Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные упражнения с применением наглядности при формировании лексико-грамматических навыков.

Гипотеза: применение наглядности является одним из эффективных средства обучения иностранному языку на начальном этапе.

Задачи:

1. Анализ научной литературы по данной проблеме.

2. Изучение форм наглядности.

3. Подбор материала для лексико-грамматических упражнений.

Содержание

Введение

Глава 1. Принципы обучения иностранному языку.

Понятие «принцип обучения». Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения.
Лингвистические принципы обучения иностранному языку.
Дидактические принципы обучения иностранному языку.
Психологические принципы обучения иностранному языку.
Глава 2. Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе.

2.1. Наглядность как средство обучения.

2.2. Область применения наглядности.

2.3. Характер изобразительного материала и вариативность работы с ним.

2.4. Виды таблиц и их тематика.

2.4.1. Лексические таблицы и таблицы по грамматике ИЯ.

2.4.2. Дидактические функции таблиц.

2.5. Компьютерные технологии как средства обучения ИЯ.

2.5.1. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку

2.5.2. Реализация принципа наглядности средствами информационных технологий обучения ( Каширский Александр Вячеславович).

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе.docx

— 73.37 Кб (Скачать)

      Лексические таблицы выполняют следующие  дидактические функции и служат для: презентации лексического материала, активизации его в речи учащихся; создания ситуаций, стимулирующих речевую  деятельность учащихся; систематизации лексического материала. (см.приложение 1)

      Таблицы по грамматике иностранных языков выполняют  следующие дидактические функции:

  • служат своеобразной опорой для применения правил;
  • способствуют выработке навыков употребления конкретного грамматического явления в речи;
  • способствуют обобщению и систематизации изученного материала.

      Тематика  таблиц по грамматике иностранных языков в основном соответствует программе. К примеру, таблицы по грамматике английского языка иллюстрируют наиболее характерные случаи употребления грамматических явлений в речи. В таблицах широко используют рисунки, которые иллюстрируют трудные случаи образования грамматической формы (например, образование вопросительной формы). (см.приложение 5)

      Таблицы на сопоставление аналогичных или  противопоставление взаимосмешиваемых  форм позволяют обратить внимание учащихся на отличительные черты образования  и употребления грамматического  материала в речи и тем самым предупредить некоторые характерные для учащихся ошибки.

      Работе  с таблицей по грамматике предшествует устная отработка образца без  опоры на печатный текст. Таблица  используется для выявления какой-нибудь закономерности, а также для обобщения  и систематизации языкового материала.

      Количество  и характер вопросов зависят от сложности  темы, содержания лексической или  грамматической таблицы и уровня подготовки учащихся. Особое внимание следует уделить специфики табличной  формы, расположению материала, условным обозначениям.

      При работе с таблицей по грамматике целесообразно  также использовать составление  вопросов к изобразительному материалу  таблицы, подбор собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию рисунка, упражнения на подстановку, замену, дополнение и расширение образца.

      В современных учебных заведениях для преподнесения таких видов  наглядностей, используются компьютерные интерактивные технологии. Так, в МОУ «гимназия №1» г. Стерлитамак на уроках английского языка в начальных, средних и старших классах у нас была возможность убедиться в эффективности использования современных технологий.

    1. Компьютерные технологии как средства  обучения ИЯ.

     В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий (КТ) практически во все сферы деятельности человека. Cфера образования не могла стать  исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения КТ.( [10] с.4)

     В учебных заведениях, преобладают  речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование компьютерных средств позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей. Использование КТ помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения. [9]

     Важнейшей особенностью КТ является  их интерактивность, т.е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

     Преимущество  состоит в облегчении труда преподавателя, упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного  занятия.

2.5.1. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку.

   Учёт  принципа наглядности на уроках английского языка с младшими школьниками является необходимым условием создания ситуации  общения на иностранном языке. И мы в этом убедились, побывав на практике в МОУ «гимназия №1» г. Стерлитамак, где созданы условия для развития коммуникативной компетенции учащихся уже на начальном этапе ОИЯ:  малые группы, коммуникативная основа обучения, инновационные методы ОИЯ. Так, остановимся на инновационных методах ОИЯ.

     Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию  иностранного языка в реальной жизни. Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность  усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися. ([28] c.68) Компьютерные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как:

     1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео -, аудио- ролики, ресурсы сети Интернет);

     2) оборудование (ПК, аудио-, видео- аппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).(см.приложение 10).

     На  сегодняшний день наиболее универсальным  техническим средством обучения являются электронные интерактивные  доски.(см.приложение 4) Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на английском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал англоязычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний. ([17]c.128)

     Интерактивная доска позволяет работать без  использования клавиатуры, "мыши" и монитора компьютера. Все необходимые  действия можно проделывать непосредственно  на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель  не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. [11]

     Практика  применения интерактивной доски  позволяет выделить следующие направления  ее использования в учебном процессе:

       1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме,  изучить ее максимально подробно.  На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.

     2. Активное вовлечение  учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.

     3. Улучшение темпа  и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, зададут занятию бодрый темп. ([28] c.68)

     Нельзя  забывать и о том, что зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения. Знания, умения и  навыки школьников могут быть сформированы только в результате их активных усилий, действий. Поэтому, даже использование мультимедиа на уроках английского языка не эффективно, если оно не сопровождается познавательной деятельностью учащихся. Отсюда следует, что необходимо тщательно продумать, как использовать демонстрационный материал в конкретной учебной работе, как активизировать познавательную деятельность и развивать познавательный интерес. Чтобы использование мультимедийного проектора принесло необходимый эффект  при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая информация с использованием мультимедиа должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника. Информация должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт учителя и уровень знаний детей. Успешность использования мультимедиа в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя. [15]

     2.5.2.Реализация принципа наглядности средствами информационных технологий обучения (Каширский Александр Вячеславович)

     Наглядность в обучении способствует активизации  деятельности учащихся по овладению  знаниями. Возможности современных  информационных технологий обучения содействуют  повышению интереса к изучаемому предмету и улучшению качества знаний учащихся.

     Информационная  технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные  способы, программные и технические  средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Смысл  информатизации образования заключается  в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации ([30] с.87).

     При реализации принципа наглядности необходимо учитывать следующие обобщённые правила:

     •          Все, что можно, представлять для восприятия органами чувств.

     •          Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий.

     •          Используя наглядность, активизировать чувственный опыт учащихся, воспитывать внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

     •          Варьировать наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.

     •          Следить, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.

     •          Использовать наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.

     •          Помнить, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

     Исходя  из правил применения принципа наглядности, можно сказать, что повышению  интереса к изучаемому предмету и  улучшению качества знаний учащихся в достаточной степени могут  способствовать возможности современных  информационных технологий обучения. Их использование позволяет широко применять графику, видео анимацию и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения принципа наглядности. Это позволяет доходчивее передавать информацию обучаемому, увеличивает объем информации, сообщаемой на учебном занятии, облегчает ее понимание, способствует развитию интуиции, образного мышления. Анализ представлений структуры наглядности позволяет сделать вывод о том, что с помощью современных информационных технологий обучения могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создан дидактический образ – модель, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная, интегративно-абстрактная ([17] с.54). 
 
 
 

      Заключение.

      Что же такое наглядность обучения?

      Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка -  позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Информация о работе Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе