Развитие творческого мышления на уроках чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.
Поставленная цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:
Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
Предложить методы развития творческого мышления детей на уроках литературного чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах 5
1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Методика формирования творческого мышления у младших школьников в процессе исследовательской деятельности 10
ГЛАВА 2. Основы практической работы по формированию творческого мышления у младших школьников на классных уроках 15
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников 15
2.2. Проведение уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование творческого мышления младших школьников 21
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

1.Игра «Я начну, а ты продолжи!» Нужно по одной или двум предложенным начальным строчкам придумать четверостишие. Возможны как коллективный, так и индивидуальный способ творчества. Например, к строке «Зуб на зуб не попадает…» дети могут создать такое четверостишье:

Зуб на зуб не попадает,

Видно, холод  наступает!

Надо шубу мне  надеть,

Бедный зубик  свой согреть!

     Или:

Зуб на зуб не попадает,

Потому что  зуба нет!

Он в шкатулке отдыхает…

Плохо зубу без  конфет!

Возможные примеры  начала стихотворных строк:

1) А у нас  теленок есть,

Любит травку он поесть…

2) Шла лесной  тропинкой

Бабушка с корзинкой…

3) Убежало молоко,

Убежало далеко…

4) Усть - Лабинск  – родной мой город…

5) Кубань – ты родина моя…

2. В игре с необычным названием «Буриме» дается задание придумать четверостишье, используя предложенные слова. Например, кошка – окошко

 Мышка –  пальтишко:

Серенькая кошка

Села у окошка

И глядит, как  мышка

Штопает пальтишко.

Возможные варианты слов для составления четверостиший:

  1. Подушка – лягушка,

Теленок – ребенок;

  1. Идут – поют,

Летят – молчат;

  1. Рыбаки – чудаки,

Летают –  считают.

На уроках литературного  чтения необходимо не только приобщать  учащихся к чтению произведений различных  жанров, не только формировать грамотного читателя, но и воспитывать человека интересного, активного, творческого, способного принять нужное решение в любой, даже нестандартной, ситуации.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей  обогащается новыми словами, расширяется  их лексикон.

2. Возрастает  интерес к изучению русского  языка.

3. Повышается  орфографическая зоркость, улучшается  успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются  познавательные способности младших  школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием  участвуют в творческих конкурсах,  школьных и районных.

Примеры планов-конспектов уроков с комментариями представлены в Приложениях 2, 3, 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под понятием «творческое  мышление» в отечественной психолого-педагогической литературе чаще всего имеется в виду психический процесс, основой которого является созидание.

Необходимость актуализировать творческий потенциал современных детей, в организационном аспекте, связана с задачами начальной школы, декларированными множеством официальных документов и положений.

Сегодня в системе начального образования существуют довольно серьезные противоречия между декларированными нормами, включающими необходимость развития творческого мышления детей, и действительными процессами обучения и воспитания.

Одним из способов развить  творческое мышление на уроках в начальной  школе является исследовательская деятельность учащихся, включающая в себя собственно-исследовательскую и проектную части. Исследовательская деятельность учащихся младших классов – это творческая деятельность, целью которой является постижение окружающего мира, открытие новых знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает все необходимые условия развития для ценностного, интеллектуального и творческого потенциала детей, является средством активизации познавательной деятельности, формирует интерес к изучаемому материалу.

Для того чтобы исследовательская деятельность была максимально эффективной, необходимо при её организации соблюдать следующие принципы:

1. Осознанность проведения исследования.

2. Соответствие задач возможностям ученика

3. Грамотное опытное руководство исследовательской деятельностью.

На уроках чтения в начальной школе исследовательская деятельность школьников может реализоваться через решение разнообразных задач, в основу которых положены общие действия – найти часть от целого, объединить части в целое, сравнить объекты, выделить характеристики объекта и т.п.

Наиболее результативными  методами развития творческого мышления учащихся на уроках чтения являются проблемные задачи, дидактические игры, творческие задания (составить предложение, рассказ, нарисовать рисунок и др.).

 

Список литературы

 

    1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998.-№4.-С.80-81.
    2. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2002.
    3. Круглова  Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 1996.- №8. - С.26-28.
    4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Пед. общество России, 2005.
    5. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.
    6. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977.
    7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя.– М.: Знание, 2002.
    8. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа.- 2004. - № 6.- С. 33-42.
    9. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. – С. 32-40.
    10. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2002.
    11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
    12. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса // Завуч начальной школы.- 2003. - № 3.- С.107.
    13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
    14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Знание, 1988.
    15. Телегина Э.Д. Роль мотивов в управлении познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека / Доклады Всесоюзной конференции. – М., 1975. – С. 168 – 179.
    16. Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности. – М., 1980. – С. 30 – 40.
    17. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов по направлению спец. Психология. – М.: Академия, 2002.
    18. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. - М.: Владос, 2000.
    19. Шадриков В. Д. Развитие способностей // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 6-12.



Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках чтения