Реформа образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть причины и предпосылки проведения реформы образования в России;
- охарактеризовать особенности реформирования среднего, средне-технического и высшего образования;
- определить цели реформы образования;
- сформулировать основные факторы совершенствования системы образования в современных условиях.

Содержание

Введение 2
1. Система образования в России: необходимость перемен 5
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России 5
2. Реформа образовательной системы в России 12
2.1. Цели и мероприятия реформы 17
3. Совершенствование системы образования в современных условиях 28
Заключение 32
Список используемых источников 34
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

Реформа образования.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

    13. Кадры образования1. Государство должно предпринять немедленные и поистине радикальные меры, чтобы изменить к лучшему тяжелую ситуацию с педагогическими кадрами.

    а) Восстановление ответственности государства за школу. Норматив зарплаты учителей должен быть взят на бюджет субъектов Федерации. Учредителями школы станут Минобразования РФ (его будет представлять орган управления образованием субъекта федерации) и орган местного самоуправления. По учредительному договору Минобразования берет на себя базовую зарплату и переподготовку учителей, муниципалитет — содержание здания, оплату коммунальных услуг и прочих расходов, приобретение оборудования, доплаты учителям. (Политически это очень выгодно, а технически вполне возможно, учитывая, что де-факто сельские и часть городских школ все равно получают зарплату за счет помощи региона.)

    б) Повышение зарплаты учителей и преподавателей. По Закону об образовании зарплата учителя должна соответствовать средней по промышленности, а преподавателя вуза — двойной средней. Это уровень минимальной конкурентоспособности учителя на рынке труда. Для этого необходимо поднять его зарплату в 2,5 раза (с учетом предстоящего общего повышения зарплаты бюджетников — в 1,7 раза). Россия сегодня располагает возможностями в течение действующего президентского срока Путина довести зарплату педагогов до необходимого уровня. Это потребует дополнительно $2 млрд в год из территориальных бюджетов, $0,6 млрд в год из федерального бюджета.

    Поскольку резервы повышения в рамках ЕТС  всех бюджетников в 2002 году будут  практически исчерпаны, необходим  отказ от ЕТС в сфере образования, переход на новую систему оплаты труда. При нормативном финансировании в расчете на одного учащегося (или класс-комплект для сельской школы) государство будет устанавливать минимальные ставки оплаты штатных преподавателей, обязательные для учебных заведений. Такой переход можно осуществить с 2003 года.

    Решение проблемы учителей — важнейший политический ресурс президента перед выборами.

    Дополнительные  меры:

    • отсрочка от призыва для всех (а не только сельских) учителей и преподавателей ( для вооруженных сил — несколько тысяч человек в год);

    • государство должно взять на федеральный бюджет переподготовку преподавателей вузов, сузов и ПТУ и разделить с бюджетами субъектов Федерации финансирование переподготовки учителей школ. Стоимость — 2–3 млрд рублей в год по учебным заведениям федерального подчинения (с 2002 года), 7–10 млрд рублей для школ (с 2004 года);

    • учитель, получающий небольшую зарплату, должен быть уверен в будущем своих детей. В рамках перехода на новую систему зачисления в вузы и сузы необходимо предусмотреть целевые субсидии для детей учителей и преподавателей с 10-летним стажем;

    • целевые возвратные субсидии для приобретения компьютера и подключения к Интернету для учителей и преподавателей (с рассрочкой возврата на пять лет и частичным погашением);

    • установление порядка, при котором учебные заведения получают право отчислять два процента своего внебюджетного дохода на персональные пенсионные счета своих работников1.

    В целом, если все получится, характерным  для XXI века должно стать определение человека как «homo student», «существа учащегося».

    Наше  время требует от руководителей  всех уровней, да и самих педагогов осознания того факта, что для решения комплекса жизненных проблем, профессионализма, как части жизненной деятельности, нужно не случайное, спорадическое обучение, а организованная форма овладения систематизированными знаниями, умениями, навыками и личностными качествами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Совершенствование системы образования в современных условиях

    Ростки  инновационных явлений в образовательных процессах просматриваются достаточно четко. Рассмотрим некоторые инновационные процессы управления высшим образованием, которые позволят усовершенствовать систему высшего образования.

    Еще в 2000 году Виктор Садовничий, ректор МГУ  им. М.В. Ломоносова, на встрече группы ректоров с В.В. Путиным, тогда председателем  правительства, высказал идею создания университетских округов путем интеграции образовательных систем разных ступеней в единый комплекс1.

    Создание  университетского округа или учебного комплекса – явление совершенно новое. Это не только образовательная  система, дающая возможность обучаться всю жизнь, но система «сплавленная» со службой занятости, своеобразная информационно-образовательная система, способная сориентировать увольняемого по сокращению работника в том, где и какой набор специальностей ему может быть предложен, и переподготовить его по выбранной специальности.

    Создание  учебного комплекса чрезвычайно  сложное дело. Необходимо не только зафиксировать де-юре и де-факто  каждый из его элементов, но и «связать»  их вместе в единую систему, что потребует  синхронизации образовательных процессов, учебных планов, то есть всех структурных и функциональных компонентов педагогических систем, входящих в университетский округ.

    Другая  инновационной формой, которая приведет к совершенствованию системы  образования, могут стать мега-университеты, признаками которых являются:

    - дистанционная форма обучения;

    - высшее образование как результат;

    - количество обучающихся – до  миллиона студентов.

    Они работают в информационно-коммуникационных средствах индустриальными методами, очень популярны и очень богаты.

    Естественно, что инновационные процессы не обошли стороной и процессуальную часть  дидактической системы. Появились  так называемые педагогические технологии, представляющие собой модель учебного процесса. Одной из них является дистанционное обучение, построенное на новых компьютерных технологиях. Дистанционное образование олицетворяет 3-ю глобальную революцию в развитии человечества: 1-я связана с появлением письменности; 2-я – с изобретением книгопечатания.

    Благодаря дистанционному обучению стало возможным создание открытого информационного пространства. С этой целью в России разработано несколько концепций и программ, например концепция «Создание единой системы дистанционного образования».

    Заметим, что на протяжении столетий образование  оставалось наиболее консервативной областью человеческой деятельности, мало подверженной изменениям: столетиями объем знаний возрастал, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась. Объективные условия развития современного общества диктуют новые требования к содержанию и формам передачи знания. Как следствие, появились новые – инновационные – образовательные технологии, основанные на дистанционных формах обучения.

    Вместе  с тем для современного мирового сообщества идея дистанционного обучения не нова. С 1938 года существует Международный совет по заочному образованию – одна из старейших международных образовательных организаций, которая с 1982 г. известна как Международный совет по дистанционному образованию (ICDE). Появился новый термин «глобальное образование», который подразумевает целостную систему международного высшего образования, включающую традиционные общие компоненты, но на новой технологической основе.

    При этом необходимо учитывать, что в  современных условиях во всем мире экспорт образовательных услуг несет не только социокультурную, но и экономическую нагрузку. К примеру, по данным Института международного образования, в США в прошлом году обучалось 453 787 иностранных студентов. Занимая 5-е место среди крупнейших «экспортеров» образовательного продукта. Американцы ежегодно получают в казну 7 млрд долл. Большая часть иностранных студентов – 57% - представляют Азию, и лишь 15% - Европу. Сегодня высшее образование в США называют «100-миллиардным бизнесом», дающим 2,7% валового национального продукта1.

    Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют  о необходимости наращивания  усилий в развитии отечественного образования  и его экспорта.

    В развитии технологии дистанционного обучения можно проследить несколько этапов, которые должны использоваться в целях совершенстования системы образования.

    Первый  этап – форма дистанционного образования, в которой обучение организуется по схеме «педагог – один или  несколько учеников». Виды средств  связи между преподавателем и  учащимися немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. Количество специалистов, обеспечивающих эту форму дистанционного образования, ограничено, а большинство компонентов – автономны и независимы друг от друга. Правда, на данном этапе отсутствует системность и комплексность в применении дистанционных средств обучения.

    Второй  этап развития дистанционного образования  характеризует схема: «педагог –  множество учеников». Его оформление произошло благодаря появлению  в процессе дистанционного обучения односторонней связи, то есть без обратного компонента. Виды связи становятся более разнообразными: это видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

    Третий  этап развития дистанционного обучения связан с появлением в начале 80-х  годов и дальнейшим ростом популярности Интернета. Его влияние столь огромно, что связь «многих со многими» и системы обмена знаниями стали общими. Количество поставщиков информации увеличивалось, несмотря на временные и географические ограничения. С начала 90-х годов число пользователей Интернета бурно растет: предполагается, что в самое ближайшее время оно достигнет 100 млн.

    Сегодня можно говорить о четвертом, интегрирующем  этапе развития дистанционного образования, основанном на комплексной, виртуально-тренинговой  технологии обучения с применением всех известных форм. Это результат совершенствования средств доставки информации. Благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной взаимосвязи) стало возможным максимально быстро передавать любые формы информации в любую точку земного шара1.

    А в целом, в центре образования  встанет стратегия опережающего образования и концепция гуманизации  и гуманитаризации образования, которые ставят в центр внимания проблему формирования личности обучающегося, его личностные функции. Забвение личностного ориентира в образовании приведет к утрате целостности образовательного процесса.

    Заключение

    Представленная  работа посвящена реформе образования в России, причем упор сделан на реформу средней и высшей школы. Образованию как социальный институт - важнейший фактор формирования и развития личности на различных этапах ее социализации и жизнедеятельности, прежде всего начальных.

    Особое внимание в работе уделено проблемам, стоящим перед системой образования в России, главной из которых является разный качественный уровень образования. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Реформа образования должна скоординировать создавшуюся ситуацию и вывести российскую систему образованию на мировой уровень.

    Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе  пассивны  и могут быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей только в той мере, в какой изучены,  освоены  людьми.  Роль  образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать  активный  фонд знаний  и  повышать его эффективность.  С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании  человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции.  Подготовка кадров  является таким же важным фактором научно-технического прогресса,  как и техническая оснащенность предприятий,  научная организация труда,  экономические стимулы.  Причем,  для экономики любой страны огромное значение  имеет подготовка  специалистов  с высшим  образованием.  Но роль образования не ограничивается только обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками.  Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения  рынка,  а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства.

          В ходе  развития производства и научно-технического прогресса произошли расширение  и определенная  перегруппировка потребностей,  удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь социальных,  культурных  изменений  в  условиях жизни и в облике всех трудящихся.  Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства  рабочей  силы  в один ряд с потребностями в пище,  одежде и т.д. 

Информация о работе Реформа образования в РФ