Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:45, курсовая работа
Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Содержание понятия развивающего обучения………4
2.Основные характеристики развивающего обучения…………………………………………………………………..7
3.Система развивающего обучения (СРО) Эльконина – Давыдова………………………………………………………………..10
4.Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова……………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками.
Было
экспериментально доказано, что установившиеся
в традиционной возрастной психологии
представления о "нормах" интеллектуального
развития мышления школьников справедливы
лишь для определенной модели обучения
и что развивающий потенциал
обучения определяется не столько методами
организации (формирования) действий учащихся,
сколько реальным содержанием их
деятельности, развертывающейся в процессе обучения.
Тем самым было положено начало разработке
теории учебной деятельности и теории
содержательного (теоретического) обобщения,
которые впоследствии легли в основание
теоретической концепции развивающего
обучения. Вместе с тем был определен и
метод решения поставленных проблем -
генетико-моделирующий эксперимент в
форме систематического школьного обучения.
Важными компонентами мышления
являются такие действия, как анализ, планирование
и рефлексия, имеющие две основные формы
- эмпирико-формальную и теоретико-содержательную.
Для теоретико-содержательной рефлексии
характерно то, что она связана с отражением
существенных отношений собственных действий.
Содержательный анализ направлен на поиск
и отделение в некотором целостном объекте
существенного от частных особенностей.
Содержательное планирование заключается
в поиске и построении системы важнейших
действий и определении оптимального
действия.
В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические
принципы сознательности, наглядности,
преемственности, доступности, научности,
утверждает другую, собственно психолого-педагогическую
их природу.
Во-первых, принцип
преемственности
1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2.
Знания, конституирующие данный
учебный предмет или его
3.
При выявлении предметных
4.
Это отношение учащиеся
5.
Учащиеся должны уметь
6.
Учащиеся должны уметь
Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Разумовской, Г.Г. Граник и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича.
Все
это свидетельствует о том, что
развивающее обучение представляет
собой действительно
С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся.
Л.В. Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Ученый обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений.
Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей; впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в том числе и оптимальных, условиях обучения; раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия).
Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной системы. Ее предлагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов.
Такое обучение имело комплексный характер. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а "проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы"
Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
1.
Принцип обучения на высоком
уровне трудности. Реализация этого
принципа предполагает соблюдение меры
трудности, преодоление препятствий, осмысление
взаимосвязи и систематизацию изучаемых
явлений. Содержание этого принципа может
быть соотнесено с проблемностью в обучении.
2. Принцип ведущей роли теоретических
знаний. Согласно этому принципу, отработка
понятий, отношений, связей внутри учебного
предмета и между предметами не менее
важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут
в противовес традиционным представлениям
о конкретности мышления младших школьников.
Экспериментальные исследования в области
педагогической психологии показали ведущую
роль теоретических знаний уже на начальном
этапе обучения. Содержание этого принципа
может быть соотнесено со значимостью
понимания общего принципа действия.
3. Принцип осознания школьниками процесса учения. Это принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению ученого, необходимо, но недостаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.
4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо "развитие есть следствие развития" (Л.В. Занков). Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного принципа.
При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Опыт Л.В. Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
5.
Принцип продвижения в
Вышеперечисленные
принципы были сформулированы в результате
научного исследования проблемы обучения
и развития и имеют тесную взаимосвязь,
вне которой существовать не могут.
Тем не менее при раскрытии сути этих
принципов целесообразно сопоставить
каждый из них с ранее сформулированными
в дидактике и лежащими в основе традиционного
построения обучения в начальных классах:
доступности, наглядности, прочности,
сознательности, индивидуального подхода.
Сопоставление принципов выявляет существенную
разницу между их соответствующими парами.
Рассмотренные принципы были конкретизированы
в программах и методиках обучения грамматике,
чтению, математике, истории, природоведению
и другим предметам. Сравнительное исследование
общего психического развития младших
школьников в экспериментальных и обычных
классах проводилось путем индивидуального
обследования.
Судьба практических
результатов исследования Л.В. Занкова более сложная. Значимость
педагогических положений (выводов, рекомендаций),
вытекающих из его эксперимента, признавалась
многими учеными и руководителями народного
образования. Результаты исследования
послужили основанием для реформы начального
образования в 1970-х гг., но фактически идеи
Л.В. Занкова в массовой практике использованы
не были. Изменения в школе выразились
в уплотнении учебных программ и сокращении
сроков начального обучения, дидактические
же его характеристики остались прежними.
Но совершенно
очевидно, что идеи Л.В. Занкова о том, каким
должно быть обучение детей в школе, живут
и используются в прогрессивных направлениях
современной модернизации школы. Ведь
особенности дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова обусловливают
иной тип обучения по сравнению с применяемым
в массовой практике. Он строится на основе
учета внутренних закономерностей развития
ребенка и внимания к его внутреннему
миру, индивидуальности, которые в каждый
момент времени проявляются как результат
сложного взаимодействия внешних и внутренних
факторов. Такой тип обучения назван системой,
направленной на общее развитие ребенка,
и создан на основе изменения всех составляющих
его дидактических компонентов.