Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа
Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть причины и предпосылки проведения реформы образования в России;
- охарактеризовать особенности реформирования среднего, средне-технического и высшего образования;
- определить цели реформы образования;
- сформулировать основные факторы совершенствования системы образования в современных условиях.
Введение 2
1. Система образования в России: необходимость перемен 5
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России 5
2. Реформа образовательной системы в России 12
2.1. Цели и мероприятия реформы 17
3. Совершенствование системы образования в современных условиях 28
Заключение 32
Список используемых источников 34
Приложение 36
ПРЕДМЕТ: Исследование социально-экономических и политических процессов
ТЕМА: курсовая работа
«Реформа
образования в
РФ»
Содержание
Введение
Вряд
ли сегодня надо доказывать особое,
исключительное место и значение
института образования для
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности1.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 2000 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
В итоге, к 2000 г. наша страна встала перед кризисом образования, выход из которого был найден в реформе системы образования, что и станет предметом исследования в данной работе.
Перед тем как перешагнуть какой-то рубеж, принято подводить итоги, анализировать прошлое. Все мы помним, как накануне вступления человечества в новое тысячелетие появились различные концепции реформирования различных общественных структур, и конечно, не осталось в стороне от этих размышлений и педагогическая наука. Каким должно быть образование в третьем тысячелетии? Кого учить? Как учить? Где учить?
Подготовка
кадров для промышленных предприятий.
Формирование технических и
В целом, система образования прошла долгий путь и, как оказалась, к концу тысячелетия оказалось на грани кризиса. Выход был найден в реформировании системы образования. Что нового внесла реформа образования в процесс социализации молодежи? Реформа образования станет предметом исследования в представленной работе, объектом же исследования будет процесс реформирования средней, средне-технической и высшей школы.
Актуальность этой темы определяется тем, что институт образования имеет особое, исключительное место для жизнедеятельности и прогресса общества. Образование – важнейший фактор формирования и развития личности на различных этапах ее социализации и жизнедеятельности, прежде всего начальных и поэтому особенно важна.
Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
-
раскрыть причины и
-
охарактеризовать особенности
-
определить цели реформы
-
сформулировать основные
Образование
– важнейший фактор формирования
и развития личности на различных
этапах ее социализации и жизнедеятельности,
прежде всего начальных и потому особенно
важных. Ему принадлежит очень важная
роль в определении социального статуса
личности, в воспроизводстве и развитии
социальной структуры общества, в поддержании
социального порядка и стабильности, осуществлении
социального контроля.
1. Система образования в России: необходимость перемен
Что тормозит, на наш взгляд, развитие образования, несмотря на некоторые принимаемые государством меры (Закон «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция 12-летней школы», Программа воспитания и др.). Причин может быть несколько и они будут охарактеризованы в следующих параграфах.
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России
Система образования в значительной степени влияла и влияет на социально-экономический прогресс общества. Не случайно, обращаясь к проблемам, стоящим перед человечеством в XXI в., ученые разных стран предпринимают настойчивые попытки определить и пути развития образования. Чтобы понять направление эволюции педагогических систем, проследим смену этапов цивилизации (табл. 1).
Таблица 1
Влияние типов цивилизаций и образование
Аспекты технологии | Аграрная цивилизация | Индустриальная цивилизация | Постиндустриальная цивилизация |
Первичный продукт | Пища | Товары | Услуги |
Первичный фактор производства | Земля | Капитал | Знания. Опыт и нравственность |
Характер производства | Кустарное | Механизированное | Автоматизированное |
Роль машины или орудия труда | Продолжение или замена органов человека | Замена силы человека и животных | Усиление интеллекта человека |
Главные виды технологий | Ручные и орудийно-ориентированные | Энергетические и машинно-ориентированные | Организационные, деятельностные, информационные |
Роль человека в производстве | Мастеровой | Оператор машины | Творец и организатор |
Влияние образования на производство | Передача эмпирического опыта и навыков | Передача научных знаний | Оснащение методологией разных видов деятельности |
Обратим внимание на роль человека в производстве: мастеровой – оператор машины – творец и организатор. Вот этот новый человек – творец и организатор – будет жить и работать в цивилизации нового типа, которая будет характеризоваться малой значимостью материального производства в ценностных ориентациях человека (схема 1)1.
Схема 1. Тенденции развития системы образования
Да, мы живем в период, когда кризис мировой системы образования стал очевидным. Каковы же причины этого кризиса? Наиболее глобальная из них состоит в том, что заканчивается индустриальный этап развития цивилизации, для которого характерны непосредственная включенность человека в процесс материального производства, серийные технологии, разделение труда, специализация кадров. Кризис системы образования России усугубляется тяжелым экономическим положением страны, повлекшим за собой недостаточное финансирование деятельности высших школ, что, в свою очередь, вызвало отток квалифицированных кадров, недостаточное материальное оснащение.
На всех уровнях образования, особенно в общеобразовательных школах и вузах, доминирует архаичная система трансляции знаний вместо целенаправленного формирования необходимых для жизни качеств. Вопреки запросам общества и позициям современной педагогической науки преподавание в наших школах и вузах построено на предпосылке «чем больше всевозможных знаний, тем лучше». Этот принцип в определенной мере работает при подготовке ученых, и именно в этой области отечественное образование наиболее конкурентоспособно (отсюда миф о «лучшем в мире образовании»), но с точки зрения подготовки к практической деятельности оно во многом устарело и нуждается в радикальной перестройке содержания и организации.
Имеется
прямая связь между избыточным академизмом
образования и организационно-
Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для сельских школ (в % от рациональной потребности)
Рис.1.
Структура расходов
в общем образовании
в 2000 г. для сельских
школ (в % от рациональной
потребности)
Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для городских школ (в % от рациональной потребности)
Рис. 2.
Структура расходов
в общем образовании
в 2000 г. для городских
школ (в % от рациональной
потребности)
В условиях стихийного и во многом теневого развития рыночных отношений в системе образования сложилась система социального неравенства, когда доступ к качественному образованию получают преимущественно дети обеспеченных слоев населения. Это чревато острыми и трудно обратимыми социальными последствиями. В стране создаются предпосылки для перерастания имущественного неравенства в социальное, классовое. Из-за недоступности столичных вузов формируются замкнутые территориальные системы образования, воспроизводящие регионально ориентированные элиты.
Нищенское денежное содержание на протяжении 90-х годов деформировало преподавательский корпус. Процессы его старения, вымывания активных элементов дошли до того, что в школах сегодня преподают меньше 15 процентов мужчин, средний возраст преподавательского состава в вузах приблизился к пенсионному. Это основная причина падения качества образования и господства в нем инерционных тенденций.
Заработная плата учителей основной школы со стажем более 15 лет в различных странах в 2000 г. (в тыс. долл. в год по паритету покупательной способности)
Рис. 3. Заработная
плата учителей основной
школы со стажем более 15
лет в различных странах
в 2000 г. (в тыс. долл. в
год по паритету покупательной
способности)
Пока не решена проблема конкурентоспособного уровня зарплаты, все попытки развития и реформирования образовательной системы будут натыкаться на глухое сопротивление педагогической среды. Необходимо решительно улучшить денежное обеспечение преподавателей, но одна эта мера в нынешних условиях способна привести к противоположным результатам: закреплению консервативных кадров. Повышение заработной платы будет эффективным только в сочетании с внедрением системы стимулов для повышения качества образования.
Эти причины легли в основу реформирования системы гражданского образования. Перечислим несколько хорошо известных признаков реформирования.
Реформа системы образования затронула как средние, так и высшие учебные заведения. 1 января 2002 г. вступили в силу более ста поправок в федеральный закон "Об образовании". Из них самая значительная - отмена государственных гарантий получения гражданами начального и среднего образования. Теперь обучение передается в ведение регионов. А уж справятся с новой нагрузкой регионы или нет - это проблема людей, там проживающих, а вовсе не госчиновников.