Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..20
2.2. Методики исследования……………………………………………….……20
2.3. Результаты исследования и их анализ……………………………………..24
2.4. Выводы……………………………………………………………………....25
2.5. Заключение....................................................................................................26
Список литературы
Приложения
а) на расслабление;
б) на активную роль безымянного пальца и мизинца;
в) на изолированное движение каждого из пальцев;
г) на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, а пальцы другой - другое).
Способы выполнения пальчиковых игр:
5. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу.
6. Сначала
все упражнения выполняются
Используя на занятиях игры педагог:
Пальчиковые игры необходимы и важны в развитии ребёнка. При помощи их в дошкольном возрасте развивают механизмы, необходимые для овладения письмом (для подготовки ребёнка к школе), создаются условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развиваются навыки ручной умелости. И ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Вывод: Сенсомоторное развитие один из
ведущих факторов развития ребенка. Развитие
и совершенствование мелкой моторики
кисти и пальцев рук является главным
стимулом развития центральной нервной
системы, всех психических процессов,
речи. Пальчиковые игры необходимы для
развития мелкой моторики ребенка, которая
влияет на полноценное развитие речи.
Глава 1. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр
2.1. Цели и задачи исследования
Целью нашего исследования явилось изучение развития речи у дошкольников на занятиях с использованием пальчиковых игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
2.2. Методики исследования
При исследовании детей использовалась нейропсихологическая диагностика Цветковой Л.С.
Диагностическое обследование проводилось 2 раза за время эксперимента с октября (до начала проведения эксперимента и после его окончания). Необходимо проверить предположение о зависимости между кистью руки (мелкой моторики) и речью с использованием специально подобранных пальчиковых игр. Для проведения эксперимента были привлечены дети от 4 до 5 лет - 10 человек.
В течении четырёх месяцев проводились занятия, на которых использовались специально подобранные пальчиковые игры . Пальчиковые игры проводились в течении 10 минут 3 раза в неделю.
Во время эксперимента, для проведения
первого обследования детей были отобраны
и проведены следующие методики по развитию
речи: «Назови слова» и «Расскажи по картине»
по мелкой моторике.
«Обследование тонких движений пальцев и действия с предметами» Инструкция
Обработка данных
При оценке мелкой моторики учитывалось:
По каждому из этих признаков ребёнок получает от 3 до 1 баллов.
1 балл - чёткое выполнение всех заданий;
2 балла - выполнение не более 5 заданий из предложенных;
3 балла - выполнение одного-двух заданий из предложенных - плохая координация, неловкость рук.
По ходу выполнения действий в нужной графе этой таблицы плюсом отмечаются правильные, чёткие движения ребёнка, минусом - не выполненные задания или плохая координация, неловкость движений. Оценки по мелкой моторике ребёнка отмечаются в баллах
Выводы условия развития:
1 до 3 баллов - высокий уровень;
4-7 баллов - средний уровень;
7-10 баллов - низкий уровень.
Для определения развития речи у детей 4-5 лет использовали 2 методики, с помощью которых определяли запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка, и для определения активного словарного запаса ребенка.
Методика «Назови слова»
Предназначена для исследования и определения запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка.
Инструкция
Взрослый называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания 160 секунд.
При анализе, оценка проводилась по каждой группе.
Обработка данных
При анализе оценка проводилась по всем группам слов. Работа детей оценивалась от 0 до 10 баллов.
10 баллов - очень высокий - назвал 40 слови более;
8-9 баллов - высокий - 35-39 слов;
4-7 баллов - средний - 30-34 слов;
2-3
балла - низкий - 25-29 слов;
Методика «Расскажи по картине»
Данная методика предназначена для определения активного словарного запаса ребёнка.
Инструкция
Рассмотри картинки (серия картин) и расскажи что ты видишь на картинках. На это отводится 4 минуты.
Обработка данных
При анализе, оценка проводилась по наличию и частоте употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Работа оценивалась от 0 до 10 баллов.
10 баллов - в речи ребёнка встречаются все 10 включённых в таблицу фрагментов речи: существительные, глаголы, прилагательные в обычной форме, прилагательные в сравнительной степени, прилагательные в превосходной степени, наречия, местоимения, союзы, предлоги, сложные предложения и конструкции.;
8-9 баллов - в речи ребёнка встречаются 8-9 фрагментов речи;
6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи;
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи;
0-1 балл - в речи ребёнка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что
включены в таблицу.
10 баллов -очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла –низкий.
По ходу выполнения задания ребёнком, результаты заносятся в таблицу.
Тестирование с детьми проводилось в индивидуальном порядке. Это даёт возможность установить ход рассуждения испытуемого при помощи дополнительны вопросов и выяснить причину возникающих в ходе работы затруднений.
В ходе эксперимента организуется процесс взаимодействия с испытуемыми, узнаётся их настроение, состояние здоровья на момент обследования. Затем зачитывалась инструкция, с помощью обратной связь устанавливается степень её понимания и регулируются действия и ответ испытуемого.
По завершению исследования ребёнка необходимо поблагодарить.
2.3. Результаты исследования и их анализ
В исследовании принимало участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.
При обследовании тонких движений пальцев и действий с предметами в октябре, до начала эксперимента, у детей наблюдались следующие результаты: высокий уровень-10%, средний уровень-50%, низкий уровень-40%.
После проведения специально подобранных пальчиковых игр, уровень развития тонких движений пальцев и действий с предметами повысился: высокий уровень повысился до 30%, средний до 60%, низкий уровень до 10%.
Результаты обследования приведены в таблице №1
|
При проведении методики «Назови слова», в октябре 0% детей имеют очень высокий уровень, высокий уровень имеют 10%, 50% средний уровень и 40% детей имеют низкий уровень.
После проведения эксперимента у детей повысился запас слов, очень высокий уровень имеют 10% детей, высокий уровень 20%, 60% средний уровень и 10% детей с низким уровнем.
Результаты обследования отражены в таблице №2
Таблица 2
|