Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Разработать и экспериментально апробировать использование игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.

Работа содержит 1 файл

КР Развит творч спос средств игры.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

         То, что дети легко  обучаются «играючи», заметили и  доказали великий педагог К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова. Большая  заслуга в разработке проблемы принадлежит  Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Р.И.Жуковской, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской и др.

  В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М.Богуславская), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), воображение (Г.Д.Луков), процессы мышления (А.В. Запорожец, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

  Исследование  З.М.Богуславской, специально посвященное  изучению особенностей учения дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности [8,с.174].

     Близость  игры и художественной деятельности  как разновидностей творчества проявляется  в  общности  ведущих психических  процессов,  лежащих в их основе  (воображение,  эмоции).  Известно, что  эти процессы наиболее легко  возникают  и  развиваются в условиях игры.  Это даёт  основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. 

       Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков и др.). Поэтому творчество, развитие творческости,  - одна из главных задач дошкольного воспитания. Существование  связей игры и  творческих способностей  доказывает,  что игровые приёмы  соответствуют не только  возрастным  особенностям детей,  но  и специфике детской изобразительной деятельности  и потому  способствуют  оптимизации процесса руководства  ею.

     Этим  и обосновывается актуальность избранной  темы исследования.

    Цель:

      Разработать и экспериментально апробировать  использование  игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.

    Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.

    Объект: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет: развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности с использованием игровых приемов.

    Методы  исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования.

 Эмпирические: целенаправленные занятия  на  развитие у детей творческих  способностей, диагностические срезы  творческих способностей детей, педагогический эксперимент количественных данных и качественный анализ экспериментальных данных.

    Исследования  проводились в три этапа.

    На I этапе (сентябрь - октябрь 2009 г) изучалась  психологическая и методическая литература по теме исследования, проводилась диагностика показателей творческих способностей детей на начало эксперимента.

    На II этапе (октябрь 2009 - февраль 2010) проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность использования  игр и игровых  приемов на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

    На III  контрольном этапе (февраль 2010г.) выявлялись уровни развития творческих способностей старших дошкольников, осуществлялся сравнительный анализ  этапов эксперимента.

      Экспериментальная  база исследования – ГУО «Ясли-сад сада № 552 г. Минска».   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

    1. Понятие изобразительного творчества дошкольников

    Психолого-педагогическая наука рассматривает творчество как создание человеком объективно и субъективно нового.  Чем же характеризуется творчество? Б.М.Теплов называет лавным условием, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность.

    Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции». Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в xyдожественную деятельность, обнаруживают иногда незаурядные творческие способности. Таким образом, стоит задача  формирования у  дошкольников образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, наблюдательности.

  Из  всех средств эстетического воспитания, всех видов художественной деятельности исследователи выделяют общие группы, составляющие основу творческих способностей.

  1.Восприятие предметов и явлений действительности и их свойств, которое обладает индивидуальными различиями. Известно, в своих рисунках, лепке, аппликациях дети отражают впечатления, полученные от окружающего мира. Значит, у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшее условие творчества - развивать восприятие у детей (зрительное, осязательное, кинестезическое), формировать разнообразный сенсорный опыт.

  2.Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое.

  Наглядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи.  Вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей.  Специалисты считают - эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии.   Вот почему так важно развивать    образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации [12].

 И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета (объекта);
  • видение проблемы в стандартной ситуации;
  • видение структуры объекта;
  • способность к альтернативным решениям;
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

  И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое,   оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям [8,с.97].

 Исследователь А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными.

 Это поможет детям        ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

  К выводу о невозможности абсолютного  отделения, дифференциации   способностей от знаний, умений пришел Л.А.Венгер,   долгое время изучавший проблему способностей и их соотношения со знаниями и умениями.

    По мнению исследователя детского творчества Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата. Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабуновская), [12,с.101].

    Исследователь Н.П.Сакулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению (другой термин - «способность к образному выражению»), которую она относит к разряду художественно-творческих способностей. Способность к образному выражению:

      1.Эстетическое восприятие явлений реального мира, т. е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета.   Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. И рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение. А это, как отмечает Н.П.Сакулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения.

    2.Интеллектуальная активность (активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия). Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа [8,с.90].

    1. Основные подходы к  формированию детского изобразительного творчества

  Творчество  начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их. А у ребенка творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии.

  Одну  из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла исследователь Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Их можно взять за основу при определении критериев оценки детской изобразительной деятельности как творческой.

  Критерии  оценки детского продуктивного художественного творчества (по Н.А.Ветлугиной):

  Показатели  творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

  1.Развитое  творческое воображение, на основе  которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

  2.Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.

3.Искренность,  правдивость, непосредственность  переживания.

Информация о работе Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры