Развитие устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования: выявить методы и приемы развития устной речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу с целью выявления различных методов и приемов развития устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
2. Провести различные методики и коррекционные занятия по развитию речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….. ..…3
§ 1. Развитие речи младших школьников как проблема……………..……………5
§ 2. Методы и приемы развития речи младших школьников на уроках чтения……………………………………………………………………..………..…9
§ 3. Развитие речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности…………………………..20
Заключение……………………………………………………………….…………25
Литература…………………………………………………………….…………….27
Приложение

Работа содержит 1 файл

Зайкова Ира.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Ребенок на уроке почти не разговаривает  с учителем, на многие вопросы, зная ответ, не отвечает, так как не может  выразить свои мысли.

В неурочное время мы пытались поговорить с ним, заинтересовать по какой-либо теме, но результат был отрицательным. Рассказывая о своей семье, ребенок переполнялся эмоциями, он много жестикулировал руками, а сказать почти ничего не мог. Он знает все цвета, но названия цветов сказать не может, так как он их не знает, как и не знает, как называются некоторые природные явления. Так же, играя, во многие игры, не знает их названий и многое другое, чего ребенок «знает, но не знает». Словарный запас ребенка очень мал. Для полного уточнения наших предположений мы провели диагностики, где выше сказанное подтвердилось.

Диагностика 1:

Вадиму Б. Было предложено несколько  картинок, по которым он должен был  составить небольшие тексты.

Вадим не смог составить не на одну из картинок тексты. Он называл по одному, двум предложениям, которые были очень просты (Приложение № 1).

Мы задавали наводящие вопросы, но ребенок молчит, смотрит в окно, делает вид, что не слышит.

Диагностика 2:

Дана картинка, изображение которой  состоит из геометрических фигур. И  дана инструкция, как правильно разукрасить.

Вадим прочитал инструкцию, но не приступал  к работе. Выяснилось, что ребенок  действительно не знает название цветов. Но, когда  мы спросили каким  цветом солнышко, Вадим взял желтый карандаш и начал раскрашивать солнце и все круглые детали. И так продолжалось в течении всей диагностики.

На протяжении трех недель мы работали с ребенком. Изо дня в день, когда мы приходили в класс, начинали разговор с Вадимом на простые  темы: «Как у тебя дела? Чем ты занимался  сегодня? Какая сегодня погода? Какое солнышко, небо, воздух? Тебе нравится эта погода? Почему?»

На переменах мы с Вадимом  рассматривали рисунки и разные картинки (Приложение № 2). Вадиму предлагалось рассказать, что на ней нарисовано, все, что он знает об этой или иной картинке, какие чувства она вызывает. После рассказа Вадима, мы рассказывали по той же картинке какую-либо информацию.

Предлагались и предметные картинки, по которым надо было составить текст.

К концу третей недели Вадим составлял, хотя небольшие, но интересные рассказы.

Мы делились впечатлениями о  прочитанных книгах или о просмотревших  мультфильмах. Мы пытались заинтересовать Вадима, рассказывая о рассказах  разных писателей, приносили книги  для него, и он с удовольствием  прочитывал их. На следующий день Вадим пересказывал прочитанный рассказ, делился впечатлениями.

Когда мы принесли картинку с изображением известного героя из мультфильма  Шрека, Вадим с восхищением рассказывал  о просмотренном мультфильме.

Также проводились разные игры с  Вадимом. Играли в игру «слова», где предлагалось одно большое слово и из него нужно было

составить множество других слов. А потом сравнивали у кого больше. Играли в игру «скажи наоборот» (Приложение № 3).

Конечной работой при завершении была не методика, не диагностика, а  также наблюдение. Наблюдая за Вадимом после проведенной нами работы можно отметить, что ребенок стал больше поднимать руку, уверение отвечает на вопросы учителя, сам стал задавать вопросы, вступать в диалог с учителем, при оценке какого-либо произведения, высказывал мнение об этом произведении, иногда не соглашался с учителем и высказывал свою точку зрения. В последний день занятий Вадим сам нарисовал картинку, где изображалось солнце, школа, дерево. Разукрасил, рассказал, каким цветом разукрашивал каждую из деталей. Рассказал много о своей школе, о своих друзьях, одноклассниках и то, что он сам хочет стать учителем (Приложение № 4).

Но, несмотря на все достижения, три  недели это очень мало, поэтому  рассказы Вадима были немного «сухими», но все же имели смысл.

Основной целью нашей работы было: развитие речи ребенка. Но в процессе работы мы отмечали, что у Вадима развивается не только речь, но и воображение, логическое мышление, анализ, синтез, внимание, память и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что учителям нужно более тонко подходить к ученикам, больше обращать внимание на речь детей, стараться дольше создавать ситуаций, требующих речевой активности. Учителя не должны на уроке вести монолог, а вместе с учениками – диалог. С помощью развития речи решаются так же и многие другие проблемы, связанные с развитием детей.

Таким образом, мы выяснили, что коррекционная  работа с детьми очень сложна. Для  этого необходимы специальные условия, методы, средства и, конечно же, совместная работа учителя, логопеда, психолога  и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью нашего исследования было: выявление  методов и приемов развития устной речи детей на уроках чтения в связи  с изучением предметов и явлений  окружающей действительности.

При изучении научно-методической литературы было замечено, что полноценное развитие речи является важным условиям общего психического развития.

Исследовав тему данной направленности, мы нашли разные методы и приемы, с помощью которых устная речь детей развивается, многие из которых  раскрыли в данном исследовании. При этом мы пришли к выводу, что при соблюдении ряда условий развитие речи детей через изучение предметов и явлений окружающей действительности  будет идти интенсивнее:

  • необходимо проводить экскурсии в лес, на ферму, заводы, зоопарки, парки, фабрики и так далее;
  • создавать в классе условия для обсуждения и размышления над увиденном, прочитанном;
  • на уроках должна преобладать речь детей, а не учителя;
  • должна быть как групповая, так и индивидуальная беседа;
  • методы должны быть разнообразными по своему содержанию и постоянно меняться.

При соблюдении данных условий будет  успешной работа по развитию делового эмоционального общения, речевого слуха, слухового внимания, коммуникативных  навыков, развитию звукового, слогового  и фонематического анализа и  синтеза. Данная работа при соблюдении выше перечисленных условий способствовала значительному улучшению состояния речевых функций ребенка в данных областях.

В процессе речевого развития нормально  развивающегося ребенка и ребенка, обучающегося в классе КРО, метод исследования предметов и явлений окружающей действительности нашел большое значение. С помощью этого метода усваиваются языковые штампы. Изучение предметов и явлений окружающей действительности увлекает детей, создавая непроизвольные речевые ситуации, дети лучше усваивают грамматические конструкции и навыки правильного произношения, пополняется словарный запас.

Все эти навыки правильно формирующейся  устной речи, в свою очередь, являются ступенькой для овладения более  сложной формой речи, каковой является письменная речь.

Таким образом, изучение предметов  и явлений окружающей действительности неоценимо как для развития речи ребенка, так и психики, и многих психических процессов.  Но еще  более неоценимо значение метода изучения предметов и явлений  окружающей действительности для ребенка, обучающегося в классе КРО и требующего коррекции речи, так как изучение предметов и явлений окружающей действительности является для детей данной категории более приемлемой. Мы считаем, что в своей работе нам удалось решить поставленные цели и задачи, но считать работу законченной нельзя, так как развитие речи в последние годы становится проблемой не только методики русского языка, но и педагогики – современная жизнь требует от человека мобильности, а хорошо развитая речь – одно из условий успешности в жизни. Поэтому в дальнейшей своей работе мы будем продолжать поиск оптимальных методов и приемов, способствующих развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Абелева, И.О. Речевое поведение заикающихся детей [Текст]/ И.О.Абелева//Начальная школа.-1978 г.-№10.-С. 5 – 6.
  2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/А.К. Аксенова - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-320с.
  3. Артемов, В.А. Очерк психологии речи [Текст]/ В.А. Артемов. - М.,1975.-86с.
  4. Блехер, Н.Ф. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе [Текст]/ Н.Ф. Блехер. - М.,1974.-70с.
  5. Васильев, Р.А. Совершенствовать качество русского языка [Текст]/ Р.А. Васильев// Начальная школа.-1976г.-№8.-18с.
  6. Васильев-Бурзуй, Е.В. Учитель в классе коррекции [Текст]/ Е.В. Васильев-Бурзуй// Начальная школа.-2005г.-№3.-4с.
  7. Васильева, Р.А. Альбом сюжетных картинок по развитию речи учащихся в 1 классе [Текст]/Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.,1976.
  8. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. - М.,1978.-С.88-89.
  9. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст]/ В.В. Воронкова. - М.,1988.
  10. Глиценко, И.И. Функции и разновидности речи. Проблемы изучения [Текст]/И.И. Глиценко// Начальная школа.-2007г.-№6.-74с.
  11. Рамзаева, Т.Г. Орфоэпический навык и методические условия его формирования [Текст]/ Т.Г. Рамзаева// Начальная школа.-1976г.-№8.-24с.
  12. Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку [Текст]: Для фак. подгот. Учителей нач. шк. Пед. институтов/ Н.С. Рождественский, В.А. Кустарева. - М.: Просвещение, 1965.-348с.
  13. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения [Текст]/ А.А. Катаева, В.А. Стребелева.-М.,1994.
  14. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ЗПР [Текст]/А.А. Катаева, В.А. Стребелева.-М.,1993.
  15. Казаева, Т.Н. Развитие речи младших школьников [Текст]/ Т.Н. Казаева// Начальная школа.-2007г.-№6.-76с.
  16. Казарцева, О.М. Культура речевого общения [Текст]/ О.М. Казарцева.-М.,1999.-95с.
  17. Клепина, З.А. Предмет «Окружающий мир»: обновление [Текст]/ З.А. Клепина// Начальная школа.-2006г.-№6.-26с.
  18. Львов, М.Р. Методика обучения [Текст]/М.Р. Львов. - М.,1985г.
  19. Морозова, Л.Н. Диалектные ошибки школьников [Текст]/ Л.Н. Морозова// Начальная школа.-1978г.-№10.-38с.
  20. Методика русского языка [Текст]: Учеб. пособие для учащихся по спец. №2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»/ В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - М.: Просвещение, 1982г.-400с.
  21. Методика обучения русскому языку [Текст]/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев, Н.Н. Светловская и др. - М., 1987.
  22. Саутина, Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника [Текст]/ Е.В. Саутина// Начальная школа.-2006г.-№4.-27с.
  23. Ставская, Г.М. Учись понимать образные выражения [Текст]: Фразеологический словарь: пос. для учащихся нач. шк. /Г.М. Ставская.-М.,2002г.
  24. Удальцева, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении [Текст]/Е.И. Удальцева. - Минск,1976г.
  25. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи [Текст]/ Т.В. Шишкина// Начальная школа.-2006г.-№9.-76с.
  26. Юртаев, С.В. Потенциал речевой деятельности школьников на пороге перехода ко второй ступени обучения [Текст]/ С.В. Юртаев// Начальная школа.-2006г.-№6.-90с.
  27. Якубовская, Э.В. Уроки развития устной речи [Текст]/Э.В. Якубовская.-М.,1988г.
  28. Ястребова, А.В. Инструктивно методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях [Текст]/А.В. Ястребова, Т.М. Бессонова. - М.,1996г.

Информация о работе Развитие устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности