Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе в связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.
Спад производства приводит к тому, что школа начинает терять уставленные ранее связи с различными предприятиями города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей

Содержание

Введение 3
Сущность трудового воспитания 4
Задачи трудового воспитания 12
Особенности трудового воспитания младших школьников 16
Труд и всестороннее развитие личности 27
Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 33
Заключение 34
Список литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      Данные  психологических и педагогических исследований (Л.И. Божовнч, Т. Е. Коипикова, А. В. Зосимовский, Т. К.Ахаян и др.(10)) позволяют утверждать, что общественная направленность личности есть не одно из качеств, пусть даже одно из главных среди прочих, а именно интегративное свойство личности. Она как бы придает особую социально-ценную значимость содержанию каждого качества — самостоятельности, ответственности, трудолюбия, инициативности и т. д. Мало того, наличие в структуре личности преобладающих над другими мотивов общественного блага (общественная направленность) приводит к сознательному стремлению школьника приобрести необходимые качества, умения и навыки.

      Формирование  личности в трудовой деятельности учащихся имеет свою специфику на каждом этапе их возрастного развития. Так, в младшем школьном возрасте—это воспитание устойчивого интереса к труду на общую пользу (трудолюбие), дисциплинированности и желания трудиться в коллективе, оказывать помощь товарищам; в подростковом возрасте — это воздействие на становление и преобладание в структуре личности социально значимых мотивов труда, когда школьник добровольно выполняет не всегда привлекательное для себя дело ради сознательно принятой им вместе с коллективом общественно значимой цели и развитие на этой основе общественно-трудовой активности; в старшем возрасте — это формирование потребности в творческом труде на пользу общества как переживание школьником чувства общественного долга и ответственности и выбор на этой основе своего жизненного пути.

      Проведенные исследования позволяют утверждать, что формирование именно этих показателей отношения школьников к труду могут быть критериями при анализе уровня сформированностн у школьников потребности в труде.

      Анализ  педагогической практики и психолого-педагогических исследований по данной проблеме, результаты исследований позволяют утверждать, что повышение качества трудового воспитания, рост трудовой воспитанности школьников зависят не только от разработки и применения каких-либо новых форм или содержания трудового воспитания, но и от наличия системы социальных, психологических и педагогических условий. Рост воспитанности личности в трудовом процессе достигается, если:

      в повседневном умственном труде формируется отношение к учению как потребности работать ежедневно, постоянно поддерживать познавательную активность и интерес к самостоятельному добыванию знаний;

      формируется отношение к труду как жизненной  потребности, при явном понимании общественной цели деятельности, самостоятельном, инициативном и творческом применении знаний в систематическом коллективном труде;

      формируется отношение к себе как к члену  трудового коллектива, умение и желание трудиться в коллективе, что подтверждается чередованием ролен исполнителя и организатора трудового процесса;

      развивается способность участвовать в коллективном анализе результатов труда, когда оцениваются не столько количественные показатели, сколько характер проявленные учащимися мотивов.

      Известно, что становление общественно ценных мотивов труда может происходить в любой по содержанию деятельности на пользу обществу, а не только в процессе производства материальных ценностей. В практике воспитания не всегда учитывается, что объем свободного от учебных занятий времени школьника значительно превышает время, отводимое на трудовое обучение, и, следовательно, потенциально может быть использован для формирования общественной направленности в процессе разнообразной общественно полезной деятельности (6).

      Процесс достижения у школьников высшего уровня трудовой воспитанности, сформированности потребности в труде как результат эффективного осуществления трудового воспитания предполагает, что в учебной и трудовой общественно полезной деятельности находят удовлетвореннее и другие общественные и личные потребности; в общении, самоутверждении, реализации творческих способностей, успешном выборе жизненного пути.

      Взаимодействие  этих социально значимых потребностей обогащает и делает личностно значимой потребность в труде, обеспечивает всестороннее формирование личности гражданина общества.

      Таким образом, трудовое воспитание рассматривается как педагогический процесс, составными элементами которого является деятельность педагогов и практическая деятельность учащихся (трудовое самовоспитание). Труд в школе отличается тем, что в первую очередь несет воспитательную направленность и призван формировать такие важные составляющие личности как отношение к труду, средствам труда, трудолюбие и т.д.

Задачи  трудового воспитания

     Воспитание в труде начинается в раннем детстве. Ребенок познает окружающий мир в посильном труде со взрослыми, становится вначале свидетелем, а затем участником трудовой деятельности людей. И в том и в другом случае процесс труда формирует в ребенке первые представления о реальном мире, о мире труда, о людях—участниках трудового процесса, о профессиях, рождает в нем чувство своей полезности, сопричастности с современным миром и необходимость его постижения, изменения.

     Большими  возможностями в трудовом воспитании детей располагает общеобразовательная школа. Школа должна подготовить молодежь к жизни, к труду так, чтобы она могла активно участвовать в демократических преобразованиях общественной и производственной жизни, строить трудовые отношения в новых условиях хозяйствования (11).

     В современных условиях такой труд может быть организован:

     — в школьных мастерских по выполнению заказов базового предприятия;

     — на пришкольных участках по выращиванию  фруктов и овощей, декоративных цветов и кустарников;

     — по благоустройству поселков и городов;

     — и межшкольных учебно-производственных мастерских;

     — на промышленных предприятиях, в организациях, где школьники, выполняя трудовые задания, участвуют в производственном процессе;

     — в цехах межшкольного учебно-производственного комбината, где труд школьника приближен к труду рабочего-производственника;

     — в мастерских профессионально-технических  училищ, которые могут предоставить свою современную материально-техническую базу для трудовой и профессиональной подготовки школьников;

     — на производственных участках базовых  хозяйств, колхозов и совхозов в составе ученических производственных бригад под руководством опытных специалистов;

     — на организованных базовыми предприятиями школьных заводах, так называемых «малых» производствах, где труд школьников приближен к современному производству;

     — в лагерях труда и отдыха, где  сочетается участие учащихся в производительном труде с оздоровительными мероприятиями;

     — на отдельных участках школы, в школьной столовой, в работах по оформлению кабинетов и рекреаций, в пришкольных интернатах в качестве воспитателей младших школьников, библиотекарей и т. д.

     Среди современных требований к трудовой подготовке школьников наиболее важным становится формирование труженика, которому присущи: чувство хозяина, долга, новое мышление, активная жизненная позиция, добросовестное отношение к труду. Сюда следует также отнести и требования, предъявляемые к подготовке ответственного гражданина: формирование потребности в труде, усиление социальной направленности трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, более раннее приобщение к труду с использованием доступной техники, включение в техническое творчество, формирование современного экономического и экологического мышления, ознакомление с ЭВМ и микропроцессорной техникой, новой прогрессивной технологией.

     Другим  не менее важным требованием к  трудовой подготовке школьников в системе трудового воспитания является усиление принципа политехнизма, предполагающего тесную взаимосвязь основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом общественно полезном труде.

     На  современном этапе, необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы, включившись в производство материальных ценностей, школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. Исходя из этого, в трудовой подготовке школьников необходимо предусмотреть следующие этапы трудового воспитания:

     1) ознакомление с рядом профессий,  по которым в школе создана необходимая учебно-материальная база;

     2) формирование у детей умений  и навыков по этим профессиям;

     3) включение учащихся в производительный труд по выполнению заказов базового предприятия и по производству материальных ценностей, с приближением их труда к конкретной профессии.

     Как показывают современные исследования ученых-педагогов, постепенное включение учащихся в производительный труд следует начинать с начальных классов. Дети в этом возрасте охотно включаются в производственный процесс по изготовлению полезных предметов, если они заведомо знают, какие предметы будут изготовлять и кто ими будет пользоваться.

     Первые  попытки детей 9—10-летнего возраста внести свой вклад в производство полезных вещей показали, что это формирует у них психологическую готовность к труду, любознательность, стремление все сделать самостоятельно, «своими руками».

     Труд  детей можно считать систематическим, общественно полезным, если ребенок  черпает радость в нем. Настоящий работник не тот, кто только исправно трудится, а тот, кто любуется своей работой. И эту увлеченность в труде необходимо воспитывать у детей, вовлекая их в разнообразные виды деятельности. Важен и сам процесс организации труда. Он должен быть такой, чтобы приобретение знаний, умений, навыков учащихся по определенной профессии гармонично сочеталось с трудовой и профессиональной направленностью.

     Собственная трудовая деятельность учителя, его личный пример организованности, трудолюбия, увлеченности своим делом — также немаловажный фактор воспитания, формирования у учащихся правильного отношения к труду. Однако основой трудового воспитания является собственный опыт ребенка и те отношения с людьми, с обществом, которые складываются у него, формируя личность и активно воздействуя на сознание.

     Итак, воспитательные возможности труда неисчерпаемы и определяются целями и способами его организации. Для того, чтобы они были в полной мере реализованы, необходим системный подход к трудовому обучению и воспитанию школьников, что в свою очередь требует учета возрастных особенностей детей и процессы происходящие в обществе.

Особенности трудового воспитания младших школьников

      Трудовое  воспитание младших школьников имеет  свою возрастную специфику, свои задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Цель трудового воспитания учащихся I—IV классов — развить дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм (4). Реализация данной цели способствует решение конкретных задач воспитания, таких, как:

    • интерес к труду взрослых, к разным профессиям, пониманне общественного значения трудовой деятельности;
    • бережное отношение к результатам труда людей — к электроэнергии, продуктам питания, материалам, инструментам, школьному имуществу, личным вещам;
    • положительное отношение ко всякому труду, желание участвовать в общественно полезном труде, активность в его выполнении, формирование умении преодолевать трудности в работе;
    • привычка соблюдать правила поведения в школе и вне ее, старательно выполнять порученное дело, формирование умений доводить работу до конца;
    • желание принимать участие в коллективных делах, формирование умений работать сообща, замечать необходимость помощи и вовремя ее оказывать, сочетать личные интересы с потребностями коллектива;
    • бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.

      Как же реализуются указанные задачи?

      В учебниках для начальных классов содержится богатый материал о наиболее распространенных профессиях умственного и физического труда. В них дано около 1000 терминов и понятий профориентационного характера: названия профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, инструментов, материалов, а также общие понятия, характеризующие трудовую деятельность (например: план, качество, коллективный труд и т. д.). Если проанализировать данный материал, то в нем можно выделить такие основные отрасли народного хозяйства (и соответствующие им профессии), как сфера обслуживания, сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство. На уроках чтения, русского языка, математики, природоведения младшие школьники знакомятся с общими представлениями об этих отраслях и соответствующими им профессиями.

Информация о работе Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников