Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель:
Разработать и экспериментально апробировать использование игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.
4.Специальные
художественные способности (
5.Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
6.Возникновение потребности в творчестве.
В практике общения с детьми учитываются эти показатели. Проявляются они на всех этапах творческого процесса: зарождения замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. А также проявление многих из них возможно и желательно уже на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта как основы творческих замыслов. Речь идет о воображении в момент восприятия, сопряженном с искренностью чувств (в очертаниях облака видит фигуру животного и т.д.). Очень важно на этом этапе развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу», чтобы им хотелось рассказать о том, что волнует, что удивило, поразило, поскольку без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность (проявление потребности в творчестве).
Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира (природу, предметный мир, людей, осознание себя в этом мире) - основа таких устремлений. Важна при этом способность эстетического, образного видения предметов и явлений.
Например, малыш замечает корявую, задумчивую сосну; озорного веселого котенка; красивые, не похожие друг на друга дома-терема на улице; радостное, как солнышко, лицо мамы и т.п. Для этого необходимо умение уловить, увидеть, почувствовать эту главную особенность предмета через его внешние признаки: выразительную форму, линии, цвет, пропорции. Необходимо умение за деталью увидеть целостный образ (образное видение). Уже на этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Следствием такого мировосприятия является возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям о том, что интересно в мире, что волнует его. Если нет своеобразного восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Проявление таких потребностей - показатель творческости личности. При этом и проявляются все вышеназванные показатели творчества; искренние чувства, яркое видение образа, побуждение к действию и т.п. Эти устремления возникнуть не могут без влияния взрослых, без целенаправленного взаимодействия их с детьми. А это означает, что творческость как качество личности формируется в системе общевоспитательной работы, ежеминутно, ежечасно в разных сферах и видах деятельности, но при условии, что педагоги, родители ставят эту задачу как одну из важнейших в личностно-ориентированной модели воспитания.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения,
изменения, вариации, преобразование уже
знакомого материала, применение известного
в новых ситуациях,
создание новой комбинации из усвоенных,
старых элементов. Этот показатель конкретизирует
и иллюстрирует работу воображения, механизма
воображения на этапе замысливания и реализации
замысла (характер
действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания. Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
Большинство
из названных показателей
Детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности.
1.Нахождение
адекватных (соответствующих)
2.Индивидуальный
«почерк» детской продукции,
3.Соответствие
детской продукции
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Подводя итог первой главы, можно сделать выводы:
Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Вышеизложенные
рассуждения о своеобразии, условиях
развития детской изобразительной деятельности,
творчества имеют смысл, если помнить
замечание большого ученого Б.В.Теплова:
«Любимое искусство должно быть не стеной,
отгораживающей от мира, а дорогой в мир,
окном, через которое лучше всего видна
жизнь, способом отражения и выражения
своих впечатлений от жизни, языком для
общения с людьми»
[8,с.136].
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение уровня творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности
Экспериментирование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 552 г.Минска» с детьми старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы), приложение 1. На этапе констатирующего эксперимента нам необходимо было узнать уровень подготовленности старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Простейшим методом выявления творческого потенциала ребенка является диагностика. На этапе констатирующего эксперимента с детьми проведена первая диагностика уровня творческих способностей дошкольников по критериям «На что похоже?» и «Соответствия» (автор Н.И.Комоед). Инструкция к проведению - приложение 2.
Метод «На что похоже?» позволил выявить у ребенка наличие дивергентного мышления (целостное, интуитивное, регулятивное, которое опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей); быстроту (беглость) мышления - оценивается количеством образов, возникших у ребенка за определенное время, богатством и разнообразием ассоциаций, количеством образовавшихся связей; оригинальность мышления - количество возникших у ребенка и описанных им образов, не встречающихся у других, (в течение 3 минут). Показатели в двух группах дали высокий процент прямого попадания. Результаты даны в таблице 2.1.1
Таблица 2. 1.1 - Уровень творческих способностей дошкольников по критерию «На что похоже?» на этапе констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент | ||
уровни | Экспериментальная группа: в % | Контрольная
группа:
в % |
низкий | 46 | 44 |
средний | 29 | 28 |
высокий | 25 | 28 |
Проведя метод «Соответствия», инструкция по проведению – в приложении 2, мы определили область возможного ответа ребенка, зафиксировали установление косвенного ответа, обосновать решения («Почему ты так решил?»). Результаты выглядели следующим образом:
Таблица 2.1.1 - Общие результаты диагностики универсальных
творческих способностей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Низкий уровень,% | Средний уровень% | Высокий уровень% | ||||
эксперим
группа |
контр. группа | эксперим
группа |
контр. группа | эксперим
группа |
контр. группа | |
Способности | ||||||
Реализм воображения | 51,5 |
60,5 |
38,5 |
37,5 |
10 |
2 |
Способность видеть целое раньше частей | 43 |
47 |
30 |
42 |
27 |
11 |
Надситуативно-преобразова-
тельный характер творческих решений |
54 |
50
|
8 |
23 |
38 |
27 |
С помощью третьего диагностического задания у старших дошкольников мы изучили уровень художественного развития в изобразительной деятельности (по методике Т.Г.Казаковой). Детям было предложено выполнить задание по восприятию искусства и задание по рисованию (исполнение и творчество). Задания и методика проведения представлены в приложении 4.
Результаты уровня художественного развития:
- контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента:
Низкий уровень – 46%, Средний уровень – 29%, Высокий уровень – 25%
Информация о работе Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры