Развитие устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:06, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования: выявить методы и приемы развития устной речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу с целью выявления различных методов и приемов развития устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
2. Провести различные методики и коррекционные занятия по развитию речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….. ..…3
§ 1. Развитие речи младших школьников как проблема……………..……………5
§ 2. Методы и приемы развития речи младших школьников на уроках чтения……………………………………………………………………..………..…9
§ 3. Развитие речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности…………………………..20
Заключение……………………………………………………………….…………25
Литература…………………………………………………………….…………….27
Приложение

Работа содержит 1 файл

Зайкова Ира.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ Г. СРЕТЕНСКА

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Студентки IV курса

Специальность 050719

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

 

Зайковой Ирины Юрьевны

 

 

Развитие  устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности

 

 


 

 

 

 

Допустить к защите

Председатель ПЦК_________ /И.И. Чистякова

«___»____________ 2009 г.

 

 

 

 

Сретенск 

2009

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….….. ..…3

§ 1. Развитие речи младших  школьников как проблема……………..……………5

§ 2. Методы и приемы  развития речи младших школьников на   уроках чтения……………………………………………………………………..………..…9

§ 3. Развитие речи на уроках чтения в классах КРО в связи  с изучением предметов и явлений  окружающей действительности…………………………..20

Заключение……………………………………………………………….…………25

Литература…………………………………………………………….…………….27

Приложение………………………………………………………….……………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из актуальных проблем современной  школы остаётся проблема повышения  эффективности учебно-воспитательного  процесса и преодоления школьной неуспеваемости.

Неуспеваемость, возникшая на начальных  этапах обучения, связана не только с умственным развитием детей, их способностями, но и с умением  общаться с учителем, со сверстниками и другими. Если речь детей не развита, то это создаёт реальные трудности  для нормального развития ребенка, так как, не овладев навыками, основными умственными операциями и нормальной развитой речью, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний на различных предметах [15].

Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять и корректировать их последствия. В современной школе возросла проблема неуспеваемости младших школьников. Замечено, что в большей степени это зависит от развития речи. Ребенок к школьному возрасту должен владеть всей системой родного языка: говорить связно, легко строя развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени. Возможно нарушение внимания, памяти, нарушение пальцевой и артикуляционной моторики, недостаточно сформулировано словесно - логическое мышление.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связанны с речевой функцией, и иногда трудно определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. Отклонения в речи у детей проявляются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.

По мнению многих педагогов и логопедов таких как, Васильева – Бурзуй Е. В., Виноградова Н. Ф., речь детей интенсивно развивается с помощью изучения предметов и явлений окружающей действительности [6, 8].С помощью изучения предметов и явлений окружающей действительности у ребенка развивается не только речь, но и это способствует нравственному и умственному развитию, формированию личности ребенка.

Поэтому темой нашего исследования является: «Развитие устной речи на уроках чтения в классах КРО в  связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности».

Объектом исследования: уроки чтения в начальной школе и классах  КРО.

Предметом исследования: развитие устной речи на уроках чтения в классах  КРО  в связи с изучением  предметов и явлений окружающей действительности.

Целью исследования: выявить методы и приемы развития устной речи на уроках чтения в связи с изучением  предметов и явлений окружающей действительности.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу с целью выявления различных методов и приемов развития устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
  2. Провести различные методики и коррекционные занятия по развитию речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.

Методы исследования:

  1. Эмпирический метод (изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, педагогические наблюдения, обобщение).
  2. Практический  метод (работа с детьми).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Развитие речи младших  школьников как проблема.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается  что речь-это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем  полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача педагога - научить детей мыслить, говорить, рассуждать [20].

Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает  предпосылки для активного и  осмысленного участия в общественной жизни культурой речевого развития.

Работа над связной речью  – письменными  сочинениями и  изложениями, устными рассказами –  требует отдельного  внимания. В  программе традиционного обучения в начальной школе, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся, хотя этот раздел является составной частью учебных курсов «Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение», «Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи», «Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи». К тому же в настоящее время начальные школы испытывают насущную потребность в специальных средствах и методах обучения, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития. Но, рассмотрев эту проблему, педагоги – методисты создали рабочую тетрадь по развитию речи для учащихся начальных классов. Автором ее является З.А. Михайлова.  Это пособие позволяет организовывать систематическую работу по развитию речи (первая четверть в неделю, с первого по пятый класс), освобождает учителя от частичного поиска материала, а детям и их родителям помогает полюбить эту увлекательную и эффективную форму обучения, способствующую формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья.

Использование данной тетради дает возможность:

  1. доказать, что данная группа предложений является или не является текстом;
  2. составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в  развернутых высказываниях;
  3. определить тему и основную мысль своего текста, делить его на основные части;
  4. знакомить с нормами языка и целесообразно, уместно применять их в зависимости от речевой ситуации;
  5. совершенствовать и развивать речевую деятельность учащихся на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Рабочая тетрадь основана на введении  в определенной последовательности речеведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков. Центральным понятием является «текст», так как конечная цель уроков чтения в школе – научить детей связно говорить и выражать свои мысли в устной форме. В тетради рассматриваются термины: текст и его части, описание, повествование, рассуждение, а также некоторые понятия,  необходимые для совершенствования речевой подготовки школьников (цепная и параллельная связь между предложениями в тексте, средства связи при построении текста). Все вводимые понятия важны как базовые для формирования определенных речевых умений и позволяют улучшить практически результат обучения.

Исходя из этого, можно сказать, что развивать устную речь можно через письменную.

Ученики учатся в тетради составлять правильные предложения и тексты, а потом их применяют. Важным условием при работе с текстом является использование специальных задач, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления.

Например, задание:

  1. Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности.
  2. Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение.
  3. Найдите в тексте недостатки. Устраните их с помощью слов для справок.
  4. Найдите в тексте крылатые слова.
  5. Определите основную мысль текста, озаглавьте его.
  6. Выберете подходящую пословицу и введите ее в текст.

Эти задания повышают культуру речи учащихся.

А культура речи в нашей стране с каждым годом снижается, распространяется жаргон и просторечия, это сейчас является одной из самых актуальных проблем в России. Поэтому формирование  и повышение культуры речевого общения младших школьников приобретает важное значение.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а каналом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. По определению психолога В.А.Артемова, «… речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредствам языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений». [3]

Выражение мысли и чувства –  это деятельность говорящего (пишущего). Речью называют также продукт  этой деятельности и как ее продукт  осуществляется на основе использования  средств языка (слов, предложений). Язык дает возможность выполнять функцию  общения, самовыражения и воздействия на других людей. 

Ведущими функциями речи, по мнению О.М.Казарцевой [16], является коммуникативная (функция общения) и экспрессивная (функция выражения мысли). Разные функции речи обусловливают различные разновидности речи, с которыми дети знакомятся на уроке чтения и русского языка, риторики, внеклассного чтения.

С какими же функциями речи дети знакомятся в начальной школе?

Ведущей оказывается референтная  функция обозначения явлений  окружающей действительности. С этой функцией дети знакомятся в первом классе, когда работают над темой «Вывески на улицах города». Второй по важности считают эмотивную функцию, ориентированную на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или эмоциональной реакции на ситуацию общения. Включенные в программу понятия: окраска голоса, громкость, темп (первый класс), тон высказывания, как средство выразительности речи (второй класс), художественный стиль, образные средства языка (третий класс), средства публицистического стиля (четвертый класс) – помогают детям освоить данную функцию.

Апеллятивная функция выражается такими формами, как общение и  побуждение, ориентированными на адресата. Обучающиеся знакомятся с выражениями  приветствия и прощания, благодарности, с тем, как нужно слушать собеседника, как разговаривать по телефону (первый класс), с темами «Знакомство. Тон вежливой речи» (второй класс), «Устное и письменное приглашение. Поздравление» (третий класс), «Обращение к разным людям. Извинение и отказ. Спор, но не ссора» (четвертый класс).

Будучи общественным явлением, по мнению Глиценко И. И., речь рассматривается  как часть культуры, одним из ее компонентов [10]. Культуроносная или  кумулятивная функция речи проявляется  в том, что язык не просто передает некоторое сообщение, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять информацию. Следовательно, работа над культурой речи  помогает детям овладеть способами коммуникации и проникнуть в национальную культуру и особенности языка.

Эти функции обусловливают разное использование языка. Поэтому одним из подробно разработанных понятий является понятие о разновидности речи, которыми овладевают младшие школьники на соответственном этапе обучения.

Например, в первом классе при обучении созданию высказываний в центре внимания оказываются такие виды речи:

  1. по стилю: разговорная и учебно-научная;
  2. по форме: устная и письменная (акцент в работе делается на особенности устной речи);
  3. по виду: диалогическая и монологическая;
  4. по жанру: для устной речи – непринужденный разговор, считалки, скороговорки; для учебно-научной – краткий и полный устный ответ;
  5. по типам речи: повествование – для разговорной устной речи, рассуждение – для учебно-научной; в рамках разговорно-научной речи выделяются высказывания эпического характера; для выражения приветствия, прощания, благодарности.

Далее во втором классе по четвертый  разновидности речи несколько расширяются.

Таким образом, чтобы младшие школьники  освоили основы речевой культуры, необходимо их познакомить с понятием речь в полном объеме, то есть со всеми ее разновидностями. Поскольку содержанием речи является сформулированная мысль, а формой – язык, то отражением содержания высказываний являются типы речи (описание, повествование, рассуждение). Отражением формы являются стили и жанры речи. Владение речью в единстве содержания и формы составляет речевую культуру человека.

Но также необходимо для развития речи ребенка, чтобы учитель способствовал  этому. А учитель может способствовать этому, если знает и применяет  специальные методы и приемы развития речи.

Информация о работе Развитие устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности