Наглядности
при обучении иностранным языкам
присущи следующие характеристики:
- она служит
исходным моментом, источником и основой
приобретения знаний;
- является
средством обучения, обеспечивающим оптимальное
усвоение учебного материала и его закрепление
в памяти;
- образует
фундамент развития творческого воображения
и мышления;
- является
критерием достоверности приобретаемых
знаний;
- содержит
подсказки для раскрытия законов языка
при его чувственно-наглядном восприятии;
- служит средством
развития языковой наблюдательности у
учащихся и увеличения объема их знаний
в процессе сопоставления родного и иностранных
языков;
- оказывается
приемом развития памяти путем ее опоры
на различные органы ощущений и впечатлительность;
- соответствует
склонности учащихся мыслить формами,
красками, звуками, ощущениями вообще;
- способствует
научению устной и письменной речи в соответствии
с типичными моделями речевых поступков
вербальных значений;
- имеет в обучении
не только материальное, но и формальное
значение;
- обеспечивает
обратную связь чувственно-наглядного
впечатления, образа памяти и образа творческого
воображения;
- развивает
образную речь, которая вызывает у учащихся
активность их творческого воображения,
наглядные образы которого могут репрезентировать
законы языка;
- существуют
два пути создания наглядных представлений:
через ощущение – восприятия; с помощью
художественной речи;
- мышечно-двигательная
наглядность осуществляется в виде двигательных
формул, содержащих зрительные, двигательные
и слуховые элементы;
- наглядность
при обучении иностранного языка включает,
кроме обычной, языковую и вербально-поступочную.
При
использовании наглядных методов
обучения необходимо соблюдать ряд
условий:
- применяемая
наглядности должна соответствовать возрасту
учащихся;
- наглядность
должна использоваться в меру и показывать
ее следует постепенно и только в соответствующий
момент урока;
- наблюдение
должно быть организованно таким образом,
чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
демонстрируемый предмет;
- необходимо
четко выделять главное, существенное
при показе иллюстраций;
- детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе
демонстрации явлений;
- демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована
с содержанием материала;
- привлекать
самих учеников к нахождению желаемой
информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве.
При
выполнении названных условий наглядность
становится средством повышения
мотивации в обучении иностранному
языку, а, следовательно, стимулятором
эффективности обучения иностранному
языку.
Список
использованной литературы
- Баранов С.П.
Принципы обучения. Лекции по дидактике.
– М.-1975.
- Беляев Б.В.
Психологический основы усвоения лексики
ИЯ. – М. -1964.
- Бим
И.Л. Общая методика обучения иностранным
языкам: Хрестоматия. – М.: Просвещение,1991.
- Верещагина
И.Н, Притыкина Т.А. Учебник для 3 класса
школ с углубленным изучением английского
языка.-М.,2002
- Гальскова
Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА,2000.
- Гальскова
Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения
иностранным языкам. Начальная школа:
Методическое пособие. – М.- 2004.
- Диск «Применение
международных информационных технологий:
применение ИКТ в учебном процессе», академия
АЙТИ
- Захаров,
В.А. Информационное общество/ В.А. Захаров,
М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства
информатики. –1999. - №9. – с. 4 – 7.
-
Золотницкая С.П.
Дидактические раздаточные материал для
работы в парах. – М: Просвещение,1980.
- Иванова
Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения
иностранному языку: Базовый курс лекций.
Часть 1. –Уфа: изд-во БГПУ,2004.-92 с.
- Кадочникова
Л.М. Выпускная квалификационная работа:
Нетрадиционные формы урока.– Шуя: Шуйский
гос. пед. ун-т, 2003.
- Калинин
М. И. О воспитании и обучении: Избранные
статьи и речи.— М.: Учпедгиз, 1957. — 344 с.
- Каширский
А.В. Реализация принципа наглядности
средствами информационных технологий
обучения. Статья. - Ульяновского гос. пед.ун-та
им. И. Н. Ульянова.-2010
- Коменский
Я.А. Избранные педагогические сочинения.
В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982
- Кравченя
Э.М. Технические средства обучения в школе.
Уч. пособие /Э.М. Кравченя. - Мн. ТетраСистемс,
2005
-
Клементенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические
основы методики обучения ИЯ в средней
школе. – М.:Педагогика,1981.-С.95.
- .Коджаспирова
Г.М. Технические средства обучения и воспитания
и методика их использования./ Г.М. Коджаспирова,
К.В. Петров - М., 2003.
- Леонтьев
А. А. Язык, речь, речевая деятельность.—
М.-1962.
- Мильруд
Р.П. Методика преподавания английского
языка. - М.– 2005.
- Никитенко
З.Н. Обучение иностранным языкам на начальном
этапе.// Иностранные языки в школе. - М.
-1991.
- Пальмер
. Основы теории
обучения ИЯ –
М.-1961.
- Пассов Е.И.,
Голдина Е.В. Цели обучения ИЯ. – Воронеж,2002.
- Пассов
Е.И., Кузнецова Е.С. Проблема навыков и
умений в обучении ИЯ: уч.пособие.-Воронеж:
НОУ «Интерлингва».2002.-40 с.
- Рогова
Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения
английскому языку на начальном этапе
обучения. – М.-1988.
- Салимова
Ю.Г. Использование мультимедийного проектора
для повышения качества знаний. Выпускная
квалификационная работа.-Кунгур: ГОУ
СПО «Кунгурское педагогическое училище»
- 2008
- Соловова
Е.Н. Методика обучения иностранным языкам:
Базовый курс лекций: Пособие для студентов
пед. вузов и учителей. – М.-2002.-С.28.
- Сурыгин
А.И.Основы теории обучения на неродном
для учащихся языке. - Златоуст.-2000
- Трайнев,
В. А. Информационные коммуникационные
педагогические технологии (обобщения
и рекомендации): учебное пособие / В. А.
Трайнев, И. В. Трайнев. - М.: Дашков и Ко,
2006
- Хэгболдт
П. Изучение иностранных языков. – М., 1963.
- Щерба Л.В.
Преподавание языков в школе. – М., 2002.