Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.
Поставленная цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:
Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
Предложить методы развития творческого мышления детей на уроках литературного чтения в 3 классе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах 5
1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Методика формирования творческого мышления у младших школьников в процессе исследовательской деятельности 10
ГЛАВА 2. Основы практической работы по формированию творческого мышления у младших школьников на классных уроках 15
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников 15
2.2. Проведение уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование творческого мышления младших школьников 21
Заключение 28
Список литературы 30
1.Игра «Я начну, а ты продолжи!» Нужно по одной или двум предложенным начальным строчкам придумать четверостишие. Возможны как коллективный, так и индивидуальный способ творчества. Например, к строке «Зуб на зуб не попадает…» дети могут создать такое четверостишье:
Зуб на зуб не попадает,
Видно, холод наступает!
Надо шубу мне надеть,
Бедный зубик свой согреть!
Или:
Зуб на зуб не попадает,
Потому что зуба нет!
Он в шкатулке отдыхает…
Плохо зубу без конфет!
Возможные примеры начала стихотворных строк:
1) А у нас теленок есть,
Любит травку он поесть…
2) Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
3) Убежало молоко,
Убежало далеко…
4) Усть - Лабинск – родной мой город…
5) Кубань – ты родина моя…
2. В игре с необычным названием «Буриме» дается задание придумать четверостишье, используя предложенные слова. Например, кошка – окошко
Мышка – пальтишко:
Серенькая кошка
Села у окошка
И глядит, как мышка
Штопает пальтишко.
Возможные варианты слов для составления четверостиший:
Теленок – ребенок;
Летят – молчат;
Летают – считают.
На уроках литературного чтения необходимо не только приобщать учащихся к чтению произведений различных жанров, не только формировать грамотного читателя, но и воспитывать человека интересного, активного, творческого, способного принять нужное решение в любой, даже нестандартной, ситуации.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей
обогащается новыми словами,
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются
познавательные способности
5. Дети с удовольствием
участвуют в творческих
Примеры планов-конспектов уроков с комментариями представлены в Приложениях 2, 3, 4.
Под понятием «творческое мышление» в отечественной психолого-педагогической литературе чаще всего имеется в виду психический процесс, основой которого является созидание.
Необходимость актуализировать творческий потенциал современных детей, в организационном аспекте, связана с задачами начальной школы, декларированными множеством официальных документов и положений.
Сегодня в системе начального образования существуют довольно серьезные противоречия между декларированными нормами, включающими необходимость развития творческого мышления детей, и действительными процессами обучения и воспитания.
Одним из способов развить творческое мышление на уроках в начальной школе является исследовательская деятельность учащихся, включающая в себя собственно-исследовательскую и проектную части. Исследовательская деятельность учащихся младших классов – это творческая деятельность, целью которой является постижение окружающего мира, открытие новых знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает все необходимые условия развития для ценностного, интеллектуального и творческого потенциала детей, является средством активизации познавательной деятельности, формирует интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы исследовательская деятельность была максимально эффективной, необходимо при её организации соблюдать следующие принципы:
1. Осознанность проведения исследования.
2. Соответствие задач возможностям ученика
3. Грамотное опытное руководство исследовательской деятельностью.
На уроках чтения в начальной школе исследовательская деятельность школьников может реализоваться через решение разнообразных задач, в основу которых положены общие действия – найти часть от целого, объединить части в целое, сравнить объекты, выделить характеристики объекта и т.п.
Наиболее результативными методами развития творческого мышления учащихся на уроках чтения являются проблемные задачи, дидактические игры, творческие задания (составить предложение, рассказ, нарисовать рисунок и др.).
Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках чтения