дела, как мытье посуды, несложная уборка квартиры, приготовление простой пищи (вскипятить чай, почистить и сварить картошку, сделать бутерброды, приготовить салат), мелкие хозяйственные покупки, уход за домашними животными, растениями, за младшими братьями и сестрами (одевать их, кормить, играть и гулять с ними), оказывать помощь взрослым в работе на огороде я в саду (полив, сбор овощей, ягод).
На остове умений и навыков, приобретенных учащимися на уроках трудового обучения, организуется их производительный труд: в сельском хозяйстве — выращивание цветов, овощей; по заказам промышленных предприятий, мастерских—сколачивание тарных ящиков (из фанеры), комплектование готовых изделий но заказам предприятий торговли, фармацевтических фабрик, аптек - изготовление бумажных пакетов, упаковочных коробок из картона; для фабрик — изготовление детских кубиков, детского люто и т. д.
Учитель стимулирует занятия учащихся по интересам, участие их в работе различных кружков и секций, В кружках «Умелые руки», «Мягкая игрушка», «Техническое творчество», макраме, вязания и других он закрепляет и развивает; уже имеющиеся у школьников умения работать молотком, напильником, лобзиком, шить, вязать, вышивать, выпиливать, выжигать, формирует у них новые специальные умения. На занятиях, носящих преимущественно познавательный характер (например, математикой), учитель совершенствует и углубляет знания, полученные учащимися на уроках труда.
Следует отметить такой вид общественно полезного труда младших школьников, как участие в охране природы. В процессе обучения русскому языку, чтению, природоведению учитель дает учащимся общие знания и представления о красоте родной природы, о животном и растительном мире лесов, полей, лугов, водоемов. Рассказывает он и о том, что дает природа человеку, о взаимоотношениях человека с природой, ее обитателями, о том, чем могут помочь младшие школьники в охране природы. В свободное от урюков время ребята изготавливают кормушки и домики для птиц, охраняют их гнезда, подкармливают зимующих птиц и животных. Приучая к бережному обращению с учебниками, тетрадями, карандашами, учитель объясняет необходимость такого отношения, в том числе и борьбы за сохранность нашей природы, ее лесов. В юннатском кружнее знания детей о природе углубляются, навыки по ее охране совершенствуются. Опираясь на знания младших школьников о природе, на опыт их участия в мероприятиях по ее охране, учитель формирует представление о том, что сохранность природы во многом зависит от человека.
Следует отметить, что на всех уроках, во всех видах общественно полезной трудовой деятельности учитель формирует у младших школьников привычку доводить работу до конца, даже если она неинтересна, преодолевать в работе трудности, заботиться о качестве результатов. Воспитанию снимания, сосредоточенности, терпения помогает и учебный труд. На уроках учитель приучает школьников внимательно слушать и оценивать ответы одноклассников, не мешать товарищам. Формирование указанных умений наиболее эффективно в разных видах совместного, особенно коллективного, труда учащихся.
Организации коллективного труда младших школьников учитель уделяет специальное внимание. Трудовая деятельность учащихся является коллективной, если трудовое задание воспринимается как данное всему коллективу и коллектив несет ответственность за его выполнение; организация деятельности предполагает разделение труда, учитывающее интересы и способности каждого ученика и позволяющее каждому лучше проявить себя; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости, действует взаимный контроль и ответственность каждого перед коллективом; организацию выполнения задания осуществляет сам коллектив под педагогическим руководством учителя (имеется в виду распределение обязанностей, планирование, контроль за ходом работы, оценка сделанного, подведение общих итогов, взаимопомощь в случае необходимости) (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.А. Пермяков, М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, X.И. Лийметс, В.К. Дьяченко (10)).
Информация о работе Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников