Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:08, курсовая работа
Цель исследования: выявить наиболее эффективные упражнения с применением наглядности при формировании лексико-грамматических навыков.
Гипотеза: применение наглядности является одним из эффективных средства обучения иностранному языку на начальном этапе.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Изучение форм наглядности.
3. Подбор материала для лексико-грамматических упражнений.
Введение
Глава 1. Принципы обучения иностранному языку.
Понятие «принцип обучения». Взаимосвязь и взаимозависимость принципов обучения.
Лингвистические принципы обучения иностранному языку.
Дидактические принципы обучения иностранному языку.
Психологические принципы обучения иностранному языку.
Глава 2. Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе.
2.1. Наглядность как средство обучения.
2.2. Область применения наглядности.
2.3. Характер изобразительного материала и вариативность работы с ним.
2.4. Виды таблиц и их тематика.
2.4.1. Лексические таблицы и таблицы по грамматике ИЯ.
2.4.2. Дидактические функции таблиц.
2.5. Компьютерные технологии как средства обучения ИЯ.
2.5.1. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку
2.5.2. Реализация принципа наглядности средствами информационных технологий обучения ( Каширский Александр Вячеславович).
Заключение.
Список использованной литературы.
- дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие. [13]
Так, с помощью наглядного обучения можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке. ([19] c.125)
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении иностранным языкам. Это объясняет многими причинами.
Существенно
расширилась область
Условия
применения наглядности в обучении
противоречивы. Основная задача наглядности
– базировать развитие мышления учащихся
на чувственно-наглядных
Область применения наглядности при обучении иностранному языку никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении иностранному языку, все время расширяясь и углубляясь. Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Но она крайне желательна, давая хорошие результаты, и при обучении синтаксису и стилистическим особенностям иностранного языка.
Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. – Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями». ([12] c.164)
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы.
Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. Принцип наглядности как основной принцип дидактики был введён Я. А. Коменским. Он выдвинул «золотое правило дидактики»: «… Всё, что можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». ([14] c.183)
Вопросы
наглядности всегда решались в зависимости
от общедидактических концепций, от
целей и задач обучения. Показательным
в этом отношении может явиться
преподавание иностранных языков. В
период господства в методике преподавания
сравнительно-грамматического
Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.
Наглядность
увеличивает эффективность
Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Уже Ян Амос Коменский различал наглядность предметную и образную. В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:
I языковая наглядность.
II неязыковая наглядность.
Языковая наглядность включает в себя:
К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают 1) слуховую; 2) зрительную; 3) двигательно-моторную.
В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:
По характеру изобразительного материала можно выделить:
Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.
На начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики, обозначающей конкретные предметы (см. приложение 8,9).
Тематические
картины помогают в создании ситуаций,
стимулирующих речевую
При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за учителем фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что изображено на картинке; составление небольших высказываний (см. приложение 2).
Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть сменяемость картинок, используемых как для развития умения учащихся отвечать на вопросы, поставленные учителем, так и для самостоятельной постановки вопросов и, для создания ситуаций, стимулирующих самостоятельное высказывание по картинкам.
Работа
будет проходить интереснее, если
в нее привнести элемент
Тематические картины чаще всего используются для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению (см. приложение 6).
Такое сочетание языкового материала с изобразительным позволяет учителю выполнять различные виды заданий:
При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.
Большую помощь учителю окажет иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.
Возможны разные варианты работы по той или иной ситуации: преподаватель рассказывает по картине, учащиеся пересказывают содержание картины от лица персонажей. И наконец, учитель может предложить учащимся изменить ситуацию, дополняя или убрав отдельные элементы картины, и составить небольшой связный рассказ.
Учитель может предложить учащимся описать композицию или попросить их составить определенную ситуацию по картинке. Кроме того, С.П.Золотницкая считает, что полезно побеседовать по отдельным частям картины или по всему сюжету в целом. В зависимости от ситуации беседа может быть воспроизведена на доске, учащиеся беседуют в парах о том, что они видят на доске, учащиеся могут задавать вопросы друг другу или учителю. Затем учащимся дается задание видоизменить ситуацию: дать всевозможные пути ее развития и оформить речевое высказывание на иностранном языке, выразив собственное отношение к работе. ([9] c.84)
Среди
печатных пособий ведущую роль играют
таблицы. В таблицах по иностранным
языкам языковой материал сочетается
с изобразительным.
Таблицы не только обобщают, систематизируют грамматический материал, иллюстрируют словообразование или образование временных форм, но и облегчают использование конкретного материала в речи (см.приложение 3).
В настоящее время в школах используются следующие таблицы:
Информация о работе Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку на начальном этапе