Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются общие психологические требования сознательной целенаправленности и управляемости. В период дошкольного возраста ребёнок овладевает способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после овладения данными способностями деятельность ст
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи……………………………………
1.1 Развитие произвольного поведения у детей
1.2 Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4 Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1 Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2 Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1 Организационные аспекты исследования
3.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:
-
регулирующая функция речи
- речь сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;
- речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия:
- регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у детей в норме более высокое развитие как регулирующей функции речи, так и произвольности поведения. Данные показатели у детей в норме гораздо ниже. В целом при сравнении данных показателей была выявлена следующая зависимость: у детей с высоким уровнем сформированности речи произвольность поведения также высокая. Та же зависимость была выявлена и у детей с нарушением речи: у детей с низким уровнем развития регулирующей функции речи произвольность поведения нарушена.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и произвольного поведения.
У детей с нарушениями речи на среднем и низком уровне, а также у детей с нормально развитой речью на низком уровне не наблюдается влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения. Видно, что уровень развития произвольного поведения выше или наравне с уровнем развития регулирующей функции речи. Это объясняется тем, что у детей с низко развитой речью произвольное поведение формируется искусственно. Оно может быть сформировано логопедом на занятиях через воздействие взрослого, через среду, в которой находится ребёнок. В ходе наблюдения было выявлено, что в свободной деятельности уровень развития произвольного поведения ниже, чем в искусственно созданных условиях.
А
на высоком уровне у детей с нарушением
речи и на высоком и среднем уровне у детей
с нормально развитой речью очень хорошо
видно влияние регулирующей функции речи
на развитие произвольного поведения.
Так как здесь речь находится на высоком
уровне – она ведёт за собой развитие
произвольного поведения. Итак, речь помогает
ребёнку планировать в сознании порядок
действий, которые помогают достигнуть
определённой цели. Речь помогает поставить
конкретную цель. В речи ребёнка также
отражаются правила поведения, социальные
нормы, которые непосредственно влияют
на его поведение. А также с помощью речи
можно предвидеть результаты своих действий.
Список литературы
Приложения
Сводные результаты методики «Да и нет»
Группа | Ф.И. ребёнка | Критерии | Общий уровень | ||
Обдумывание ответа | Контроль ответа | Понимание инструкции | |||
Норма | Юля А. | В | С | В | В |
Артём Б. | С | С | С | С | |
Алёша В. | С | С | С | С | |
Алиса К. | С | С | С | С | |
Маша М. | С | В | В | В | |
Витя О. | С | С | В | С | |
Катя С. | Н | Н | С | Н | |
Люба Т. | С | С | С | С | |
Паша Щ. | С | В | В | В | |
Аня Я. | В | С | В | В | |
ОНР | Саша А. | С | В | В | В |
Игорь Б. | С | В | В | В | |
Игорь Д. | Н | Н | С | Н | |
Захар М. | С | С | С | С | |
Катя П. | С | Н | Н | Н | |
Максим П. | С | С | С | С | |
Вика С. | С | С | С | С | |
Алина Ф. | С | С | С | С | |
Даша Ч. | С | Н | Н | Н | |
Рома Ш. | С | С | С | С |
В – высокий уровень
С- средний уровень
Н
– низкий уровень
Сводные результаты методики «Конструктор»
Группа | Ф.И. ребёнка | Критерии | Общий уровень | ||
Следование правилам | Точное выполнение просьбы | Контроль действий | |||
Норма | Юля А. | В | С | С | В |
Артём Б. | Н | С | Н | Н | |
Алёша В. | С | В | С | С | |
Алиса К. | С | С | С | С | |
Маша М. | С | С | С | С | |
Витя О. | С | С | В | С | |
Катя С. | Н | Н | С | Н | |
Люба Т. | С | С | Н | С | |
Паша Щ. | С | С | С | С | |
Аня Я. | В | С | В | В | |
ОНР | Саша А. | С | С | С | С |
Игорь Б. | В | С | С | С | |
Игорь Д. | С | Н | Н | Н | |
Захар М. | С | С | С | С | |
Катя П. | С | Н | Н | Н | |
Максим П. | С | С | Н | С | |
Вика С. | С | С | С | С | |
Алина Ф. | С | Н | Н | Н | |
Даша Ч. | С | Н | Н | Н | |
Рома Ш. | Н | С | Н | Н |
В – высокий уровень
С- средний уровень
Н
– низкий уровень
Сводные результаты по уровню развития регулирующей функции речи
Группа | Ф.И. ребёнка | Методики | Итоговый уровень | ||
Методика 1 | Методика 2 | Наблюдение | |||
Норма | Юля А. | В | С | В | В |
Артём Б. | С | Н | С | С | |
Алёша В. | С | С | С | С | |
Алиса К. | С | С | С | С | |
Маша М. | В | С | В | В | |
Витя О. | С | С | С | С | |
Катя С. | Н | Н | С | Н | |
Люба Т. | С | С | С | С | |
Паша Щ. | В | С | В | В | |
Аня Я. | В | В | С | В | |
ОНР | Саша А. | В | С | В | В |
Игорь Б. | В | С | В | В | |
Игорь Д. | Н | Н | Н | Н | |
Захар М. | С | С | С | С | |
Катя П. | Н | Н | Н | Н | |
Максим П. | С | С | Н | С | |
Вика С. | С | С | Н | С | |
Алина Ф. | С | Н | Н | Н | |
Даша Ч. | Н | Н | Н | Н | |
Рома Ш. | С | Н | Н | Н |
Информация о работе Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи