Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:06, дипломная работа
Целью исследования: выявить методы и приемы развития устной речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
1. Проанализировать литературу с целью выявления различных методов и приемов развития устной речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
2. Провести различные методики и коррекционные занятия по развитию речи на уроках чтения в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности.
Введение …………………………………………………………………….….. ..…3
§ 1. Развитие речи младших школьников как проблема……………..……………5
§ 2. Методы и приемы развития речи младших школьников на уроках чтения……………………………………………………………………..………..…9
§ 3. Развитие речи на уроках чтения в классах КРО в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности…………………………..20
Заключение……………………………………………………………….…………25
Литература…………………………………………………………….…………….27
Приложение
Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:
Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроке развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение является тем строительным материалом, из которого создается сложное целое - текст.
В настоящее время в России взят курс на изменение в образовательной политике. В частности, государство осознает необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, факторов коммуникабельности и толерантности (терпимость, снисходительность) в постиндустриальном, информационном обществе, актуальность современного мышления у молодого поколения. Одним из приоритетных направлений становится как раз формирование умений, обеспечивающих речевую деятельность.
Безусловно, поиск оптимальных образовательных подходов даст со временем результат, который подвергнется осмыслению. Однако этот поиск будет эффективнее, если управлять процессом обучения, использовать научные данные.
Значительное
место занимает в
Действия механизмов речи учащихся начальных классов раскроем, используя указанное учение и дополняя его.
Работа механизмов речи начинается с его мотивации, включая в себя жизненную ситуацию, мотив, цель речи. Мотивом может выступать желание учащихся рассказывать об определенной жизненной ситуации. Порождением данного мотива может стать задание учителя. Если же это желание осознанно школьниками, то оно выступает как цель речи.
Дальнейшее конструирование текста связанно с направлением сознания, мышления школьников на выбор тем высказываний, на создание предметного содержания.
Тема, заданная учителем, в сознании школьников проходит стадии осмысления. В процессе осмысления она распадается на темы, общие для групп пишущих и на индивидуальные темы. Например, учитель предлагает тему для сочинения «Люди и животные». Учащиеся сначала рассказывают учителю о тех животных, с которыми им удалось когда-либо встретиться. Они вспоминают о встрече с лисой, ежихой, голубями… А затем, после своих высказываний, записывают текст. Или сочинение на тему «Отдых». Дети могут рассказать о поездке в зоопарк, в деревню, город или просто о прогулке по зимнему лесу…
В высказываниях происходит выражение мыслей, чувств, убеждений, представлений, рассуждений о фактах, событиях, явлениях, процессах, окружающих человека.
Но на первое место по развитию речи ученые, такие как Рамзаева Т. Г., Морозова Л. Н., ставят не рассуждения о том, что было, а наблюдения за объектами окружающего мира в практике обнаружения изменений, происходящих с объектом. Наблюдения играют огромную развивающую роль [11, 19]. Ушинский К.Д. отмечал, что «основание разумной чисто человеческой речи заключается в верном логическом мышлении, а… логическое мышление… возникает не из чего иного, как из верных и точных наблюдений». [2, 11-12]
Младшие школьники испытывают интерес к окружающему миру, через познания окружающего мира активно пополняется их словарный запас. Но это способствует не только формированию интеллектуального потенциала учащихся начальной школы, но и развитию коммуникативных качеств речи: точности, логичности, выразительности.
Учитель начальных классов П.М. Бедняков считает, что развитие речи учащихся должно быть на каждом уроке, обращает внимание на правильное построение предложения, на смысл того или иного слова. [5, 32-33] Уроки у него проходят в форме беседы учителя с учащимися. Ребята сообщают о своих наблюдениях по теме, а Петр Михайлович делает выставки о тех явлениях и процессах природы, о которых они не упомянули. В конце урока делается обобщение по теме.
Начиная с первых уроков, он ставит перед своими воспитанниками задачу: доказать всем школьникам, что они ни в чем не уступают другим. Но, чтобы выполнить эту задачу, необходимо приложить немалые усилия, запастись большим терпением, а самое главное быть уверенным в себе, в своих силах.
Мы считаем,
что для развития детей
В центре учебного процесса в начальной школе мы можем теперь с уверенностью поставить работу по развитию речи. Г.М. Становская считает, что ядром развития речи является система непрерывного, планомерного изучения фразеологического словаря «Учусь понимать образные выражения» [23].
Это пособие дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка. Педагог Т.В. Шишкина считает, что знакомство учащихся с фразеологическими выражениями из этой книги стало для учителя целенаправленным элементом лексической работы в системе развития речи детей [25].
Очень важно научить детей осознанно пользоваться словарем, искать нужный фразеологизм, показать значимость данного пособия, дать понять, зачем он нужен, какую информацию содержит, обратить внимание на особенности объясняемых образных выражений, познакомить их с архаизмами и неологизмами.
Давая четкое толкование фразеологизмам, а затем путем лингвистических и логических рассуждений поясняя его смысл, автоматически книги заставляют учащихся включаться в активную умственную деятельность, заставляя задуматься над значением слов и выражений, тем самым, повышая уровень их мыслительной деятельности. Например, фразеологизм «считать ворон» – быть невнимательным, бездельно проводить время, и правда считать. Только почему ворон? Вероятно, потому, что это крупная птица и живет рядом с человеком. Поэтому в классе нужно объяснять детям, как важно быть внимательным на уроках.
Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. Например, разные выражения: «брать в свои руки», «держать себя в руках», «золотые руки», «мастер на все руки», «как без рук», «на скорую руку», «как рукой снимет» и другие – помогают учащимся определить прямое и переносное значение слова «рука».
Сведения о происхождении тех или иных фразеологизмов не только обогащают знания учащихся и их словарный запас, но и порождают любознательность, способствуют развитию наблюдательности.
Включение фразеологизмов в лексическую работу на уроках русского языка и чтения позволяет решать языковые задачи, воспитывать любознательность ребят. Словарик образных выражений расширяет кругозор ребенка, так как фразеологизмы - это источник или фактический, или исторический. Все это является основанием для ознакомления учащихся с фактами национальной культуры, исторической, народной, а главное это способствует обогащению словарного запаса ребенка.
Творческая задача интенсивного развития детской речи решается, возбуждая интерес к удачной языковой подборкой фразеологизмов из словарика Г.М. Становской. Например, «мартышкин труд». С данным выражением дети познакомились на уроке чтения при анализе басен И.А. Крылова, после чего один из учеников провел исследовательскую деятельность и защитил проект по теме «Разновидность обезьян». Что из этого следует? Дети начнут размышлять, почему именно мартышкин, а не какой-либо другой обезьяны и так далее.
Нужно повседневно заботиться о родном языке, «ухаживать» за ним, нельзя быть неряшливым в произношении слов, необходимо думать над каждым словом, выражением. Это главное наставление программы Т.В.Шишкиной.
Вся система Т.В. Шишкиной по развивающему обучению построена на основе уважения и вере в учеников, в стремлении внушать им, что они тоже творцы и исследователи, что урок – это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, они проявляют желание и готовность решать более трудные задачи [25].
Чем же помогают фразеологические обороты маленьким филологам?
Познание обогащает их словарь, формирует образность мышления и речи. Это – средство, инструмент расширения кругозора юных «исследователей».
Т.В. Шишкина старается формировать настоящего читателя путем заинтересованностью фразеологизмами, способного с любовью и увлечением читать книги. А чтение книг способствует развитию устной и письменной речи.
Исходя из исследований Т.В. Шишкиной, можно сказать, что метод развития речи с помощью фразеологического словаря вполне подходит для развития детей, в особенности их речи. А так же это помогает детям понять внутреннее психологическое состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми.
В настоящее время педагоги часто используют такой метод развития речи, как игра. Очень много игр предлагается в современной литературе для учителей. Например, игры и развивающие упражнения на узнавание объекта по словесному описанию (игра «Узнай по описанию» [24]). Эти упражнения и игры способствуют самостоятельному выделению учащимися познавательных признаков. Узнав предмет по описанию, учащиеся должны назвать его, найти в природе, рассказать о характерных признаках предмета в целом и его частей. Поэтому учителю необходимо тщательно продумать свой рассказ, а также объяснения и указания, чтобы они были точными и ясными, но краткими.
В процессе экскурсии можно провести игры «Подбери листок» или «Найди дерево или кустарник по описанию» и многое другое [4, 17]. Например, игра «Садовник». Учитель дает описание цветка, а дети должны его найти и рассказать, какой у цветка запах, стебель, лепестки, длину и толщину. Игровой интерес можно усилить введением элементов соревнования.
Особое место на уроках занимают рассказы о самостоятельных наблюдениях, где идет непосредственное развитие речи. Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или об увиденном, но речь его еще слабо организованна, он не умеет рассказывать по определенному плану. Мысль его легко отвлекается от основного. Например, начав рассказ о мухоморе, он говорит, что это ядовитый гриб, красивый по внешнему виду, но вдруг начинает рассказывать, как они с бабушкой нашли в лесу много подберезовиков. Основная же задача заключается в том, чтобы научить детей рассказывать или описывать предмет по определенному плану [2].
Полезно проводить работу с картинками. Учитель предлагает несколько картинок (изображение эпизодов из прочитанной сказки на уроке чтения). Ученики должны описать, где происходит действие, погоду, из какого эпизода, какие предметы изображены на картинке и так далее. Учитель просит обосновать свой вариант ответа. Например, «Почему ты считаешь, что здесь изображено лето?». Такая ситуация благоприятно повлияет на усвоение сложных грамматических конструкций.
Например: «Я думаю, что это начало осени, потому что листьев на деревьях много, но только они изменили свою окраску».
С целью активации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности их мышления, устной речи в урок включают такие игры, как «Когда это бывает»[13]. Например, после чтения сказки «Репка» учитель задает вопрос: «Когда это бывает?». На доске четыре конверта разных цветов. Каждый конверт обозначает определенное время года. Например: желтый – осень, белый (голубой) – зима, зеленый – весна, красный – лето. Дети должны выбрать конверт и объяснить свой вариант ответа.
На первых этапах обучения речь детей бедна и однообразна. Они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, обращают внимание на несуществующие детали, в то же время, упуская главные. Имея знания, необходимые для ответа, дети часто не могут сформулировать свою мысль, найти подходящее слово.
Исходя из этого, учителям необходимо составлять специальную учебную задачу: обучение построению высказываний. Как правило, эта задача решается при обучении письменной речи. Наблюдения учащихся за предметами окружающего мира, работа по их обобщению должны стать подготовительным этапом к письменным рассказам учащихся на соответствующие темы.
Хорошо известно, что форма вопроса определяет и структуру ответа. В процессе беседы учащиеся практически усваивают и используют в своей речи различные типы предложений. Характер и формулировку вопросов необходимо постоянно усложнять, привлекать внимание учащихся к форме вопроса и правильного ответа. Учащиеся при этом должны уяснить, что в ответе в сравнении с вопросом может не только меняться порядок слов, не только пропускаться часть слов, имеющихся в вопросе, но изменяется и форма некоторых слов.
К оценке правильности ответа, как по содержанию, так и по грамматическому оформлению, следует постепенно привлекать всех учащихся класса.
Систематическая работа над оформлением
высказываний, требование обоснованности
ответов позволяют достичь