Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Разработать и экспериментально апробировать использование игр и игровых приемов в развитии творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Определение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью с использованием игровых приемов.

Работа содержит 1 файл

КР Развит творч спос средств игры.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

  - экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента:

  Низкий  уровень –  43%, Средний уровень – 29%, Высокий уровень-  28 %

   Так же нам было интересно узнать  степень заинтересованности родителей в развитии творческих способностей своих детей. С помощью анкетирования родителей детей из экспериментальной группы мы выявили условия для изобразительной деятельности ребенка в семье, приложение 8. Ответы родителей помогли узнать, что место для занятий любимым видом изобразительной деятельности  в домашних условиях у каждого ребенка есть, но возможностей для проявления творчества недостаточно. Одна треть родителей отметила в анкете, что, по мере возможности, с детьми посещают выставки, концерты, театральные спектакли с целью обеспечения ребенку художественных впечатлений. Две трети родителей указали, что их работа не связана с творчеством.  При этом была  учтена степень заинтересованности родителей.  Информация анкет  помогла скорректировать планирование также совместной деятельности детей и родителей при проведении эксперимента.

     Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что к началу исследования был определен уровень интереса к изобразительной деятельности, уровень творческих способностей, уровень художественного развития каждого из дошкольников с помощью диагностик, приложение 2,3,4.

      Результаты  всех проведенных диагностик на этапе констатирующего эксперимента показали, что у старших дошкольников  процесс развития изобразительных способностей, определяющих основу творчества, находился на среднем уровне. Хотя результаты творчества субьективны (ребенок делает это для себя), они все же приобретают социально значимый характер, так как «автор» рисунка, лепки, аппликации испытывает потребность в оценке, признании результата своего творчества взрослым, сверстниками. Знания, умения, навыки, понятия у дошкольников сформированы недостаточно. Данные констатирующего этапа помогли нам определить дальнейшие задачи и пути по развитию творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности, включая в занятия и повседневную жизнь ребенка игры и игровые приемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Использование игры  в обучении детей  старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности

   На  этапе формирующего эксперимента ставились  следующие задачи: 

   
  •   Содействовать  стремлению ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации,  придавая деятельности поисково-ориентировочный характер.
  • Сформировать  умения по использованию игровых приемов, приемов обыгрывания игрушек, предметов, заинтересовывая тем самым предстоящей работой   по рассматриванию и обследованию изображаемых предметов.
  • Оказывать благотворное влияние на развитие личности ребенка, ее творческого потенциала, художественных способностей, оптимально сочетая игровые приемы и интерес к изобразительной деятельности дошкольников.
  • Способствовать созданию  эмоционально-положительного климата, привлекательной для детей обстановки  как  основу для развития   творческого воображения,  художественного мышления, зрительной памяти по созданию художественных образов в процессе собственного творчества.

     Так как необходимым компонентом творчества, по мнению психологов, являются процессы мышления и воображения, то развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

   На  занятиях, где ведущими являются творческие задачи, игровые приемы помогают детям придумать поделку, узор для ее украшения, композицию в аппликации, самостоятельно выбрать способ создания поделки или деталей для нее и т.д. С целью познания окружающего мира, пробуждения у детей желания проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения  детям были предложены специально организованные игровые задания на основе метода  направленного воображения по изобразительной деятельности  (АРТ  - психотерапевтическая техника), автор Т.С.Комарова,  на темы «Солнце», «Земля», «Вода», «Волшебный сад»,  приложение  5.

      Игра является отображением знаний и представлений об окружающем мире.  Чтобы дети закрепили  представления о выразительных средствах  (линия, цвет, форма, композиция и др.), мы использовали творческие задания «Игры на листе бумаги», автор М.И.Дрезнина, приложение 6.  Представления о выразительных средствах (линия, цвет, форма, композиция и др.) включают в себя владение этим средством (свободное изображение, например, линий с помощью различных материалов); ощущение его (чувство линии, чувство цвета и т. д.); эмоциональный отклик на выразительные средства (при восприятии художественных образов). Если овладение выразительными средствами начинается уже с того момента, когда ребенок впервые берет в руки карандаш, кисть, то формирование чувства линии, цвета, формы, ритма и др. — довольно сложный процесс [9].

  Прежде, чем развивать у дошкольников способности и потребности к  творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и  переживаний,  мы с детьми освоили игровые задания  по закреплению  знаний, умений, навыков.  С этой целью в эксперимент был включен цикл занятий  корректировки знаний, умений и продвижения на более высокий уровень развития творческих способностей, автор Т.С.Комарова,   приложение 7. Особенность системы игрового обучения в том, что с помощью первого упражнения  мы готовили детей к восприятию игровой задачи (этих упражнений может быть и несколько). Затем идет дидактическая игра,  где мы учили детей выполнять игровые задания соответственно правилам игры и создавали эмоциональный настрой у дошкольников. А  второе упражнение помогало закрепить знания и умения, полученные в игре, и подготовить ребенка к следующему этапу обучения изобразительной деятельности.

      Игры в занимательной форме способствовали тому, что  дети  могли уточнить и закрепить знания, изобразительные умения и технические навыки,  усвоить тот минимум, который необходим  ребенку  в стремлении выразить творчески свои успехи в изобразительной деятельности: узнавать все цвета спектра, их оттенки, теплые и холодные цвета; передавать характерные признаки изображаемых объектов, используя средства выразительности рисунка (цвет, колорит, форма, пропорции и т.д.); определять изобразительные материалы, необходимые для рисования и выбирать их в соответствии с предложенным заданием или собственным замыслом; создавать изображение различными способами; определять жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).      Закрепить эти знания помогли детям сказочные герои Незнайка и Кисточка, которые путешествовали  по Городу Красок и Фантазий. Их встречала улица Линий, проспект Цвета, радужная арка, станция Форм, магазин «Белорусский сувенир», конструкторское бюро, аллея композиций, картинная галерея и пр., [4].

  В игровой ситуации дети научились анализировать свои работы и легко определяли ее качество. «Ой, - вскрикивала кукла, «присаживаясь» на диван, - боюсь, упаду!» И дети легко находили причину - непрочно приклеена спинка дивана.

     Для развития воображения мы с детьми  дорисовывали разные сюжетные картинки.  Деятельность ребенка рассматривалась в контексте «рисую вместе с художником» и требовала от ребенка умение видеть целое, домысливать содержание, вносить в рисунок новые фрагменты, детали, например: Задание 1. Кто хочет спрятаться под зонтиком?

Задание 2. Собери в корзину подарки осени  и узнай о них все.

Задание 3. Кто поедет в поезде?

Задание 4. Построй многоэтажный дом и  засели его.

Задание 5. Огни праздничного салюта. Нарисуй, каким  красивым может быть салют.

Задание 6. Дорисуй выражение лиц, что бы можно было узнать, кому весело, а кому грустно.

     С целью мотивации по развитию творческих способностей у собственного ребенка, родителям была предложена консультация «Как организовать   домашние занятия  по рисованию и лепке» (приложение  9), а также  был осуществлен показ   занятия по рисованию  с использованием жидкого теста «Волшебные краски», (конспект занятия в приложении 10).  Все это вызвало интерес у родителей к деятельности своего ребенка. Между нами  и родителями было достигнуто взаимопонимание и дало  возможность вести целенаправленную работу с  детьми в  экспериментальной  группе в  процессе  обучения, более  точно  определить характер и  степень влияния игровых приёмов в  зависимости  от их  индивидуальных особенностей.

     Все игровые приемы условно  разделены  на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых [8,с.181]. В  эксперименте использовались оба вида игр, предложенные исследователем Галиной Григорьевной Григорьевой.

    Соединяя  мир игры с обучением, существуют определенные правила:

    Во-первых – ребенок должен знать, что результат  его труда  необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами мы называли игрушки – объемные или плоскостные фигурки животных – домашних и диких, птиц). Следовательно, у детей появилось желание помочь одному из обитателей игрового мира.

    Во-вторых – для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам  игрового персонажа, мы предлагали специальные приемы, которые, очень просты и доступны. В начале показывали тех персонажей, которые стали героями данного занятия (например, на занятии, где дети учились рисовать домик для белочки, мы показывали маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат, вырезанные из бумаги). Затем кратко, но достаточно убедительно рассказывали о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет домика. Нам было важно не только обозначить трудности, но и добиться отклика у ребят, раскрыть всю сложность и опасность; маленькие бельчата могут погибнуть от холода, голода и врагов.

    В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, мы объяснили: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации). Так, чтобы спасти мышонка, надо было углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не просматривался силуэт). Получается: с одной стороны, помогая мышонку, ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом плане, а реально.

    Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и  по-деловому (ведь ему предстоит все это делать!) прислушивается к нашим объяснениям и будет применять их в своей работе.

    В – четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. Если были замечены какие-либо недостатки, мы исправляли их в игровой форме: "Костя, твоей белочке очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от дождя". Не важно, что за белочку говорил взрослый. В конце занятия дети приходили к какому-то результату: были нарисованы домик, трава, вылеплены кормушки или что-то другое. Все это они рисовали на этот раз для коровы, которая с нетерпением ждала окончания работы. Вот и наступило время. Еcли дети не проявили инициативы, мы, взяв в руки макет животного, проходили им по рисункам детей, т.е. корова пощипывала вкусную траву и благодарила детей.

   Вот это игровое действие весьма важно  для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат [15,с.12-15].   

     Используя сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр, действия развертывались по поводу игрушек, предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов.  Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Этот прием особо интересен, ведь обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). С кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

     Прием обыгрывания игрушек, предметов  принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями. При сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Например, на занятии появлялся Буратино-путешественник, веселый и озорной. Он заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Детям было предложено подумать, как можно быстро, на одном занятии показать Буратино город. Ребята рисовали для него самые интересные и любимые места в городе. А потом они вместе с Буратино путешествовали по нарисованному городу. Неподдельный интерес детей к общению с любимым игровым персонажем проявлялся очень ярко.  Дети, словно забывая, что это неодушевленная игрушка, вступали с ней в разговор, увлеченно рассказывали о городе.

Информация о работе Развитие творческих срособностей дошкольников средствами игры