Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе в связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция к общему экономическому упадку отечественной школы. В первую очередь подобные тенденции отражаются на прикладных аспектах обучения.
Спад производства приводит к тому, что школа начинает терять уставленные ранее связи с различными предприятиями города. Утрачиваются годами налаженные традиции, а вмести с ними и важные аспекты воспитания детей

Содержание

Введение 3
Сущность трудового воспитания 4
Задачи трудового воспитания 12
Особенности трудового воспитания младших школьников 16
Труд и всестороннее развитие личности 27
Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников. 33
Заключение 34
Список литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Трудовое воспитание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      О том, что трудиться в коллективе интереснее и продуктивнее, чем в  одиночку, что коллективная работа не получается, если между ее участниками нет дружбы, взаимопомощи, младшие школьники узнают из сказок и рассказов взрослых. Однако убедиться в преимуществах коллективного труда на собственном опыте детям трудно, так как они пока не умеют трудиться совместно, этому их надо учить.

      Дети  младшего школьного возраста мало ориентируются на сверстников, даже если сидят и трудятся рядом. Особенно ярко это выражено у первоклассников. Поэтому учителя включают младших школьников в коллективный труд не сразу. Сначала они вырабатывают у них привычку к простому сотрудничеству, простой кооперации. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, формирование этой привычки лучше начинать на уроках трудового обучения, причем при выполнении учащимися заданий по техническому труду. Коллективный сельскохозяйственный труд требует более сложной организации, поэтому переходить к нему следует позже.

      Трудовая  деятельность всегда предметна и  требует определенной последовательности в выполнении. Если пропустить даже незначительную операцию, использовать не тот инструмент или применить нужный инструмент неправильно, неверно спланировать или спутать порядок действий, это обязательно скажется на итогах работы. Поэтому коллективная трудовая деятельность лучше поддается педагогическому контролю. Этим и объясняется предпочтение ее для начала выработки у детей навыка простого сотрудничества.

      Навык простого сотрудничества учитель закрепляет в таких видах общественно полезной деятельности в свободнее от уроков время, как труд для нужд школы и внешкольных учреждений, самообслуживание в школе, производительный труд, общественная работа. После этого становится возможным перенос навыка в учебную деятельность на уроках. Так, например, формирование умений сотрудничать учителя начинают с того, что помогают детям внимательнее присмотреться друг к другу, особенно в тех случаях, когда кто-то нуждается в помощи. Они включают детей в работу парами, давая им один набор материалов и инструментов, поручая изготовить вместе одно изделие, контролировать действия друг друга (определенные этапы), взаимно оценивать результаты труда.

      Когда умения сотрудничать сформированы (обычно к концу I класса), учитель переходит к следующему, более сложному этапу — обучению самостоятельному совместному планированию работы, распределению обязанностей. Этот этап начинается также на уроках труда. Причем берутся сначала предметы более простые (но сложнее, чем для работы в одиночку), а затем более сложные. Дети начинают работать в паре, потом втроем и т.д. (но не более 7).

      В итоге любая общественно полезная трудовая деятельность младших школьников на уроках и в свободное время становится коллективной.

      Вовлекая  учащихся в систематический совместный, коллективный труд, учитель формирует у них умения дружно и инициативно работать на общую пользу, видеть трудности и заботы товарищей, приходить в нужный  момент на помощь, распределять обязанности между участниками труда, планировать общую работу, контролировать ее ход, оценивать сделанное, подводить общие итоги. Коллективная трудовая деятельность дает возможность ребенку испытать радость труда, помогает преодолевать трудности в работе, доводить дело до конца. В коллективном труде ребенок приучается правильно оценивать поведение свое и товарищей, отвечать за порученное дело, не перекладывать ее на других, считаться с мнением других людей, мнением коллектива, подчиняться общепринятым правилам сотрудничества.

      Для того чтобы учитель смог сформировать у учащихся определенные мировоззренческие понятия, представления, научить давать правильную оценку нравственным поступкам своим и товарищей, у них должно быть развито абстрактное, логическое мышление, В наибольшей степени этому способствуют такие учебные предметы, как математика, русский язык, чтение.

      На  уроках математики учитель формирует  у младших школьников умения выделять причину и следствие, делать обобщения, аргументировать свои высказывания. На уроках чтения и грамматики школьники учатся оценивать и сопоставлять поступки героев, определять мотивы их поведения, свое и авторское отношение к событиям, героям, фактам; рассуждать, объяснять, доказывать.

      Успех в выполнении коллективных общественно  полезных дел очень важен для  учащихся. Качество их индивидуального  труда, с общем, коллективном труде  является самым веским доказательством необходимости добросовестного отношения к приобретению и совершенствованию соответствующих знаний и умении.

      Таким образом? уже в начальной школе ученики могут выполнять самые разнообразные виды трудовой деятельности, которые при должном воспитательном сопровождении помогут школьникам расширить собственные представления о профессиональной деятельности взрослых и приобщиться к ней, развивая у себя необходимые качества личности, знания, умения и навыки.

Труд  и всестороннее развитие личности

     Значение  труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

     Возможности для этого развития содержаться  уже в самих орудиях, предметах  и результатах труда. В орудиях  труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

     Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

     Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

     Важной  производной этих социально-психологических  факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива.

     Большое требование к человеку предъявляют  результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов  труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

     Вторым  условием развития психики человека под влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

     Деятельность  воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

     Во  все видах труда формируется  такое важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

     В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

     Труд  играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

     Формирование  способностей осуществляется в той  или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

     Велика  роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

     В процессе труда и общения с  другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

     Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

     Кроме того роль труда в развитии ребенка  обусловлено наличием тесной взаимосвязи моторики и мозга (состоящей в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребенка, его ум) Исчерпывающий ответ на вопрос, как это происходит, дал Л.С. Выготский. Он ввел понятие «зона ближайшего развития» (2). Такой «зоной» является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребенку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной новой для него высоты ребенок достигает в результате многократных, последовательно усложняющихся действий, ведущих к прочному овладению новым умением.

     Чтобы ребенок прошел этот новый для  него отрезок пути личностного развития, надо выдвинуть перед ним задачу овладеть новым видом деятельности или усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Возникает противоречие между новыми задачами и прежним, недостаточным для выполнения этих задач опытом. Это противоречие устраняется в результате труда, упражнения, тренировок. В итоге количество переходит в качество: то, что раньше ребенок не умел делать, сегодня он умеет. Это значит, что у него появляются те внутренние силы, которые нужны для более сложного труда. Его мозг развился, потому; что стал органом управления еще одним видом деятельности.

     Вот почему каждое новое умение — это  не просто сноровка, богатство физических навыков: это еще и новый шаг в умственном развитии. Занимаясь ручным трудом, ребенок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берет на себя функции управления новым для ребенка видом деятельности и, управляя ею, развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует ребенок, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развить только в процессе овладения навыками ручного труда (6).

     Приобретая  новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ним конкретную цель — и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.

     Вот и получается, что отработка уже  приобретенных навыков труда  и приобретение новых — все это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова, а тот, кто не привык работать руками, умен только наполовину, во многих ситуациях обычной практической жизни он не сможет проявить смекалки, сообразительности, окажется просто беспомощнымю.

     Результатом соединения умственного и физического труда П.П. Блонский (6) считал такое ценное качество, как ловкость. «Ловкость — это максимальная производительность работы при минимуме затраты энергии, и ловкие движения — это достигающие цели движения. Если ловкость — целесообразность движений, то ясно, что воспитание ловкости перекрещивается с воспитанием ума: ловкий ребенок обыкновенно умный ребенок, хотя не всегда бывает наоборот».

     Из  двух задач — развитие силы и  развитие ловкости, — говорил П.П. Блонский, — большинство педагогов стремятся выполнить первую, тогда как на самом деле надо стремиться преимущественно к развитию ловкости: человечество оказалось победителем в борьбе за существование благодаря в большей мере ловкости, а не силе.

     Итак, любой труд, в том числе ручной, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствоватьсвой ум.

     Это очень актуально сегодня, когда ручного труда в жизни большинства наших школьников становится все меньше и меньше. П.П.Блонский в 1919 г. развивал мысль о том, что, в отличие от других живых существ, человек имеет дело с орудиями труда, техникой.

Информация о работе Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников