Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Разработать и экспериментально апробировать использование игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.

Работа содержит 1 файл

КР Развит творч спос средств игры.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

  4.Специальные  художественные способности (образное  видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

  5.Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).

6.Возникновение потребности в творчестве.

  В практике общения с детьми  учитываются эти показатели. Проявляются они на всех этапах творческого процесса: зарождения замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. А также проявление многих из них возможно и желательно уже на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта как основы творческих замыслов. Речь идет о воображении в момент восприятия, сопряженном с искренностью чувств (в очертаниях облака видит фигуру животного и т.д.). Очень важно на этом этапе развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу», чтобы им хотелось рассказать о том, что волнует, что удивило, поразило, поскольку без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность (проявление потребности в творчестве).

  Способность ребенка эмоционально откликаться  на своеобразие окружающего мира (природу, предметный мир, людей, осознание  себя в этом мире) - основа таких устремлений. Важна при этом способность эстетического, образного видения предметов и явлений.

  Например, малыш замечает корявую, задумчивую сосну; озорного веселого котенка; красивые, не похожие друг на друга дома-терема на улице; радостное, как солнышко, лицо мамы и т.п. Для этого необходимо умение уловить, увидеть, почувствовать эту главную особенность предмета через его внешние признаки: выразительную форму, линии, цвет, пропорции. Необходимо умение за деталью увидеть целостный образ (образное видение). Уже на этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Следствием такого мировосприятия является возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям о том, что интересно в мире, что волнует его. Если нет своеобразного восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Проявление таких потребностей - показатель творческости личности. При этом и проявляются все вышеназванные показатели творчества; искренние чувства, яркое видение образа, побуждение к действию и т.п. Эти устремления возникнуть не могут без влияния взрослых, без целенаправленного взаимодействия их с детьми. А это означает, что творческость как качество личности формируется в системе общевоспитательной работы, ежеминутно, ежечасно в разных сферах и видах деятельности, но при условии, что педагоги, родители ставят эту задачу как одну из важнейших в личностно-ориентированной модели воспитания.

  Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.

  1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, 
создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов. Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).

  2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.  Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.

  1. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. Этот показатель - своего рода следствие проявления двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в способах действия ребенка; самостоятельность, активность, инициатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).
  2. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов, использованных ребенком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов) (Е. П. Торренс).

  Большинство из названных показателей проявляются  в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

  Детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.

  Показатели      творчества,     характеризующие     качество    продукции    детской  художественной    деятельности.

      1.Нахождение  адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств  для воплощения образа. Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это, по существу, и показатель целенаправленности продуктивного творческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет подлинно творческой деятельности.

  2.Индивидуальный  «почерк» детской продукции, своеобразие  манеры исполнения и характера  выражения своего отношения.

  3.Соответствие  детской продукции элементарным  художественным требованиям.

  Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.

  Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.

  Подводя итог первой главы, можно сделать выводы:

  Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

      Вышеизложенные  рассуждения о своеобразии, условиях развития детской изобразительной деятельности, творчества имеют смысл, если помнить  замечание большого ученого Б.В.Теплова: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми» [8,с.136].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ

      ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ

    2.1. Определение уровня творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности

     Экспериментирование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад  № 552 г.Минска» с детьми старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы), приложение 1. На этапе констатирующего эксперимента нам необходимо было узнать уровень подготовленности старших дошкольников в изобразительной деятельности.

     Простейшим методом выявления творческого потенциала ребенка является диагностика. На этапе констатирующего эксперимента с детьми проведена первая диагностика  уровня творческих способностей дошкольников по критериям «На что похоже?» и «Соответствия» (автор Н.И.Комоед). Инструкция к проведению - приложение 2.   

 Метод «На что похоже?» позволил выявить у ребенка наличие дивергентного мышления (целостное, интуитивное, регулятивное, которое опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей); быстроту (беглость) мышления - оценивается количеством образов, возникших у ребенка за определенное время, богатством и разнообразием ассоциаций, количеством образовавшихся связей; оригинальность мышления - количество возникших у ребенка и описанных им образов, не встречающихся у других, (в течение 3 минут). Показатели в двух группах дали  высокий процент  прямого попадания.  Результаты даны в таблице 2.1.1

Таблица 2. 1.1 - Уровень творческих способностей дошкольников по критерию «На что похоже?» на этапе констатирующего эксперимента.

    Констатирующий  эксперимент
    уровни Экспериментальная группа: в % Контрольная группа:

      в %

    низкий  46 44
    средний 29 28
    высокий 25 28
 

  Проведя метод «Соответствия», инструкция по проведению – в приложении 2, мы определили область возможного ответа ребенка, зафиксировали установление косвенного ответа, обосновать решения («Почему ты так решил?»). Результаты выглядели следующим образом:

- по экспериментальной  группе  каждое прямое соответствие – 46 %, каждое косвенное соответствие54 %.
- по контрольной группе  каждое прямое соответствие – 43 %, каждое косвенное соответствие57 %.
     Вторая  диагностика проводилась со старшими дошкольниками с целью выявления универсальных творческих способностей (авторы: В.Синельников, В.Кудрявцев). Инструкция к проведению  диагностики представлена в приложении 3. Первое задание:  «Солнце в комнате» - реализация воображения.  Второе задание: «Складная картинка» - умение видеть целое раньше частей.  Третье задание: «Как спасти зайку» - надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Результаты – в таблице 2.1.1. 

Таблица 2.1.1 - Общие результаты диагностики универсальных

творческих  способностей  экспериментальной  и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

  Низкий  уровень,% Средний уровень% Высокий уровень%
эксперим

группа

контр. группа эксперим

группа

контр. группа эксперим

группа

контр. группа
Способности
Реализм воображения  
51,5
 
60,5
 
38,5
 
37,5
 
10
 
2
Способность видеть целое раньше частей  
43
 

47 

 
30
 
42
 
27
 
11
Надситуативно-преобразова-

тельный характер творческих решений

 
54
 
50

   

 
8
 
23
 
38
 
27
 

        С помощью третьего диагностического задания  у старших дошкольников мы изучили уровень художественного развития  в изобразительной деятельности (по методике Т.Г.Казаковой). Детям было предложено выполнить задание по восприятию искусства и задание по рисованию (исполнение и творчество). Задания и методика проведения представлены в приложении 4.

  Результаты  уровня художественного развития:

   - контрольной группы  на этапе констатирующего эксперимента:

  Низкий  уровень – 46%, Средний  уровень – 29%, Высокий  уровень – 25%

Информация о работе Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры