Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание работы

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..20
2.2. Методики исследования……………………………………………….……20
2.3. Результаты исследования и их анализ……………………………………..24
2.4. Выводы……………………………………………………………………....25
2.5. Заключение....................................................................................................26
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
 

     До проведения эксперимента, методика «Расскажи по картине» показала следующие результаты: очень высокий уровень-0% высокий уровень у 10% детей, 40% детей- средний уровень, низкий уровень 50%.

     После проведения специально подобранных пальчиковых игр очень высокий уровень составляет 10%, высокий уровень 20%, 60% средний уровень и низкий уровень 10%.

Результаты обследования приведены в таблице №3

                      Таблица 3

      Уровни Октябрь Январь
        Количество  детей в %
      Очень высокий 0 10
      Высокий 10 20
      Средний 40 60
      Низкий 50 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы:

  1. При исследовании наша гипотеза подтвердилась, после проведения специально подобранных пальчиковых игр у детей повысится уровень мелкой моторики
  2. Мы убедились, что существует прямая зависимость между развитием мелкой моторики и речью
  3. Необходимо проводить целенаправленную работу по развитию речи у детей-дошкольников по всем направлениям: связной речи, произносительной речи и мелкой моторики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008
    2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004
    3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,1961
    4. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. – М., 2004
    5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
    6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973
    7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: Сов. Россия, 1979
    8. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст)// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – с.49-55
    9. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – М.: Литера, 2007
    10. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979
    11. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.: Просвещение, 1967
    12. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, 2007
    13. Филичева Т.Б., Соболев А.В. Развитие речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1996
    14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1998
    15. Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988
 

Приложения

Результаты обследования тонких движений пальцев и действий с предметами

  Октябрь Январь
Баллы Уровень Баллы Уровень
1 5 средний 3 высокий
2 7 низкий 6 средний
3 4 средний 2 высокий
4 7 низкий 5 средний
5 6 средний 5 средний
6 3 высокий 2 высокий
7 5 средний 4 средний
8 8 низкий 6 средний
9 9 низкий 8 низкий
10 6 средний 5 средний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уровни Октябрь Январь
  Количество  детей в %
Высокий 10 30
Средний 50 60
Низкий 40 10
 
 
 
 
 
 
 

 

Результаты  проведения методики «Назови слова» 

  Октябрь Январь
Баллы Уровень Баллы Уровень
1 4 средний 6 средний
2 3 низкий 5 средний
3 2 низкий 3 низкий
4 6 средний 8 высокий
5 8 высокий 10 очень высокий
6 3 низкий 5 средний
7 5 средний 7 средний
8 6 средний 8 высокий
9 3 низкий 4 средний
10 4 средний 7 средний
 
 
Уровни Октябрь Январь
  Количество  детей в %
Очень высокий 0 10
Высокий 10 20
Средний 50 60
Низкий 40 10
 
 

 
 
 

Результаты  проведения методики «Расскажи по картине» 

  Октябрь Январь
Баллы Уровень Баллы Уровень
1 3 низкий 5 средний
2 5 средний 7 средний
3 2 низкий 3 низкий
4 6 средний 8 высокий
5 3 низкий 5 средний
6 8 высокий 10 очень высокий
7 7 средний 8 высокий
8 5 средний 6 средний
9 3 низкий 5 средний
10 2 низкий 4 средний
 
 
Уровни Октябрь Январь
  Количество  детей в %
Очень высокий 0 10
Высокий 10 20
Средний 40 60
Низкий 50 10
 
 

 
 
 

Пальчиковые игры

"Сидит белка..."

Сидит белка  на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому.

Взрослый и  ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дом и ворота"

На поляне дом  стоит ("дом"), 
Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). 
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), 
В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными  играми могут быть использованы разнообразные  упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

  • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Человечек"

  • указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  • те же движения производить пальцами левой руки;
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Информация о работе Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр