Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель:
Разработать и экспериментально апробировать использование игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.
С помощью этого приема непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, идет формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой; объяснять приемы изображения; рассматривать, обследовать изображаемый предмет. Например, дети учили Незнайку лепить грибы. Если у него плохо получалось, ребята объясняли ему его ошибку, показывали, советовали и т.п.
Другой прием - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, различают обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.
Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображаем птицу, то она может «летать», «садиться» на деревья и т.д. Нарисовал ребенок дорожку - по ней «ходят» звери, люди и т.п.
Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Дети выполняют различные способы этих действий, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Например, дети воспроизводили рисунок движения. Выполненная детьми поделка двигалась по траектории движения (зайчик прыгал, самолет летел). Рисунок обыгрывается с помощью игрушек. Например, на нарисованной поляне с травкой и цветами появлялся зайчик, он пробовал вкусную сочную травку; пчела садилась на красивые цветы, нарисованные детьми, и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображенными персонажами. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисовали парк (осенний, зимний, летний). Предложили детям как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на полянке, послушать птиц, погреться на солнышке, спрятаться за кустик, в дождливый денек послушать шум ветра, дождя и т.п.
При использовании этого приема, детей ориентировали на их игровой опыт, на те способы выполнения действия, которые более интересны и доступны. Дети «путешествовали» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в летний) и даже на другие планеты. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Игровые действия не только вызывают интерес к продукту деятельности, но и позволяют выявить его достоинства и слабые стороны, вскрыть причины неудач и успехов. Если использовать такой анализ, никто из детей не обижается, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.
Мы использовали обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения, т.е. сюжетно-изобразительная игра. Этот прием был направлен на руководство процессом изображения, как бы сопровождал его: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.
Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Например, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, мы спросили: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказали малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Разглядывая цыпленка, которого лепил ребенок, мы жестом изображали, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивлялись, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ребенком догадались: трудно клевать - клюв тупой. Успев исправить ошибку, цыпленок начинает весело клевать, даже нечаянно клюнул нас в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из них не забудет применить правильный прием лепки. Игровой прием стимулирует совершенствование замысла, выполнение его специфическими, изобразительными средствами, т.е. стимулируется изобразительное творчество. Особенность этого приема - совпадение ряда игровых действий с собственно изобразительными, которым придается игровой характер. Например, когда ребенок тепло «одевал» Настеньку в зимнюю одежду, чтобы она в лес за елочкой сходила. Он рисовал, как будто бы одевал девочку: надевал ей шапку, варежки, застегивал пуговицы и т.п.
Детям предлагались игровые задачи, решение которых позволяло ребенку обогатить замысел, сделать изображение более выразительным. Увлеченный игрой, ребенок уже сам ставил новые игровые задачи, решал их изобразительным способом (надевал девочке варежки, шапку). При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой прием стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, когда дети рисовали на тему «Парк», то они «сажали» деревья, цветы, «прокладывали» дорожки; в парке «росла» трава, туда «прилетали» птицы.
Мы брали также игровые приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Дети исполняли роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей. Например, когда дети-художники рисовали афиши по сказке, самые красивые и выразительные афиши мы использовали для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Ребята украшали узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовывали их «продажу» в магазине «Одежда». Чтобы «купить» понравившееся платье, надо было не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу было понятно, почему он красив. «Продавец» же должен был по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель. Таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники и т.п.), относится к этой группе.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что игровой прием вызвал у детей желание выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения. Дети знали, что может произойти, если не выполнить задачу
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса.
Использование игровой технологии способствовало не только общему развитию дошкольников, но и смогло оказать существенную помощь в развитии творческих способностей в изобразительной деятельности и формировании индивидуальности, стимулировало потребность в самореализации, учило детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.
Замечания сказочного персонажа принимались детьми легче, чем непосредственно от педагога. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, конечные результаты были значительно выше по качеству - это радовало их и создавало уверенность в своих возможностях.
Когда у детей заранее сформирован эмоционально-интеллектуальный опыт, т.е. ими приняты мотив, цель, условия ее достижения, то на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приемов.
Сочетание обучения и
2.3. Описание эффективности использования игр в процессе обучения
На контрольном этапе экспериментальной работы стояла цель – сравнить новый уровень развития творческого потенциала старших дошкольников с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность проведенной работы по использованию игровых приемов. Мы воспользовались теми же заданиями диагностики на контрольном этапе, что и на констатирующем, по выявлению у старших дошкольников нового уровня тврческих способностей, уровня универсальных способностей и художественного развития, приложение 2,3,4. Полученные результаты показали влияние игровых приемов обучения на развитие творческого потенциала детей.
Поведение старших дошкольников на всех этапах подтвердило нашу гипотезу об эффективном влиянии игровых приёмов на их отношение к обучению изобразительной деятельностью. Обнаружилось, что, влияя на мотивы обучения на занятии, игровые приёмы вызывают направленность изобразительной деятельности на результат. Это проявилось в осознанном принятии цели (выполнение изображения), осознании изобразительных задач, высокой активности в процессе восприятия объяснения и показа способов действия. Дети смело, уверенно и заинтересованно выполняли рисунки, находили адекватные изобразительно-выразительные средства. В поведении детей отмечались проявления, характеризующие творческое состояние детей: искренность, непосредственность переживаний, способность ''вхождения" в изображаемые обстоятельства. У старших дошкольников сформировался достаточно устойчивый интерес, потребность заниматься изобразительной деятельностью в свободное от занятий время, причем эта деятельность нередко вытесняла увлечения игрой. Использование игровых приёмов в обучении способствовало активизации творческих возможностей, увеличив вероятность творческих проявлений.
Результаты проведенного исследования подтвердили предположение об эффективном воздействии игровых приемов на развитие творческого потенциала в изобразительной деятельности дошкольников. Было выявлено и объяснено своеобразие воздействия игровых приемов в зависимости от индивидуальных особенностей детей, что позволило более эффективно их использовать. Так, за период экспериментального обучения творческие способности проявились у 89 % детей экспериментальной группы, а без игрового обучения - у 68 %, приложение 2.
Исследование показало, что игровые приёмы обучения способствуют более успешному развитию творчества, о чем свидетельствует качество детских художественных работ. Оказалось, что при использовании игровых приемов уровень художественного развития детей экспериментальной группы вырос и составил 91 %, в контрольной группе – 62%, приложение 4.
Таким
образом, результаты формирующего эксперимента
подтвердили выдвигаемую нами гипотезу
об эффективности игровых приемов
в руководстве изобразительной деятельностью
детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что успешность обучения и развития детей в условиях изобразительной деятельности в большей степени обусловлена сохранением и специальным созданием в ней игровых моментов.
Значительно активизировалась учебная деятельность детей на занятии. Они с большим интересом воспринимали задание воспитателя, принимали, целенаправленно выполняли его, контролируя свои действия в соответствии с предъявленными требованиями.
Игровые
приемы обучения вызывали большую активность
и инициативу в процессе анализа
и оценки создаваемых образов, формировали
способность чувствовать и
У детей со слабыми изобразительными умениями, не любящих изобразительную деятельность, игровые приемы помогли формированию интереса к ней; у робких - смелости и большей уверенности в своих силах; у детей, отличающихся процессуальным характером деятельности, - направленности на достижение результата. Это сказалось в относительной оригинальности содержания рисунков и способов изображения, активном преобразовании изобразительного опыта, быстрой ориентировке при решении творческих задач у детей экспериментальной группы.
Игровые приемы обучения вызвали устойчивый интерес к изобразительной деятельности, дети более качественно овладели всеми изобразительными умениями, вследствие чего значительно активизировалась самостоятельная художественная деятельность детей.
Опираясь
на теоретический материал современных
исследователей, раскрывающий эффективность
использования игровых приемов
в изобразительной деятельности
дошкольника, можно сделать выводы,
что в игре ребенок не только овладевает
новыми для него изобразительными навыками
и умениями, расширяющими его творческие
возможности, но и учится осознанно их
использовать. Весьма значимый фактор
с точки зрения психического развития.
Ведь каждый ребенок, создавая изображение
того или иного предмета, передает сюжет,
включает свои чувства, понимание того,
как оно должно выглядеть.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры