Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание работы

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста……………………......5
1.1. Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста…….....5
1.2. Значение пальчиковых игр в развитии речи у детей………………………8
1.3. Содержание и виды пальчиковых игр……………………………………..10
1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требования к ним….15 Глава 2. Исследование развития речи и мелкой моторики у дошкольников с использованием пальчиковых игр…………………………………………...…20
2.1. Цели и задачи исследования………………………………………………..20
2.2. Методики исследования……………………………………………….……20
2.3. Результаты исследования и их анализ……………………………………..24
2.4. Выводы……………………………………………………………………....25
2.5. Заключение....................................................................................................26
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

     Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

1.3.  Содержание и виды пальчиковых игр

     Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. В игре дошкольного возраста идёт развитие всех сторон ребёнка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. Важное значение детских игр помимо лучшего понимания детьми человеческого общества.

     Игра - с точки зрения психолога как деятельность, которая является работой по перестройке психики ребёнка. «Ребёнок постоянно с чем- то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук... Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Через работу он становится сознательными строит свою личность.»

«Творческую свободную деятельность ребёнка  мы называем игрой... Продуктом этой игры всегда является сам ребёнок, иначе говоря, игра это работа ребёнка над самим собой».

Изучение  развития детей показывает, что в  игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы:  внимание, память, мышление, речь.  

     Игра - наиболее освоенная дошкольниками деятельность. Опора на игру, «игровую деятельность, игровые формы и приёмы» - это важнейший путь включения детей в учебную работу. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него 
подготовкой к жизни, «первой школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения. Первые игры, в которые мы играем с ребёнком, и есть пальчиковые. Эмоциональность - неотъемлемая характеристика этих игр. Э. С. Рузина отмечает, что пальчиковые игры могут помочь детям:

  1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику.
  2. Подготовить руку к письму.
  3. Предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников.
  4. Развить внимание, терпение, слух.
  5. Стимулировать фантазии. Проявить творческие способности.
  6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
  7. Научить управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов.

     Признание пальчиковых игр принадлежит немецким специалистам. Ещё в 1973 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция, которых в значительной степени на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Пальчиковые игры отражают проблемы новой жизненной ситуации с одной стороны, помогают ребёнку естественно адаптироваться к ней. Пальчиковые игры имеют такие характеристики:

  • универсальность -можно играть в любом месте в любое время;
  • кратковременность - обычно не более 2 - 5 минут;
  • активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; невербальное общение в играх-«молчанках» , использование языка жестов;
  • наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, таки мыслительных задач.

     Согласно международной классификации игры, совмещение пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа: первый - пальчиковые игры «сидячие», и второй - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи. Игр без слов совсем немного. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук. («Чёт не чёт», «Колечки»). Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

     Уровень развития мелкой моторики и координация движения рук, один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Чтобы развить ручную умелость можно научить детей:

-   запускать пальцами мелкие волчки;

-   разминать пальцами пластилин, глину, солёное тесто;

-   катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;                                -   сжимать и разжимать кулачки (бутончик цветка - утром проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся спрятался);

-   пятью пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кот-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит (проводить сначала правой, а потом левой рукой);

-   барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

-   собирать все пальцы в щепотку;

-   завязывать узлы на толстой верёвке на шнуре;

-   застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить -   механические игрушки;

-   закручивать шурупы, гайки;

-   игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

-   складывание матрёшек;

-   игры с вкладышами;

-   рисование в воздухе;

-   игры с песком, водой;

-   игры на тактильную память;

-   мять руками поролоновые шарики, губку;

-   шить, вязать на спицах;

-   рисовать, раскрашивать, штриховать;

-   резать ножницами;

-   выполнять разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы.

     При выполнении этих работ развивается ловкость движений, сенсорно-двигательные координации, аккуратность, настойчивость, точность и внимательность.

Чтобы научение и выполнение заданий, по мелкой моторике проходили без скуки  и утомления и приносили радость  ребёнку, нужно проводить занятие в игровой форме, придумывать сказочные сюжеты, фантастические картины, проговаривать прибаутки, потешки, песенки.

     Именно к 6 - 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы

к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

1.4. Особенности использования пальчиковых игр и требование к ним    

     Сеченов И.М. отмечал, что движение руки человека наследственно не предопределено, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей руки пальцев при помощи массажа и пальчиковых игр.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы.

     В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень важны эти игры для развития творчества детей (например, одна рука изображает кошку, а другая домик -кошка бегущая в этот дом). Многие игры требуют участия обеих рук, это даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Много игр с разнообразным реквизитом -  мелкими предметами, домиками, шариками и кубиками. Уделяя должное внимание играм на развитие мелкой моторики, решают сразу несколько задач.

Косвенным образом влияют:

  1. На интеллектуальное развитие ребёнка.
  2. На эмоциональное самочувствие ребёнка.
  3. На развитие речи.
  4. На повышение уровня школьной готовности.
  5. Готовят к овладению навыков письма.

     Если пальчиковым играм уделять ежедневно 2-5 минуты, то во многом эти задачи будут решены. Задача взрослых использовать те игры, которые позитивно влияют на эмоциональное сочувствие ребёнка, способствуют его развитию и саморазвитию. Выполняя правильно пальчиковые игры, мы получим хороший результат к оздоровлению и развитию образно-логического мышления.

Пальчиковые игры выполняют несколько функций:

-   развлекательную - создают благоприятную атмосферу;

-   релаксационную - снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

-   коммуникативную - объединяют детей в группы, способствуют их содружеству, взаимодействуют между собой;

-   воспитательную - формируют моральные и нравственные качества;

-   обучающую - дают новые знания, умения, навыки и закрепляют их;

-  развивающую - развивают внимание, память, мышление, т. е. важнейшие психологические процессы;

-   коррекционную - исправляют эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;

- профилактическую - предупреждают появление психоматических заболеваний;

-    лечебную - способствуют выздоровлению.

     От движения к мышлению - это естественный путь для развивающей работы, так как в онтогенезе развитие психомоторики опережает формирование мышления, являясь базисом для его становления.

Освоение  «пальчиковых игр» подарит детям  немало приятных минут и полезного  общения.

     Телесные и особенности пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся не только мощным стимулом для развития речи, но и для развития образно-логического мышления и мелкой моторики.

     Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами. Практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью «Мелкая моторика». Занятия по мелкой моторике - плетение, лепка, рисование, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона.

При выполнении всех этик перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трёх пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении. Два последних пальца - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

     Эффективность таких занятий не слишком велика. Исходя из того, что в «гомунколюсе Пенфилда» (проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга) отражение каждого из пальцев занимает большую площадь, для получения максимального «коэффициента полезного действия», игры и занятия должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля понимания, мы более, чем на треть снижаем эффективность методики. (Методика Кольцовой М.М.). В привычном занятии по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка растяжения и почти никогда расслабления. Этот перекос приводит к повышению тонуса пальцев ребёнка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трёх типов составляющих - и сжатие, и растяжение, и расслабление. Для удовлетворения этик требований подходят народные пальчиковые игры:

Информация о работе Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр