Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются общие психологические требования сознательной целенаправленности и управляемости. В период дошкольного возраста ребёнок овладевает способностью контролировать свои действия, планировать эти действия, после овладения данными способностями деятельность ст
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи……………………………………
1.1 Развитие произвольного поведения у детей
1.2 Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
1.4 Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением
2.1 Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
2.2 Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
3.1 Организационные аспекты исследования
3.2 Констатирующий эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Известно,
что речевое воздействие
Влияние регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения не только в раннем, но и в более поздних возрастах можно считать очевидным. Известно, что при афазии (расстройстве или утрате речи) полностью утрачивается способность к произвольному /действию: конкретная ситуация целиком овладевает действиями больного, а планирование и организация своего действия во времени становятся невозможными.
Анализируя работы Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, можно сделать вывод, что регулирующая функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из следующего:
-
регулирующая функция речи
- речь сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство достижения цели и производит нужное действие);
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный отчёт о проделанном действии в целом;
- речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом становится регулятором действия:
- регулирующая функция речи помогает объективировать собственные действия и осознавать их.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
Глава 3. Экспериментальное
исследование влияния
регулирующей функции
речи на развитие произвольного
поведения у детей с
нарушением речи
3.1
Организационные
аспекты исследования
Логика выпускного квалификационного исследования предполагает проведение экспериментальной работы. Цель проведения эксперимента: выявление влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности регулирующей функции речи.
2. Выявить особенности произвольного поведения.
3. Выявить влияние показателей регулирующей функции речи на произвольное поведение детей.
Экспериментальная работа велась на базе МДОУ «Детский сад №243 комбинированного вида» г. Новокузнецка с 1 марта 2008 года по 10 мая 2008 года. Для эксперимента нами были взяты дети с нарушением речи в количестве 10 человек. Группа детей была образована по следующим критериям:
Логика нашего исследования предполагает проведение работы по выявлению особенностей регулирующей функции речи и развития произвольного поведения детей с нарушением речи, что обуславливает необходимость проведения сравнительного анализа. Вследствие этого нами была сформирована 2 группа детей для участия в экспериментальной работе – дети с нормальным речевым развитием.
Группа детей была образована по следующим критериям:
Таблица 1. Характеристика детей контрольной группы, отобранных для экспериментального исследования
Ф.И. Ребёнка | Возраст | Медицинское заключение |
Юля А. | 6,2 | Норма |
Артём Б. | 6,6 | Норма |
Алёша В. | 6,4 | Норма |
Алиса К. | 6,8 | Норма |
Маша М. | 6,7 | Норма |
Витя О. | 6,2 | Норма |
Катя С. | 6,6 | Норма |
Люба Т. | 6,8 | Норма |
Паша Щ. | 6,9 | Норма |
Аня Я. | 6,5 | Норма |
Таблица 2. Характеристика детей экспериментальной группы, отобранных для экспериментального исследования
Ф.И. Ребёнка | Возраст | Медицинское заключение |
Саша А. | 6,3 | ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени |
Игорь Б. | 6,8 | ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени |
Игорь Д. | 6,9 | ОНР III уровня, дизартрия средней степени |
Захар М. | 6,10 | ОНР III уровня, дизартрия средней степени |
Катя П. | 6,4 | ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени |
Максим П. | 6,8 | ОНР III уровня, дизартрия средней степени |
Вика С. | 6,5 | ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени |
Алина Ф. | 6,7 | ОНР III уровня, дизартрия лёгкой степени |
Даша Ч. | 6,6 | ОНР III уровня, дизартрия средней степени |
Рома Ш. | 6,9 | ОНР III уровня, дизартрия средней степени |
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Констатирующий эксперимент включал в себя следующие этапы:
Для проведения констатирующего эксперимента нами были отобраны следующие методики:
Цель: выявить уровень развития регулирующей функции речи.
Цель: выявить уровень развития регулирующей функции речи.
Цель: определить уровень развития произвольного поведения.
Цель: определить уровень развития произвольного поведения.
Цель: определить влияние регулирующей функции речи на произвольное поведение.
Основными критериями отбора методик являлись:
Остановимся
на общих правилах проведения диагностических
методик для детей с
Ценность
данных и других методик в диагностике
группы детей в норме, тем не менее, не
может автоматически означать такую же
ценность их в диагностике детей с нарушением
речи. В этой связи требуется проводить
адаптацию известных диагностических
методик для детей с нарушениями речи,
которая проходит по следующим направлениям:
адаптация стимульного материала, процедуры
её проведения. Чтобы дети поняли инструкцию,
её необходимо повторить несколько раз,
спросить, поняли они её или нет. Также
в методиках необходимо применять больше
наглядности.
3.2 Констатирующий
эксперимент
Результаты и анализ констатирующего эксперимента
В
результате проведённого констатирующего
эксперимента мы получили результаты.
Остановимся на результатах экспериментальной
работы и проведём подробный анализ полученных
в экспериментальном исследовании результатов.
Таблица 3. Сравнительное изучение регулирующей функции речи и произвольного поведения у детей в норме
Ф.И. Ребёнка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Методика 5 |
Юля А. | В | С | В | В | С |
Артём Б. | В | В | В | В | В |
Алёша В. | С | С | С | С | С |
Алиса К. | С | С | С | С | С |
Маша М. | С | С | С | С | С |
Витя О. | В | В | В | В | В |
Катя С. | Н | Н | Н | Н | Н |
Люба Т. | В | В | В | В | В |
Паша Щ. | С | В | С | С | В |
Аня Я. | С | С | С | С | С |
Информация о работе Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи