Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..20
2.2. Методики исследования……………………………………………….……20
2.3. Результаты исследования и их анализ……………………………………..24
2.4. Выводы……………………………………………………………………....25
2.5. Заключение....................................................................................................26
Список литературы
Приложения
"Деревья"
"Птички летят"
"Бочонок с водой"
"Миска"
"Крыша"
"Магазин"
"Кулак-ребро-ладонь"
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют также:
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
Этот пальчик
хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает
кисти рук в сосуд, заполненный
каким-либо однородным наполнителем (вода,
песок, различные крупы, дробинки, любые
мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает
содержимое. Затем ему предлагается сосуд
с другой фактурой наполнителя. После
нескольких проб ребенок с закрытыми глазами
опускает руку в предложенный сосуд и
старается отгадать его содержимое, не
ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных"
на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь
поочередно правой и левой рукой. Более
сложный вариант - ребенок одной рукой
ощупывает предложенный предмет, а другой
рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических
фигур, букв, цифр. Для детей школьного
возраста лепка не только печатных, но
и прописных букв. Затем опознавание слепленных
букв с закрытыми глазами.
5. Перекатывание карандаша между пальцами
от большого к мизинцу и обратно поочередно
каждой рукой.
6. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Ребенок катает
грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее
всех".