Реформа образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть причины и предпосылки проведения реформы образования в России;
- охарактеризовать особенности реформирования среднего, средне-технического и высшего образования;
- определить цели реформы образования;
- сформулировать основные факторы совершенствования системы образования в современных условиях.

Содержание

Введение 2
1. Система образования в России: необходимость перемен 5
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России 5
2. Реформа образовательной системы в России 12
2.1. Цели и мероприятия реформы 17
3. Совершенствование системы образования в современных условиях 28
Заключение 32
Список используемых источников 34
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

Реформа образования.doc

— 203.00 Кб (Скачать)
 

    ПРЕДМЕТ: Исследование социально-экономических  и политических процессов

    ТЕМА: курсовая работа

    «Реформа  образования в  РФ» 

    Содержание 

    Введение

    Вряд  ли сегодня надо доказывать особое, исключительное место и значение института образования для жизнедеятельности  и прогресса общества.

    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности1.

    Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

    Средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 2000 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

    В итоге, к 2000 г. наша страна встала перед  кризисом образования, выход из которого был найден в реформе системы  образования, что и станет предметом  исследования в данной работе.

    Перед тем как перешагнуть какой-то рубеж, принято подводить итоги, анализировать прошлое. Все мы помним, как накануне вступления человечества в новое тысячелетие появились различные концепции реформирования различных общественных структур, и конечно, не осталось в стороне от этих размышлений и педагогическая наука. Каким должно быть образование в третьем тысячелетии? Кого учить? Как учить? Где учить?

    Подготовка  кадров для промышленных предприятий. Формирование технических и естественнонаучных тенденций – современность.

    В целом, система образования прошла долгий путь и, как оказалась, к концу тысячелетия оказалось на грани кризиса. Выход был найден в реформировании системы образования. Что нового внесла реформа образования в процесс социализации молодежи? Реформа образования станет предметом исследования в представленной работе, объектом же исследования будет процесс реформирования средней, средне-технической и высшей школы.

    Актуальность  этой темы определяется тем, что институт образования имеет особое, исключительное место для жизнедеятельности и прогресса общества. Образование – важнейший фактор формирования и развития личности на различных этапах ее социализации и жизнедеятельности, прежде всего начальных и поэтому особенно важна.

    Главная цель работы – раскрыть сущность реформы  образования в России.

    Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:

    - раскрыть причины и предпосылки  проведения реформы образования  в России;

    - охарактеризовать особенности реформирования  среднего, средне-технического и  высшего образования;

    - определить цели реформы образования;

    - сформулировать основные факторы  совершенствования системы образования  в современных условиях.

    Образование – важнейший фактор формирования и развития личности на различных  этапах ее социализации и жизнедеятельности, прежде всего начальных и потому особенно важных. Ему принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Система образования в России: необходимость перемен

    Что тормозит, на наш взгляд, развитие образования, несмотря на некоторые принимаемые  государством меры (Закон «Об образовании  в РФ», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция 12-летней школы», Программа воспитания и др.). Причин может быть несколько и они будут охарактеризованы в следующих параграфах.

    1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России

    Система образования в значительной степени влияла и влияет на социально-экономический прогресс общества. Не случайно, обращаясь к проблемам, стоящим перед человечеством в XXI в., ученые разных стран предпринимают настойчивые попытки определить и пути развития образования. Чтобы понять направление эволюции педагогических систем, проследим смену этапов цивилизации (табл. 1).

    Таблица 1

    Влияние типов цивилизаций  и образование

Аспекты технологии Аграрная  цивилизация Индустриальная  цивилизация Постиндустриальная  цивилизация
Первичный продукт Пища Товары Услуги
Первичный фактор производства Земля Капитал Знания. Опыт и  нравственность
Характер  производства Кустарное Механизированное Автоматизированное
Роль  машины или орудия труда Продолжение или  замена органов человека Замена силы человека и животных Усиление интеллекта человека
Главные виды технологий Ручные и  орудийно-ориентированные Энергетические  и машинно-ориентированные Организационные, деятельностные, информационные
Роль  человека в производстве Мастеровой Оператор машины Творец и  организатор
Влияние образования на производство Передача эмпирического  опыта и навыков Передача научных  знаний Оснащение методологией разных видов деятельности
 

    Обратим внимание на роль человека в производстве: мастеровой – оператор машины –  творец и организатор. Вот этот новый человек – творец и организатор – будет жить и работать в цивилизации нового типа, которая будет характеризоваться малой значимостью материального производства в ценностных ориентациях человека (схема 1)1.

    

    

    

    

    

    

      

    

    

    

    

      
 
 

Схема 1. Тенденции развития системы образования

    Да, мы живем в период, когда кризис мировой системы образования  стал очевидным. Каковы же причины этого  кризиса? Наиболее глобальная из них  состоит в том, что заканчивается  индустриальный этап развития цивилизации, для которого характерны непосредственная включенность человека в процесс материального производства, серийные технологии, разделение труда, специализация кадров. Кризис системы образования России усугубляется тяжелым экономическим положением страны, повлекшим за собой недостаточное финансирование деятельности высших школ, что, в свою очередь, вызвало отток квалифицированных кадров, недостаточное материальное оснащение.

    На  всех уровнях образования, особенно в общеобразовательных школах и  вузах, доминирует архаичная система трансляции знаний вместо целенаправленного формирования необходимых для жизни качеств. Вопреки запросам общества и позициям современной педагогической науки преподавание в наших школах и вузах построено на предпосылке «чем больше всевозможных знаний, тем лучше». Этот принцип в определенной мере работает при подготовке ученых, и именно в этой области отечественное образование наиболее конкурентоспособно (отсюда миф о «лучшем в мире образовании»), но с точки зрения подготовки к практической деятельности оно во многом устарело и нуждается в радикальной перестройке содержания и организации.

    Имеется прямая связь между избыточным академизмом  образования и организационно-экономическим  механизмом, предусматривающим финансирование учебных заведений вне зависимости от степени их эффективности и удовлетворенности потребителей. 
 

Структура расходов в общем  образовании в 2000 г. для сельских школ (в % от рациональной потребности)

 

Рис.1. Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для сельских школ (в % от рациональной потребности) 

Структура расходов в общем  образовании в 2000 г. для городских  школ (в % от рациональной потребности)

Рис. 2. Структура расходов в общем образовании в 2000 г. для городских школ (в % от рациональной потребности) 

    В условиях стихийного и во многом теневого развития рыночных отношений в системе образования сложилась система социального неравенства, когда доступ к качественному образованию получают преимущественно дети обеспеченных слоев населения. Это чревато острыми и трудно обратимыми социальными последствиями. В стране создаются предпосылки для перерастания имущественного неравенства в социальное, классовое. Из-за недоступности столичных вузов формируются замкнутые территориальные системы образования, воспроизводящие регионально ориентированные элиты.

    Нищенское денежное содержание на протяжении 90-х годов деформировало преподавательский корпус. Процессы его старения, вымывания активных элементов дошли до того, что в школах сегодня преподают меньше 15 процентов мужчин, средний возраст преподавательского состава в вузах приблизился к пенсионному. Это основная причина падения качества образования и господства в нем инерционных тенденций.

Заработная  плата учителей основной школы со стажем более 15 лет в различных  странах в 2000 г. (в тыс. долл. в год по паритету покупательной способности)

Рис. 3. Заработная плата учителей основной школы со стажем более 15 лет в различных странах в 2000 г. (в тыс. долл. в год по паритету покупательной способности) 

    Пока  не решена проблема конкурентоспособного уровня зарплаты, все попытки развития и реформирования образовательной  системы будут натыкаться на глухое сопротивление педагогической среды. Необходимо решительно улучшить денежное обеспечение преподавателей, но одна эта мера в нынешних условиях способна привести к противоположным результатам: закреплению консервативных кадров. Повышение заработной платы будет эффективным только в сочетании с внедрением системы стимулов для повышения качества образования.

    Эти причины легли в основу реформирования системы гражданского образования. Перечислим несколько хорошо известных признаков реформирования.

    Реформа системы образования затронула  как средние, так и высшие учебные  заведения. 1 января 2002 г. вступили в силу более ста поправок в федеральный закон "Об образовании". Из них самая значительная - отмена государственных гарантий получения гражданами начального и среднего образования. Теперь обучение передается в ведение регионов. А уж справятся с новой нагрузкой регионы или нет - это проблема людей, там проживающих, а вовсе не госчиновников.

Информация о работе Реформа образования в РФ