Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.
Поставленная цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:
Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
Предложить методы развития творческого мышления детей на уроках литературного чтения в 3 классе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах 5
1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Методика формирования творческого мышления у младших школьников в процессе исследовательской деятельности 10
ГЛАВА 2. Основы практической работы по формированию творческого мышления у младших школьников на классных уроках 15
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников 15
2.2. Проведение уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование творческого мышления младших школьников 21
Заключение 28
Список литературы 30
Если исследовательская деятельность – непременное условие формирования творческого мышления школьников, то чтобы обеспечить равномерный уровень развития мышления всех школьников, перед учителем младших классов встаёт проблема организации решения учебно-исследовательских задач при разном уровне развития у учащихся исследовательского опыта.
С позиции общей теории деятельности, можно выделить следующие компоненты исследовательской деятельности младших школьников [Куликовская, 2005, 136]:
1. Цели исследовательской деятельности, связанные с опытным установлением свойств и характеристик изучаемых объектов; изучением их истории и развития; изучении известных данных об изучаемом объекте посредством анализа различной информации; выявления потенциала исследуемого объекта и др.
2. Потребностно-мотивационная основа, включающая социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам относится мотив получения новых знаний в результате исследования; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объекты исследовательской деятельности: объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства исследовательской деятельности: внутренние и внешние. К внутренним относятся познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности. К внешним средствам исследовательской деятельности относятся разнообразные источники информации, инструменты.
6. Этапы исследовательской деятельности: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результаты исследовательской деятельности: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность младших школьников определяется как специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, соответствующая про своей структуре научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Кроме непосредственно младших школьников и их руководителя, субъектом исследовательской деятельности может (и должен – в ряде случаев) также выступать родитель школьника, в чьи обязанности входит помощь и поддержка занятий своего ребёнка.
В психолого-педагогической литературе говорится об особых условиях, которые нужно воссоздать для организации исследовательской деятельности младших школьников [Куликовская, 2005, 137]:
1. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при организации учебно-исследовательской деятельности. На практике это реализуется через подбор наиболее оптимальных методов обучения, форм проводимых исследований, через возрастную адаптацию связанных с исследовательской деятельностью понятий и т.п. Основные принципы соблюдения этого условия заключаются в организщации такого исследования, которое станет полезным для ребёнка, то есть будет посильным, интересным и значимым для него. Обязателен индивидуальный подход в процессе работы.
2. Формирование мотивации исследовательской деятельности. Это возможно реализовать через создание ситуаций затруднения в образовательной и воспитательной деятельности. При этом важно донести до ребёнка возможность решения проблем через получение новых знаний. Для успешной творческой исследовательской деятельности необходимо, чтобы учащийся понимал практический смысл проводимых мероприятий, который может заключаться в возможности реализации способностей, в самосовершенствовании и т.п.
3. Это условие напрямую связано с личностью, знаниями и опытом педагога, организующего учебно-исследовательскую деятельность. Так, он должен владеть необходимыми для проведения исследования знаниями, обладать необходимым творческим потенциалом, быть способным «зарядить» учащихся своей энергией, энтузиазмом.
Развитие творческого мышления, творческая смелость взаимосвязаны со следующими умениями и навыками, формируемыми учебно-исследовательской деятельностью:
3. Поиск нужной информации;
4. Оформление результатов своей работы, представление этих результатов;
5. Умение анализировать результаты своей деятельности, способность критически осмысливать собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Развитию творческого мышления младших школьников способствует системно-деятельностный подход, а именно технология деятельностного метода, успешно функционирующая при условии выполнения следующих принципов:
1) Принцип деятельности: ученик самостоятельно и осознанно «добывает» знания.
2) Принцип непрерывности: содержание и методики обучения взаимосвязаны на всех этапах учебной деятельности.
3) Принцип целостности: формирование у учащихся системного представления о мире посредством изучения отдельных предметов или явлений и определения их места и роли в большей структуре.
4) Принцип достаточности: ученик должен иметь возможность усваивать не меньше и не больше материала, чем он может усвоить. При этом качество и количество усваиваемого материала определяются не только программой стандартов образования, но также личными потребностями ребёнка.
5) Принцип психологического комфорта.
6) Принцип вариативности:
организация возможности
7) Принцип творчества: возможность разрабатывать свои собственные способы решения задач, формы подачи материала и т.п.
Для стимулирования творческого мышления в процессе исследовательской деятельности можно использовать следующие приёмы и методы:
Все перечисленные методы и средства обучения, способствующие развитию творческого мышления школьников младших классов, в равной степени подходят для использования на любых предметных уроках.
Настоящее исследование было организовано базе МОУ СОШ № 55 г. Тулы. В исследовании приняло участие 25 учеников 3-го класса.
Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей формирования творческого мышления у младших школьников в урочных формах предметного обучения (русский язык, математика, окружающий мир).
А. И. Савенков [2003] выделяет четыре аспекта характеристики исследовательского (творческого) мышления школьников:
Каждый из этих блоков включает комплекс определённых умений и навыков.
А) умение видеть проблему
Многие учёные полагают, что увидеть и понять проблему часто труднее, чем найти её решение. Следует ли говорить, что для правильного решения проблемы необходимо адекватное её понимание. На данном этапе важно учитывать, что часто проблема может быть полностью осознанна только после её решения. Поэтому на начальном этапе достаточно только общей характеристики проблемы.
На этапе исследования сформированности творческого мышления у школьников выбранного класса были предложены следующие задачи с целью выявления способности видеть проблему:
- даны изображения нескольких объектов (см. Приложение 1а), детям задавался вопрос: «Как ты думаешь, что нужно сделать?». Правильный ответ – «вычеркнуть лишнее» – показывал, насколько ребёнок может оценить исходные данные и найти проблему.
- даны условия
задачи (см. Приложение 1б). Детям предлагалось
самостоятельно поставить
- дан текст с ошибками (см. Приложение 1в). Необходимо определить, что нужно сделать с этим текстом (переписать без ошибок/найти ошибки).
В результате диагностики были получены следующие данные:
10 человек успешно справились с первым заданием (40%), смогли самостоятельно сформулировать вопрос к предложенной задаче. 7 человек смогли сформулировать вопрос только после подсказки («Что значит слово поровну?») (28%). 8 человек не смогли грамотно задать вопрос к задаче (32%).
6 человек выполнили второе задание полностью самостоятельно (24%). 12 человек выполнили задание частично, просто переписав текст (48%). 7 человек не справились с заданием (28%).
Итого (среднестатистические данные):
32% - умеют видеть проблему самостоятельно.
38% - частично видят и распознают проблему.
30% - не могут
самостоятельно выделить
Б) умение выдвигать гипотезу
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, требующего гибкости мышления, склонности к абстрагированию. «Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск» [Румянцева, 2002, 120].
На этапе исследования сформированности творческого мышления у школьников выбранного класса были предложены следующие задачи с целью выявления способности выдвигать гипотезу:
- «Если поставить
плотно закрытую стеклянную
- «Можно ли найти площадь квадрата, если известен его периметр?». Аналогично предыдущему заданию, дети предлагали свои варианты ответа на этот вопрос.
В результате исследования были получены такие данные:
По первому заданию правильно ответили на вопрос 8 человек (32%). Варианты ответов при этом были как полностью правильные, так и близкие к правильным («Воды становится больше», «Банка уменьшается», «Лёд легче бьётся» и т.п.); остальные учащиеся не выдвинули никаких предположений.
На второй вопрос положительно ответили практически все ребята, но при этом только два человека смогли сказать, как именно найти площадь квадрата (разделить периметр на четыре, полученное значение умножить на два). Тем не менее, поскольку гипотеза была выдвинута всеми, и данный вопрос не ставил цели определить способности проверять гипотезу, можно сказать, что результат этой проверки – 100%.
Итого в среднем:
20% - могут выдвигать гипотезу и подтверждать её проверкой.
80% - могут выдвигать гипотезу
0% - не могут.
В) желание и умение задавать вопросы
Это умение проверялось систематическим наблюдением за поведением учащихся на разных предметных уроках.
В классе можно отметить двух наиболее активных учеников (8%), которые постоянно задают вопросы на уроках. При этом нельзя сказать, чтобы результаты этого наблюдения были объективными, поскольку активность учащихся на уроках зависит не только от умения и желания задавать вопросы, но и от некоторых субъективных психологических факторов, например, стеснительности, замкнутости и т.п.
Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках чтения