Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:17, курсовая работа
Цель исследования – найти оптимальные формы организации уроков чтения, способствующие формированию творческого мышления у младших школьников.
Поставленная цель обусловливает решение ряда задач, среди которых:
Определить особенности формирования творческого мышления младших школьников, выделить основные проблемы в системе начального образования, связанные с этим процессом.
Определить методику формирования творческого мышления младших школьников в процессе урочной исследовательской деятельности.
Определить методы анализа сформированности творческого мышления учащихся 3 класса школы №55 г. Тулы.
Предложить методы развития творческого мышления детей на уроках литературного чтения в 3 классе.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования творческого мышления на уроках чтения в младших классах 5
1.1. Особенности формирования творческого мышления у младших школьников 5
1.2. Методика формирования творческого мышления у младших школьников в процессе исследовательской деятельности 10
ГЛАВА 2. Основы практической работы по формированию творческого мышления у младших школьников на классных уроках 15
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого мышления у младших школьников 15
2.2. Проведение уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование творческого мышления младших школьников 21
Заключение 28
Список литературы 30
Г) умение самостоятельно давать определения понятиям
Определить понятие – означает указать признаки предмета, определить основные характеристики предмета. Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в исследовании, общении, споре. С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явления, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство и др.
Для исследования уровня развития этого навыка на уроке русского языка при изучении частей речи была предложена игра «Угадай слово», когда один человек загадывает какой-либо предмет и объясняет то, что он загадал, описывая этот предмет, но не называя его имени.
Все дети справились с заданием на отлично. 100%-й результат.
Д) образное мышление
Образное мышление – базис творческого мышления. В основу способности образно мыслить положены такие задатки, как уменить сопоставлять, сравнивать, выделять характерные черты и т.п. Способность образно мысли сопровождает все другие умения и навыки. В рамках настоящего исследования простейшим способом проверить сформированность образного мышления было предложение дорисовать картинки из имеющихся линий.
Все ребята справились с задачей. 100%.
Е) умение классифицировать
Методы для исследования степени сформированности этого умения: разложи слова «по полочкам» (см. Приложение 1г) – по частям речи; выпиши из ряда чисел чётные в один столбик, нечётные – в другой.
Упражнение выполнено без ошибок (без учёта грамматических ошибок) – 19 человек (76%).
Остальные 24% выполнили с ошибками.
Тех, кто совсем не справился с задачей, не оказалось.
Конвергентное мышление – сосредоточенность на решении определённой проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации, знаний.
Конвергентное мышление обычно активизируется в задачах, имеющих один правильный ответ. Несмотря на то, что этот тип мышления кажется наименее близким к творческому типу, он активно задействуется в исследовательской деятельности, особенно на этапах проверки гипотез, на этапе систематизации полученных в ходе исследования сведений. Решение программных математических задач, выполнение грамматических упражнений по русскому языку направлены как раз на развитие именно этого типа мышления. Как правило, уже в первом классе уровень сформированность этого типа мышления достаточно высокий, что и позволяет считать ребёнка подготовленным к школе (один из признаков подготовленности – умение выбирать один правильный ответ).
В противоположность конвергентному, дивергентное мышление характеризуется поиском правильного решения в нескольких направлениях одновременно, этот тип мышления напрямую связан с фантазией, творчеством.
Дивергентная задача имеет множество правильных ответов. Цель учителя при постановке перед учащимися дивергентной задачи – донести до школьников, что решений может быть несколько.
4. Познавательные функции
Для решения
исследовательских задач
Л. Н. Прохорова предлагает оценивать детей по трем показателям:
Уровни исследовательского обучения представлены в виде таблицы (знак «+» обозначает представление учителем этого элемента исследовательского обучения в готовом виде):
Уровни |
Проблема |
Метод решения |
Решение |
1 – й |
+ |
+ |
- |
2 – й |
+ |
- |
- |
3 – й |
- |
- |
- |
В процессе оценки сформированности умений и навыков необходимо учитывать, что это не количественные, а качественные показатели. Следовательно, в процессе анализа результатов особое значение имеет процесс принятия ребёнком определённого решения, его мыслительные процессы.
В процессе непосредственного диагностического исследования нами были получены результаты, представленные в виде диаграммы на рисунке 1.
Уровень исследовательских умений
Полученные результаты выявляют необходимость разработки системы урочных занятий по основным предметам (русскому языку, литературному чтению), направленных на формирование творческого мышления младших школьников.
Французский философ, чьи идеи легли в основу современной педагогике, Жан-Жака Руссо говорил: «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял… »
Цель данного этапа исследования - формирование творческого мышления у младших школьников в урочных формах предметного обучения.
Чтобы у младшего
школьника развивалось
В основу каждого урока, вне зависимости от изучаемого предмета, положены универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятиях определения положения, направления и др.
Выделять частное из общего
Анализировать, определять характеристики, закономерности
Составлять целое из частей.
Определять место объекта в системе
Сравнивать разные объекты
Объяснять (доказывать) выбор объекта или способа действия
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
В 3 классе необходимо существенно увеличивать объём самостоятельной деятельности, развивать навыки контроля и самоконтроля.
На уроках русского языка и чтения развитие творческого мышления у детей начинается с внимания к языку художественного произведения.
Необходимо стараться, чтобы дети учились «видеть» сквозь строки, умели замечать не только то, что изображено. Одним из способов активизировать внимание учащихся к языку художественной литературы является, например, ведение специальных тетрадей, где дети могут записывать слова и фразы, наиболее понравившиеся им. Эти «открытия» можно использовать на разных уроках, а не просто оставлять их на тетрадных листках.
На дом, например, можно задавать составить рассказ, стихотворение, чтобы активизировать словарный запас школьника. Подойдут такие задания, как, например:
- подобрать сходные и противоположные по смыслу слова;
- составить словосочетания или предложения с заданными словами/словосочетаниями;
- составить из предложений текст;
- составить текст по картинке, по схеме, по вопросам;
- нарисовать словесную иллюстрацию к рассказу, стихотворению;
- озаглавить картинку, стихотворение, рассказ и др.
Также довольно большой простор для творчества открывается перед ребёнком при выполнении упражнений, требующих изменить рассказ, пересказать содержание текста, поменять слова в рассказе, написать изложение, пересказать текст от другого лица.
Интересный способ развить творческое мышление – составить иллюстрации к прочитанному тексту, можно составлять комплекс иллюстраций в виде мультфильма, диафильма.
Большую ценность для развития творческого мышления представляют загадки. Они обучают детей говорить образно, ярко и вместе с тем просто. Работая над загадками, дети упражняются в самостоятельном развитии мышления, развивают сообразительность, воображение. Загадки развивают память детей. Использовать загадки можно не только непосредственно во время учебного процесса, но и как отдых от выполнения стандартных упражнений.
Поскольку мышление младших школьников отличается конкретикой, во время сочинения собственных загадок они могут сконцентрировать своё внимание на реально воспринимаемом или воображаемом предмете, тогда ещё развивается и способность к абстрагированию. При этом, как правило, учащимся младших классов бывает сложно представить изображаемый предмет объективно. Поэтому целесообразно обращать внимание школьников на особенно яркие признаки предмета, на наиболее легко воспринимаемые.
Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.
Работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются
самые яркие отличительные
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
«Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке» (Колокольчик).
«В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок» (Ёжик).
«Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная». (Земляника).
«Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят» (Снежинка).
Интересно для детей сочинение стихов по рифме.
Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах».
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, можно водить детей на одно и то же место для наблюдений.
Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие–то образы.
Для творческого развития ценны сочинения по началу. «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку». А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Интересны сочинения «Если был бы я волшебником…» (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
Развитию творческого мышления на уроках чтения способствует и обращение к поэзии, и работа по развитию связной устной и письменной речи учащихся, выполнение разнообразных типов речевых задач, игр, упражнений, и описание процесса создания стихов в произведениях детских писателей ( Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей. Как Незнайка сочинял стихи», Саша Черный «Дневник Фокса Микки. Стихи, котята и блохи»). Очень нравятся детям и игры, которые можно проводить на уроках чтения или во внеклассной работе:
Информация о работе Развитие творческого мышления на уроках чтения