Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр

Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Методика формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
Учитывая это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Исходя, из этого ставится цель исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счете
у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста………………………………………………….. 13
1.3. Дидактическая игра, как средство представления о числе и счете у детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно – поисковая работа по развитию представления о числе
и счете у детей дошкольного возраста.
2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая математика.doc

— 257.50 Кб (Скачать)
 

Ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается  решить  ряд  арифметических  задач и ответить на вопросы, связанные со знанием  числового материала. В  результате  диагностики  развития  воспитанников    были  получены  следующие  показатели:

Анализ  результатов:

 
Уровень
 
Параметры оценивания
 
Количество  детей
 
%
 
 
 
1 уровень
-выполнили все  задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

4

5

3

33%

42%

25%

 
2 уровень
-выполнили все  задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

4

5

3

33%

42%

25%

 
3 уровень
-выполнили все  задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

0

4

8

-

33%

67%

 
 
 
 
уровень Кол-во детей %
низкий 8 67
средний 4 33
высокий 0 0
 
 
 
 
 
Успешность  - 33 % 
  • 4 детей  (33%)достаточно легко оперируют    числовым  материалом, выполняют простейшие  арифметические операции.

 

  • 8 детей (67%)затруднятся в выполнении заданий.
 
 
 

 

Перспективный план

по  формированию математических представлений о  числе и счете

у детей старшего возраста с помощью дидактических  игр. 

Занятия Совместная  деятельность
октябрь

1. Счет до 5

 Цель: Упражнять в счете до 5; Учить  сравнивать две группы предметов,  добавляя к меньшей группе  недостающий или убирая из  общей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами.

Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

«Что, где?» Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами.

«Сколько» Цель: упражнять детей в счете. 

2. Состав числа 5

Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 5.

Совершенствовать  навыки устного счета в пределах 5.

Познакомить с составом числа 5.

 
Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

  «Отгадай и запиши»  Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. Познакомить с составом числа 5.

«Учимся писать цифру 5.»

3. Закрепление пройденного.

Цель: Закреплять представления о числе. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5.

Дид. игры: «Собери в  корзину», «Что, где?», «Отгадай и запиши», «Какай цифры не стало?»  «Считай – не ошибись»
Ноябрь 

4. Число и цифра  6.

Цель: Познакомить  с образованием числа шесть и  с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы. 

Дид. игры:

«Какай  цифры не стало?»  Цель: учить называть числительные по порядку.

«Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку.

«Кто  больше назовет» Цель: находить в окружении предметы четырехугольной формы

5. Состав числа 6

Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 6.

Совершенствовать  навыки устного счета в пределах 6.

Познакомить с составом числа 6. 
 

Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

  «Отгадай и запиши»  Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 6. Познакомить с составом числа 6.

«Учимся писать цифру 6.»

Декабрь

6. Число и цифра  7

Цель: Познакомить  детей с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать в  пределах 7, соотносить цифру с числом, упражнять в ориентировки на ограниченной плоскости: «слева», «справа»

Дид. игры:

«Найди кусочек сыра» Цель: Упражнять в счете.

«Что, где?»  Цель: учить ориентироваться в пространстве

«Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи.

«Сколько» Цель: упражнять детей в счете.

8. Состав числа 7

Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 7.

Совершенствовать  навыки устного счета в пределах 7.

Познакомить с  составом числа 7. 
 

Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

  «Отгадай и запиши»  Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 7. Познакомить с составом числа 7.

«Учимся писать цифру 7.»

Январь 

10. Число и цифра  8

Цель: Познакомить  детей с образованием числа восемь и цифрой 8; учить считать в  пределах 8, соотносить цифру с числом, закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» 

Дид. игры:

«Какая команда быстрей соберется» «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи.

«Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку.

«Что изменилось» Цель: закрепление цифры 8

 
11. Состав числа 8

Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 8.

Совершенствовать  навыки устного счета в пределах 8.

Познакомить с  составом числа 8.

Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

  «Отгадай и запиши»  Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 8. Познакомить с составом числа 8.

«Учимся писать цифру 8.»

Февраль

12.. Число и цифра  9

Цель: Познакомить  детей с образованием числа девять и цифрой 9; учить считать в пределах 9, соотносить цифру с числом, называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов 

Дид. игры:

«Живая  неделя» Цель: называть дни недели по порядку.

«Какай  цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку.

«Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку.

«Кто  больше назовет» Цель: находить в окружении предметы определенной формы

 
13. Состав числа 9

Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 9.

Совершенствовать  навыки устного счета в пределах 9.

Познакомить с  составом числа 9. 
 

15. Март 

  Число и цифра  0

Цель: Познакомить  с нулем; упражнять в счете в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов.

Дид. игры:

  «Собери в корзину»  Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

  «Отгадай и запиши»  Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 9. Познакомить с составом числа 9.

«Учимся писать цифру 9.» 

Дид. игры:

«Найди столько же» Цель: упражнять в счете в пределах десяти.

«Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах десяти.

«Какой  цифры не стало»

14. Число и цифра  10

Цель: Познакомить  детей с образованием числа десять и цифрой 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом, упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, закреплять названия дней недели.

Дид. игры: «Игра с кубом». Цель: упражнять в обратном счете.

Дид. игры:

«Какая команда быстрей соберется»

«Какай  цифры не стало?»  Цель: учить называть числительные по порядку.

Апрель

16. Сложение. Формировать представления о различных преобразованиях количества. Познакомить с арифметическими действиями сложения. Учить узнавать и правильно называть знаки +.

Дид. игры:

«Дорисуй  и запиши правильно».

«Отгадай  загадку».

Работа  в тетрадях

«Засели домики»

17. Счет в пределах 20.

Цель: Упражнять  в счете в пределах 20.

Закреплять умение пользоваться порядковым и количественным счетом. Учить соотносить число с цифрой.

Дид. игры:

«Какая команда быстрей соберется»

«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов.

«Какай  цифры не стало?»  Цель: учить называть числительные по порядку.

18. Вычитание 

Цель: Формировать  представления о различных преобразованиях  количества. Познакомить с арифметическими  действиями вычитания. Учить узнавать и правильно называть знаки -.

Дид. игры:

«Дорисуй  и запиши правильно».

«Отгадай  загадку».

Работа в тетрадях

«Засели домики»

19. Май 

Математическая  викторина.

«Что? Где? Когда?»

Цель: закреплять навыки количественного и порядкового  счета, сложения и вычитания.

Дид. игры : Числоград, «Какай цифры не стало?»Найди столько же» ,«Не ошибись» «Отгадай загадку».

«Чудесный мешочек»

20.  Закрепление. Диагностика.  

Цель: закреплять навыки количественного и порядкового  счета, сложения и вычитания.

Дид. игры:

 По  выявленным проблемам в счете.

 
 
 

 

2.3. Анализ опытно  – поисковой работы.

    Многообразие дидактических игр, используемых в развитии математических представлений о числе и счете у детей старшего возраста, помогли детям 100% усвоить программу. Игра, увлекающая детей, и не перегружающая их, ни умственно,  ни физически, формирует интерес к ученью и к тому, что изучается. А так же снимает многие трудности на пути усвоения знаний. 

Второй срез.

 
 
Фамилия, имя ребенка
Вопросы
1 уровень
2 уровень
3 уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Воронина Вика + + + + + + + + +   +   
2 Плотникова  Л + + + + + + + + - +
3 Сикорский Д. + + + + + + + + + +
4 Суетин Н. + + + + + + + + + +
5  Беленко  Иг. + + + + + + + - - -
6  Ветошкин  В. + + + + + + + + - +
7 Жуков Влад + + + + + + + + - +
8 Кадышев Н. + + + + + + + - - +
9 Михтахова К + + + + + + + - - -
10 Севастьянова  М + + + + + + + - + +
11 Севастьянова  Н + + + + + + + + + +
12 Таскаев Игорь + + + + + + + - - +
 

Ориентация  в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается  решить  ряд  арифметических  задач и ответить на вопросы, связанные со знанием  числового материала. В  результате  диагностики  развития  воспитанников    были  получены  следующие  показатели:

Анализ  результатов:

 
Уровень
 
Параметры оценивания
 
Количество  детей
 
%
 
 
 
1 уровень
-выполнили все  задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

12

-

-

100%

-

-

 
2 уровень
-выполнили все  задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

7

5

-

58%

42%

-

 
3 уровень
-выполнили все задания

-выполнили  задания частично

-не выполнили  все задания

4

8

-

33%

67%

 
 
 
уровень Кол-во детей %
низкий -- --
средний 8 67
высокий 4 33
 
 

Успешность  - 100 % 

  • 12 детей  (100%)достаточно легко оперируют    числовым  материалом, выполняют  простейшие  арифметические операции.

  
 

    Мы  знаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

    Таким образом,  на основании предоставленного опыта можно сделать вывод о том, что в игровой форме ребенок лучше усваивает знания из области математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать и писать, развиваются память, мышление, творческие способности.

 

Библиографический список

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество.— М., 1984.
  2. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических   представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М., Мозаика-Синтез, 2006. 112с.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических   способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:  курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
  4. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа.— М., 1982;
  5. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. Н. И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991. 80 с.
  6. Данилова В.В. Рихтерман Т.Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия» 1998. – 160с.
  7. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада М.: Просвещение, 1997. – 175с.
  8. Абрамян Т.В. Антонов. Игра дошкольника.  Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.; Просвещение, 1989.- 286 с.
  9. Метлина Л. С. Математика в детском саду.— М., 1984;
  10. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду.— М., 1985;
  11. Миндлина Т. Я. Дошкольное воспитание во Франции.— М., 1984.
  12. Новикова В.П.  Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. – 112 с.
  13. Песталоцци И. Г. «Как Гертруда учит  своих детей» // Избранные педагогические произведения: В З т.— М., 1963.— т. 2.
  14. Сай М.К. Удальцова Е.И. Занятие по математике с использованием дидактических игр в детском саду. – Мн.: Нар. Асвета, 1979. – 95с.
  15. Сай М.К. Удальцова Е.И. Математика  в детском саду. – Мн.: Нар. асвета, 1990. – 96с.
  16. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1987. – 97с.
  17. Столяр А.А. Формирование элементарных математических   представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология ». – М.: Просвещение, 1988. – 303с.
  18. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у детей.— М., 1980.
  19. Фидлер М. Математика уже в детском саду.— М., 1981;
  20. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 224с.
  21. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 1998. – 272с.

Информация о работе Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр