Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа
Гипотеза исследования. Обучение связной речи позволит повысить эффективность коррекционной работы по общему речевому развитию слабослышащих дошкольников.
В данной работе была поставлена следующая цель: Выяснить, каковы основные проблемы работы над связной речью слабослышащих дошкольников? Определены задачи:
1. Проанализировать научные данные по проблемам изучения и развития связной речи у слабослышащих дошкольников.
2. Использовать выработанную методику развития связной речи у слабослышащих старших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и развития связной речи у слабослышащих дошкольников
1.1. Психолого-педагогические и лингвистические особенности связной речи и становление её в онтогенезе……………………….…………………………. 5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….... 9
Глава 2. Коррекционно-логопедический этап развития связной речи у слабослышащих дошкольников
2.1. Изучение состояния связной речи слабослышащих дошкольников .. 13
2.2.Основные методы и приёмы развития связной речи у слабослышащих дошкольников ………………………………...…………………….…. …….. 18
2.3.Эффективность коррекционного воздействия на слабослышащих дошкольников …. …………………………………………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………………… …… 27
Библиографический список…………………………………………………28
Приложения…………………………………
В нашем исследовании педагог задавал схему высказывания, а дети «наполняли» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закреплялся наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связки между его частями (Куда пошла козочка?; Где встретила козочка медведя?; Кто испугался?; Как закричала козочка?; Кто ей помог?). Почти на каждом занятии дети выполняли лексические упражнения — подобрать синонимы («Скажи по-другому», «Как еще можно сказать»), грамматические — подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида (делал — сделал, рисовал — нарисовал), согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже; одновременно мы решали задачи воспитания звуковой культуры речи — формирование интонационного чутья, дикции, силы голоса.
Закрепляющие занятия (в ходе игровых упражнений «Поезд», «Начни, продолжи, закончи») преследовали цель — учить детей умению последовательно, пофразно излагать повествовательный рассказ.
Таким образом, работа по речевому развитию слабослышащих детей требовала организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию связной речи детей, тесно переплетённая с формированием грамматического строя речи, обогащением и активизацией словарного запаса, произношением, развитием слухового восприятия, обучением чтению.
2.3. Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на слабослышащих дошкольников
Подводя итоги исследовательской работы в конце учебного года мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом
особенностей речевого и познавательного развития слабослышащих
детей, мы получили хороший результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует раз-
витию связной речи и творческих возможностей детей. На завершающем этапе исследования детей наблюдалась следующая картина.
Все дети подготовительной группы справились с теми пятью заданиями, которые были предложены им в начале года (таблица № 2) Благодаря тому, что работа проводилась в строгой последовательности (сначала обучение диалогической речи и составление распространённых предложение по демонстрации действий, потом формирование умений анализа текста с позиций связности (зачин, развёртывание действия, концовка) и до творческого рассказывания), нам удалось достичь положительных результатов у всех слабослышащих детей подготовительной у школе группы.
Таблица № 2. Средние показатели по заданиям методики (май 2008)
№ |
задание |
Норма |
Слабослышащие дошкольники |
Уровень успешности |
1 |
Составление предложений по картинке. Макс. 5 баллов |
40 б. |
40 балла 100 % |
высокий |
2 |
Составление предложений по трём картинкам. Макс. 2 балла |
16 |
16 б. 100% |
высокий |
3 |
Пересказ сказки «Репка». Макс. 4 балла |
32 |
28 б. 87 % |
высокий |
4 |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Макс. 6 б. |
48 |
40 б. 83% |
высокий |
5 |
Завершение рассказа по нача- лу. Макс. 3 балла |
24 |
20 б. 83 % |
высокий |
Итого в баллах и в % |
160 б 100% |
144 балла 90 % |
высокий |
Проведя коррекционное обучение слабослышащих детей, направленное на формирование связной речи, а также на развитие слухового восприятия, произношения, обогащение словаря, воспитание грамматического строя речи, мы достигли положительных результатов:
Все восемь детей с нарушениями слуха и речи, пройдя курс специального обучения, были зачислены в первый класс коррекционной школы 2-го вида города Иванова.
Заключение
В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуждаться проблемы интеграции дошкольников и школьников, имеющих нарушения слуха, со слышащими детьми в условиях дошкольных учреждений и школ общего типа. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большее разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в воспитании детей.
Повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений языкового и речевого развития слабослышащих дошкольников на данный момент является одной из важных проблем сурдопедагогики. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снять риск их дезадаптации в новых социальных условиях, обеспечить их спокойную интеграцию в общественную среду.
Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны.
В проведённом нами исследовании отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.
В общении со слабослышащим ребенком учитывали некоторые специальные моменты. Ребёнок должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе.
Мы воспользовались рекомендациями, содержащимися в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др).
Библиографический список
1. Ангельчева Е.В. Текст-модель и работа с ним на уроках развития речи / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 2 ,2007, с. 24-28.
2. Аханькова Е. Учим детей с ОНР творческому рассазыванию / Дошкольное воспитание - 2002 - № 12 - с.33 - 40
3.Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед.учеб. заведений / Л.О. Бадалян – М.: Изд. центр «Академия», 2000–384 с.
4. Базилевская В.Н. Развитие речи глухих/слабослышащих
детей в игре. Под ред. А.Ф. Пончальской.
М., Изд. АПН РСФСР, 1957
5. Баранова Э. Учимся задавать вопросы.
/ Дошкольное воспитание - 2005. - № 12 - с. 12
- 20.
6. Белова-Давид Р.А.
Нарушения речи у дошкольников
/Р.А. Белова-Давид – М:
7. Берлина. Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Дошкольное воспитиние. - 2006 - № 7. - с. 67 - 70.
8. Бойкова
С.В. Развитие лексики и
9.Бессонова Т.Т., Ворошилова Е.Л. Развивайте связную речь детей / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №4, 2007
10. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
11. Вопросы обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Сб. науч. тр. М., 1972
12. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха.- М., 2001.
13. 3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976.
14. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения.(Сб. ст.) под ред чл.-корр. АПН СССР Р.И. Боскис., М, Педагогика, 1972
15. Комаров К. Курсовые работы по сурдопедагогике. Пособие для спец.-заочников дефект. фак-в пед. инст-в, м., Просвещение, 1972
16. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. Сб. науч. тр. М, 1976
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.: У. пос. для пед вузов по спец. Логопедия /Под ред Ю.Ф, Гаркуши. М.:РОН, 2000
18. К о р о в и н К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. — М., 1982.
19. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.- М., 1970
20.. Н е и м а н Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961.
21. Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Межвуз. сб. науч. тр./ Ленинград гос. пед. инст-т им. А.И. Герцена/ Л., ЛГПИ, 1986
22. Никшина Е. Л. Методика формирования и развития устной речи (Практикум для подготовки спец-ов по коррекции слуха и речи) – Спб., Ихд. РПГУ им. А.И. Герцена: СОЮЗ, 2001
23. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. — Л., 1981.
24. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. — Л., 1984.
25. Правдин а О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 165—169.
26. Р а у Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М., 1981.
27. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Уч. Пос. для вузов. М., ВЛАДОС, 2000
28. Трауготт Н. Н., Кайданова С. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. — Л., 1975.
29. X в а т ц е в М. Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 194—207.
30. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…- М., 1995.
Тема: Составление рассказа по серии картин «Как Ёжик яблоки собирал»
Цель: продолжать учить детей составлять рассказ по серии картин, закреплять умение отвечать полным предложением на вопрос с опорой на картинку, активизировать словарь, обогащать словами «наколоты», «нанизаны», упражнять в словоизменении слов «дерево», «яблоко», уточнять представления детей о сроках созревания яблок, некоторых повадках ёжей. Воспитывать интерес к жизни животных, умение слушать ответы сверстников, внимание, усидчивость.
Оборудование: четыре сюжетных картинки рассказа о ёже.
Ход. 1. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
Вопросы:
Загадка о ёжике: «Под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».
Сурдопедагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»
Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен
случай, который произошёл с одним ёжиком».
Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
В о п р о с ы к к а р т и н к а м.
1-я картинка
Что вы видите на этой картине?
Какие деревья здесь растут?
Как называется место, где растут яблони?
(при затруднении дается
подсказка: «Это слово
Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».
Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае
необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик?
(Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)
Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.) В заключение даётся ряд вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:
При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и
4-ой картинок.
Информация о работе Развитие связной речи у слабослышащих дошкольников