Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Методика формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
Учитывая это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Исходя, из этого ставится цель исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счете
у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста………………………………………………….. 13
1.3. Дидактическая игра, как средство представления о числе и счете у детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно – поисковая работа по развитию представления о числе
и счете у детей дошкольного возраста.
2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение
Ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала. В результате диагностики развития воспитанников были получены следующие показатели:
Анализ результатов:
Уровень |
Параметры оценивания |
Количество детей |
% |
|
1 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
4
5 3 |
33%
42% 25% | |
2 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
4
5 3 |
33%
42% 25% | |
3 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
0
4 8 |
-
33% 67% |
Успешность - 33 %
|
Перспективный план
по формированию математических представлений о числе и счете
у
детей старшего возраста
с помощью дидактических
игр.
Занятия | Совместная деятельность |
октябрь
1. Счет до 5 Цель:
Упражнять в счете до 5; Учить
сравнивать две группы |
Дид.
игры:
«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Что, где?» Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами. «Сколько»
Цель: упражнять детей в счете. |
2.
Состав числа 5
Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 5. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. Познакомить с составом числа 5. |
Дид. игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. Познакомить с составом числа 5. «Учимся писать цифру 5.» |
3.
Закрепление пройденного.
Цель: Закреплять представления о числе. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. |
Дид. игры: «Собери в корзину», «Что, где?», «Отгадай и запиши», «Какай цифры не стало?» «Считай – не ошибись» |
Ноябрь
4. Число и цифра 6. Цель: Познакомить с образованием числа шесть и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы. |
Дид.
игры:
«Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Кто больше назовет» Цель: находить в окружении предметы четырехугольной формы |
5.
Состав числа 6
Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 6. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 6. Познакомить
с составом числа 6. |
Дид.
игры:
«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 6. Познакомить с составом числа 6. «Учимся писать цифру 6.» |
Декабрь
6. Число и цифра 7 Цель: Познакомить детей с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом, упражнять в ориентировки на ограниченной плоскости: «слева», «справа» |
Дид.
игры:
«Найди кусочек сыра» Цель: Упражнять в счете. «Что, где?» Цель: учить ориентироваться в пространстве «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи. «Сколько» Цель: упражнять детей в счете. |
8.
Состав числа 7
Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 7. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 7. Познакомить с
составом числа 7. |
Дид.
игры:
«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 7. Познакомить с составом числа 7. «Учимся писать цифру 7.» |
Январь
10. Число и цифра 8 Цель: Познакомить
детей с образованием числа восемь
и цифрой 8; учить считать в
пределах 8, соотносить цифру с числом,
закреплять временные представления:
«утро-вечер», «день-ночь» |
Дид.
игры:
«Какая команда быстрей соберется» «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Что изменилось» Цель: закрепление цифры 8 |
11. Состав числа 8 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 8. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 8. Познакомить с составом числа 8. |
Дид.
игры:
«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 8. Познакомить с составом числа 8. «Учимся писать цифру 8.» |
Февраль
12.. Число и цифра 9 Цель: Познакомить
детей с образованием числа девять
и цифрой 9; учить считать в пределах
9, соотносить цифру с числом, называть
дни недели по порядку; формировать представление
о том, что число не зависит от расположения
предметов |
Дид.
игры:
«Живая неделя» Цель: называть дни недели по порядку. «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Кто больше назовет» Цель: находить в окружении предметы определенной формы |
13. Состав числа 9 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 9. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 9. Познакомить с
составом числа 9. 15. Март Число и цифра 0 Цель: Познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов. |
Дид.
игры:
«Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 9. Познакомить с составом числа 9. «Учимся
писать цифру 9.» Дид. игры: «Найди столько же» Цель: упражнять в счете в пределах десяти. «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах десяти. «Какой цифры не стало» |
14.
Число и цифра
10
Цель: Познакомить детей с образованием числа десять и цифрой 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом, упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, закреплять названия дней недели. |
Дид.
игры: «Игра с кубом».
Цель: упражнять в обратном счете.
Дид. игры: «Какая команда быстрей соберется» «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. |
Апрель
16. Сложение. Формировать представления о различных преобразованиях количества. Познакомить с арифметическими действиями сложения. Учить узнавать и правильно называть знаки +. |
Дид.
игры:
«Дорисуй и запиши правильно». «Отгадай загадку». Работа в тетрадях «Засели домики» |
17.
Счет в пределах 20.
Цель: Упражнять в счете в пределах 20. Закреплять умение пользоваться порядковым и количественным счетом. Учить соотносить число с цифрой. |
Дид.
игры:
«Какая команда быстрей соберется» «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. |
18.
Вычитание
Цель: Формировать
представления о различных |
Дид.
игры:
«Дорисуй и запиши правильно». «Отгадай загадку». Работа в тетрадях «Засели домики» |
19.
Май
Математическая викторина. «Что? Где? Когда?» Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания. |
Дид.
игры : Числоград, «Какай
цифры не стало?» ,«Найди
столько же» ,«Не ошибись»
«Отгадай загадку».
«Чудесный мешочек» |
20.
Закрепление. Диагностика. Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания. |
Дид.
игры:
По выявленным проблемам в счете. |
2.3. Анализ опытно – поисковой работы.
Многообразие
дидактических игр, используемых в развитии
математических представлений о числе
и счете у детей старшего возраста, помогли
детям 100% усвоить программу. Игра, увлекающая
детей, и не перегружающая их, ни умственно,
ни физически, формирует интерес к ученью
и к тому, что изучается. А так же снимает
многие трудности на пути усвоения знаний.
Второй срез.
|
Фамилия, имя ребенка | Вопросы | ||||||||||
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Воронина Вика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Плотникова Л | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
3 | Сикорский Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
4 | Суетин Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
5 | Беленко Иг. | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | |
6 | Ветошкин В. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
7 | Жуков Влад | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
8 | Кадышев Н. | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | |
9 | Михтахова К | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | |
10 | Севастьянова М | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | |
11 | Севастьянова Н | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
12 | Таскаев Игорь | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + |
Ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала. В результате диагностики развития воспитанников были получены следующие показатели:
Анализ результатов:
Уровень |
Параметры оценивания |
Количество детей |
% |
|
1 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
12
- - |
100%
- - | |
2 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
7
5 - |
58%
42% - | |
3 уровень |
-выполнили все
задания
-выполнили задания частично -не выполнили все задания |
4
8 - |
33%
67% |
уровень | Кол-во детей | % |
низкий | -- | -- |
средний | 8 | 67 |
высокий | 4 | 33 |
Успешность
- 100 %
Мы знаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Библиографический список