Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа
Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть причины и предпосылки проведения реформы образования в России;
- охарактеризовать особенности реформирования среднего, средне-технического и высшего образования;
- определить цели реформы образования;
- сформулировать основные факторы совершенствования системы образования в современных условиях.
Введение 2
1. Система образования в России: необходимость перемен 5
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России 5
2. Реформа образовательной системы в России 12
2.1. Цели и мероприятия реформы 17
3. Совершенствование системы образования в современных условиях 28
Заключение 32
Список используемых источников 34
Приложение 36
Инновационные школы (лицеи, гимназии, кадетские корпуса и пр.), а также обучение детей-инвалидов больше не будут, как раньше, финансироваться по повышенным нормативам. Из федерального бюджета эти образовательные учреждения будут получать столько же денег, что и общеобразовательные школы. Для талантливых детей из провинции это означает, что они вернутся в обычную школу, а вот детям-инвалидам придется вообще забыть об аттестате зрелости.
Кроме того, государство с нового года перестает финансировать выпуск учебной литературы. Отменены бесплатное питание и льготный проезд для школьников. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем в нашей стране закроются от 10 до 20 процентов частных школ. Новый закон ставит частные школы в один ряд с другими объектами бизнеса, совершенно не делая разницы между ними и, например, магазинами. Частная школа лишается какой-либо государственной поддержки. Теперь их ученики, если и продолжат обучение, то платить за него будут гораздо больше.
Что касается высшего образования, то в 2002 году Россия подписала Болонское соглашение. Оно предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Для этого России необходимо повсеместно ввести двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура). При этом большинство российских экспертов утверждает, что новая система разрушит сложившуюся в РФ систему высшего образования, неблагоприятно отразившись на качестве полученных студентами знаний1.
В наступившем году планируется, что общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Кроме того, в 2005 году продолжается разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. Система финансирования обучения, включая систему госсубсидий и образовательных кредитов, должна будет обеспечить то, чтобы специалисты отрабатывали взятые на себя обязательства или возвращали деньги. Система высшего образования в России в настоящее время играет роль «некоей камеры хранения». Люди, которые не могут найти себя, идут учиться - это негативная тенденция. Это плохо, когда люди за государственные деньги получают образование для себя, не считая, что они должны впоследствии работать на благо страны.
2. Реформа образовательной системы в России
Каким образом осуществляется реформа образовательной системы? Конечно же, путем инноваций. Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает «обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны», то есть определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.
В первую очередь инновации коснулись школы. В связи с переходом к 12-летней школе возникает неотложная необходимость осмысления и принятия новой педагогической парадигмы, которая ориентировала бы работников школы не на ответное, а на ответственное действие педагогики, признающей необходимость формирования человека не по меркам педагога, а способствующей становлению его самим собой. Предстоит сместить акцент в педагогике и сделать главным ее предметом изучение развития учащихся, а технологический аспект сделать производным.
Излагаемые ниже принципы современной психологии должны лечь в основу изменения существующей практики школьного образования1:
Перечисленные принципы не завершают их список, они даны в качестве примера. Суть этого примера в том, что зная эти и другие принципы можно осознанно, не подражая другим, выйти на создание культурных, психосберегающих технологий обучения, ориентированных на индивидуальное развитие ученика. Эта идея и составляет основу педагогики современного образования1.
В
мире происходит экономическая революция,
сравнимая по масштабам
Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий «новой экономике». Средняя школа должна обеспечивать эффективные (готовые к производственному применению) знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права. Профессиональная школа должна обучать современным и перспективным технологиям.
В ситуации «новой экономики» российские фирмы (даже малые и средние) получают возможность выйти на глобальный рынок, прежде всего в секторе «мягких технологий». Такие технологии не требуют значительных капиталовложений в средства производства (чтобы начать производство микропроцессоров, нужно $3–4 млрд, для производства программного обеспечения достаточно начальных вложений размером несколько сотен тысяч долларов) и основываются на даровом доступе к рынку предложения квалифицированного труда специалистов по информационным технологиям, программистов, экономистов, юристов, менеджеров.
Вложения в образование, таким образом, принесут через 5–7 лет отдачу в виде ускорения темпов и улучшения качества экономического роста.
Большие трудности испытывало и испытывает, несмотря на реформирование, система начально- и средне-технического образования.
Как известно, в настоящее время отсутствует распределение после окончания учебных заведений, что отрицательно сказывается на трудоустройстве молодежи, так как без опыта работы они не пользуются спросом на рынке труда.
На начало 2003-2004 учебного года в Алтайском крае действовало:
8
государственных высших
42
самостоятельных
73 учебных заведения начального профессионального образования, в том числе 69 дневных.
Выпуск специалистов и рабочих с дневных отделений профессиональных учебных заведений края, обучающихся за счет бюджетных средств в 2003 г. составил:
Из них направление на работу получили 4209 выпускников вузов (78 % от выпуска), 1750 выпускников ссузов (32 % от выпуска), и 6983 выпускника учреждений начального профессионального образования (50 % от выпуска). Практически каждый третий выпускник обратился в службу занятости.
В профессиональном разрезе наименее конкурентными на рынке труда оказались люди, получившие профессии1:
Профессия |
Численность безработных выпускников, состоящих на учете в службе занятости населения на 1.01.2004 г., чел. |
Удельный вес выпускников, имеющих статус безработного на 1.01.2004 г. к общей численности выпускников, % |
Социальный работник | 44 | 39,0 |
Оператор ЭВМ | 63 | 22,5 |
Портной | 96 | 18,5 |
Бухгалтер | 45 | 15,5 |
Слесарь по ремонту автомобилей | 24 | 14.5 |
Продавец | 76 | 12,5 |
Повар, кондитер | 140 | 10,0 |
В ходе реформы образования в целях совершенствования и развития системы подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, Департаментом Алтайского края значительное внимание уделяется согласованию объемов и профилей подготовки в профессиональных учебных заведениях края. В 2003 году в соответствии с потребностями рынка труда согласовано открытие новых специальностей:
В то же время, некоторые предложения учебных заведений по открытию новых специальностей не поддержаны. Например, отказано Бийскому государственному педагогическому университету в открытии на его базе подготовки специалистов по информационным технологиям среднего звена в связи с невостребованностью их на рынке труда региона.
Комитетами
администрации края по образованию
и по труду совместно с
Многие из этих молодых людей сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Более 1300 чел., или около 19 % от их выпуска, обратилось в поисках работы в службу занятости, 397 чел. трудоустроено, около 500 имели на конец года статус безработного (см. Приложение).
На основе этого работа региональных служб занятости, прежде всего, направлена на разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения2.
2.1. Цели и мероприятия реформы
1. Ресурсное обеспечение образования. Для обеспечения ресурсами системы образования в 2001–2010 годах необходимо: