Реформа образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Главная цель работы – раскрыть сущность реформы образования в России.
Для осуществления этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть причины и предпосылки проведения реформы образования в России;
- охарактеризовать особенности реформирования среднего, средне-технического и высшего образования;
- определить цели реформы образования;
- сформулировать основные факторы совершенствования системы образования в современных условиях.

Содержание

Введение 2
1. Система образования в России: необходимость перемен 5
1.1. Причины и предпосылки реформирования системы образования в России 5
2. Реформа образовательной системы в России 12
2.1. Цели и мероприятия реформы 17
3. Совершенствование системы образования в современных условиях 28
Заключение 32
Список используемых источников 34
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

Реформа образования.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

    Инновационные школы (лицеи, гимназии, кадетские корпуса  и пр.), а также обучение детей-инвалидов  больше не будут, как раньше, финансироваться  по повышенным нормативам. Из федерального бюджета эти образовательные учреждения будут получать столько же денег, что и общеобразовательные школы. Для талантливых детей из провинции это означает, что они вернутся в обычную школу, а вот детям-инвалидам придется вообще забыть об аттестате зрелости.

    Кроме того, государство с нового года перестает финансировать выпуск учебной литературы. Отменены бесплатное питание и льготный проезд для  школьников. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем в нашей  стране закроются от 10 до 20 процентов  частных школ. Новый закон ставит частные школы в один ряд с другими объектами бизнеса, совершенно не делая разницы между ними и, например, магазинами. Частная школа лишается какой-либо государственной поддержки. Теперь их ученики, если и продолжат обучение, то платить за него будут гораздо больше.

    Что касается высшего образования, то в 2002 году Россия подписала Болонское соглашение. Оно предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Для этого России необходимо повсеместно ввести двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура). При этом большинство российских экспертов утверждает, что новая система разрушит сложившуюся в РФ систему высшего образования, неблагоприятно отразившись на качестве полученных студентами знаний1.

    В наступившем году планируется, что  общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Кроме того, в 2005 году продолжается разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. Система финансирования обучения, включая систему госсубсидий и образовательных кредитов, должна будет обеспечить то, чтобы специалисты отрабатывали взятые на себя обязательства или возвращали деньги. Система высшего образования в России в настоящее время играет роль «некоей камеры хранения». Люди, которые не могут найти себя, идут учиться - это негативная тенденция. Это плохо, когда люди за государственные деньги получают образование для себя, не считая, что они должны впоследствии работать на благо страны.

    2. Реформа образовательной системы в России

    Каким образом осуществляется реформа  образовательной системы? Конечно  же, путем инноваций. Слово «инновация»  имеет латинское происхождение. В переводе оно означает «обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны», то есть определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.      

    В первую очередь инновации коснулись  школы. В связи с переходом  к 12-летней школе возникает неотложная необходимость осмысления и принятия новой педагогической парадигмы, которая ориентировала бы работников школы не на ответное, а на ответственное действие педагогики, признающей необходимость формирования человека не по меркам педагога, а способствующей становлению его самим собой. Предстоит сместить акцент в педагогике и сделать главным ее предметом изучение развития учащихся, а технологический аспект сделать производным.

    Излагаемые  ниже принципы современной психологии должны лечь в основу изменения существующей практики школьного образования1:

  • Ведущая роль социокультурного контекста или социальной ситуации развития. Программы обучения должны быть в большей мере наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями;
  • Ориентация обучения на сензитивные периоды развития, т.е. периоды наиболее чувствительные к усвоению предметных и умственных действий, способам общения, усвоению языка и т.д. Все это приводит к решению проблемы отбора соответствующего предметного содержания, а также адекватных предмету методов обучения;
  • Совместная деятельность и общение как средство интенсивного развития ученика через организованное обучение и воспитание. Речь идет о привычном для нас термине «педагогическое сотрудничество»;
  • Учет ведущей деятельности, законов ее смены (Д.Б. Эльконин). Один вид деятельности выстраивает новую, поэтому есть «ведущая деятельность», но она вовсе не единственная;
  • Определение зоны ближайшего развития как метода диагностики способностей (от способов деятельности). Педагогическая тактика заключается в том, чтобы создавать условия преодоления школьником (выход за пределы) зоны ближайшего развития;
  • Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития ученика. Например, преход от внешнего предметного действия к образам и, наконец, к мыслям. «Выращенное» сознание, в первую очередь, интериоризуется в предметное, коммуникативное действие. Возникает поступок, формирующий поведение.

    Перечисленные принципы не завершают их список, они  даны в качестве примера. Суть этого  примера в том, что зная эти  и другие принципы можно осознанно, не подражая другим, выйти на создание культурных, психосберегающих технологий обучения, ориентированных на индивидуальное развитие ученика. Эта идея и составляет основу педагогики современного образования1.

    В мире происходит экономическая революция, сравнимая по масштабам                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                с промышленной революцией XIX века. Меняется способ производства — если в течение последних 200 лет работник «прилагался» к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то в «новой экономике» компьютер выступает как относительно универсальное средство производства (как лопата или молоток в доиндустриальной экономике), реализующее уникальные способности работника. В «новой экономике» именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат.

    Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий «новой экономике». Средняя школа должна обеспечивать эффективные (готовые к производственному применению) знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права. Профессиональная школа должна обучать современным и перспективным технологиям.

    В ситуации «новой экономики» российские фирмы (даже малые и средние) получают возможность выйти на глобальный рынок, прежде всего в секторе «мягких технологий». Такие технологии не требуют значительных капиталовложений в средства производства (чтобы начать производство микропроцессоров, нужно $3–4 млрд, для производства программного обеспечения достаточно начальных вложений размером несколько сотен тысяч долларов) и основываются на даровом доступе к рынку предложения квалифицированного труда специалистов по информационным технологиям, программистов, экономистов, юристов, менеджеров.

    Вложения  в образование, таким образом, принесут через 5–7 лет отдачу в виде ускорения темпов и улучшения качества экономического роста.

    Большие трудности испытывало и испытывает, несмотря на реформирование, система  начально- и средне-технического образования.

    Как известно, в настоящее время отсутствует  распределение после окончания учебных заведений, что отрицательно сказывается на трудоустройстве молодежи, так как без опыта работы они не пользуются спросом на рынке труда.

    На  начало 2003-2004 учебного года в Алтайском  крае действовало:

    8 государственных высших профессиональных учебных заведений, 14 филиалов, а также 2 самостоятельных негосударственных вуза и 6 филиалов.

    42 самостоятельных государственных  средних профессиональных учебных  заведения, 14 филиалов и 3 негосударственных  средних профессиональных учебных  заведения.

    73 учебных заведения начального профессионального образования, в том числе 69 дневных.

    Выпуск  специалистов и рабочих с дневных  отделений профессиональных учебных  заведений края, обучающихся за счет бюджетных средств в 2003 г. составил:

  • 5415 человек, завершивших обучение в вузах,
  • 5457 человек, получивших среднее профессиональное образование,
  • 13777 человек, получивших рабочую профессию в учреждениях начального профессионального образования.

    Из  них направление на работу получили 4209 выпускников вузов (78 % от выпуска), 1750 выпускников ссузов (32 % от выпуска), и 6983 выпускника учреждений начального профессионального образования (50 % от выпуска). Практически каждый третий выпускник обратился в службу занятости.

    В профессиональном разрезе наименее конкурентными на рынке труда оказались люди, получившие профессии1:

 
Профессия
 
Численность безработных выпускников, состоящих  на учете в службе занятости населения  на 1.01.2004 г., чел.
 
Удельный  вес выпускников, имеющих статус безработного на 1.01.2004 г. к общей  численности выпускников, %
Социальный  работник 44 39,0
Оператор  ЭВМ 63 22,5
Портной 96 18,5
Бухгалтер 45 15,5
Слесарь по ремонту автомобилей 24 14.5
Продавец 76 12,5
Повар, кондитер 140 10,0
 

    В ходе реформы образования в целях  совершенствования и развития системы подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, Департаментом Алтайского края значительное внимание уделяется согласованию объемов и профилей подготовки в профессиональных учебных заведениях края. В 2003 году в соответствии с потребностями рынка труда согласовано открытие новых специальностей:

  • «Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете;
  • «Социальный сервис и туризм» в Алтайском государственном университете;
  • «Клиническая психология» в Алтайском государственном университете;
  • «Религиоведение» в Алтайском государственном университете;
  • «Математические методы в экономике» в Барнаульском государственном педагогическом университете;
  • «Культурология» в Барнаульском государственном педагогическом университете.

    В то же время, некоторые предложения учебных заведений по открытию новых специальностей не поддержаны. Например, отказано Бийскому государственному педагогическому университету в открытии на его базе подготовки специалистов по информационным технологиям среднего звена в связи с невостребованностью их на рынке труда региона.

    Комитетами  администрации края по образованию  и по труду совместно с Департаментом  ежегодно утверждаются контрольные  цифры приема и выпуска квалифицированных  рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования края. На протяжении последних 3 лет количество профессиональных училищ, прием учащихся и выпуск рабочих  оставались на одном уровне. Ежегодно 69 профессиональных училищ принимали на обучение и выпускали около 14 тыс. молодых рабочих1.

    Многие  из этих молодых людей сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Более 1300 чел., или около 19 % от их выпуска, обратилось в поисках работы в  службу занятости, 397 чел. трудоустроено, около 500 имели на конец года статус безработного (см. Приложение).

    На  основе этого работа региональных служб  занятости, прежде всего, направлена на разработку и реализацию федеральной  и территориальных программ содействия занятости населения2.

    2.1. Цели и мероприятия реформы

    1. Ресурсное обеспечение образования. Для обеспечения ресурсами системы образования в 2001–2010 годах необходимо:

Информация о работе Реформа образования в РФ