Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа
В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
    Проблема  обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её  в различные области знаний.
    Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой  личности.
    Методика  формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
    Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
    При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются  новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
    Учитывая  это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект  исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
    Актуальность  данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её  в различные области знаний.
    Исходя, из этого ставится цель исследования:
    1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
       2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические  аспекты развития представлений о числе и счете
   у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого  – педагогической литературы  по проблеме
развития  представлений  о числе и счете у детей дошкольного                                        возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности  развития  представлений о числе  и счете у детей                                                                                    дошкольного возраста…………………………………………………..  13
1.3. Дидактическая  игра, как средство представления  о числе и счете у  детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно –  поисковая работа по развитию  представления о числе 
    и счете у   детей дошкольного возраста.
   2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
   2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у  детей дошкольного возраста с  помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
   2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение
Ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала. В результате диагностики развития воспитанников были получены следующие показатели:
Анализ результатов:
| Уровень | Параметры оценивания | Количество детей | % |  | 
| 1 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 4 5 3 | 33% 42% 25% | |
| 2 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 4 5 3 | 33% 42% 25% | |
| 3 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 0 4 8 | - 33% 67% | 
| 
 Успешность - 33 % 
 
 
 | 
 
Перспективный план
по формированию математических представлений о числе и счете
у 
детей старшего возраста 
с помощью дидактических 
игр. 
| Занятия | Совместная деятельность | 
| октябрь 1. Счет до 5  Цель: 
  Упражнять в счете до 5; Учить 
  сравнивать две группы  | Дид. 
  игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Что, где?» Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами. «Сколько» 
  Цель: упражнять детей в счете.  | 
| 2. 
  Состав числа 5 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 5. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. Познакомить с составом числа 5. | Дид. игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. Познакомить с составом числа 5. «Учимся писать цифру 5.» | 
| 3. 
  Закрепление пройденного. Цель: Закреплять представления о числе. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 5. | Дид. игры: «Собери в корзину», «Что, где?», «Отгадай и запиши», «Какай цифры не стало?» «Считай – не ошибись» | 
| Ноябрь 4. Число и цифра 6. Цель: Познакомить с образованием числа шесть и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Дид. 
  игры: «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Кто больше назовет» Цель: находить в окружении предметы четырехугольной формы | 
| 5. 
  Состав числа 6 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 6. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 6. Познакомить 
  с составом числа 6.  | Дид. 
  игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 6. Познакомить с составом числа 6. «Учимся писать цифру 6.» | 
| Декабрь 6. Число и цифра 7 Цель: Познакомить детей с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом, упражнять в ориентировки на ограниченной плоскости: «слева», «справа» | Дид. 
  игры: «Найди кусочек сыра» Цель: Упражнять в счете. «Что, где?» Цель: учить ориентироваться в пространстве «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи. «Сколько» Цель: упражнять детей в счете. | 
| 8. 
  Состав числа 7 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 7. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 7. Познакомить с 
  составом числа 7.  | Дид. 
  игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 7. Познакомить с составом числа 7. «Учимся писать цифру 7.» | 
| Январь 10. Число и цифра 8 Цель: Познакомить 
  детей с образованием числа восемь 
  и цифрой 8; учить считать в 
  пределах 8, соотносить цифру с числом, 
  закреплять временные представления: 
  «утро-вечер», «день-ночь»  | Дид. 
  игры: «Какая команда быстрей соберется» «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах семи. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Что изменилось» Цель: закрепление цифры 8 | 
| 11. Состав числа 8 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 8. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 8. Познакомить с составом числа 8. | Дид. 
  игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 8. Познакомить с составом числа 8. «Учимся писать цифру 8.» | 
| Февраль 12.. Число и цифра 9 Цель: Познакомить 
  детей с образованием числа девять 
  и цифрой 9; учить считать в пределах 
  9, соотносить цифру с числом, называть 
  дни недели по порядку; формировать представление 
  о том, что число не зависит от расположения 
  предметов  | Дид. 
  игры: «Живая неделя» Цель: называть дни недели по порядку. «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. «Не ошибись» Цель: учить называть числительные по порядку. «Кто больше назовет» Цель: находить в окружении предметы определенной формы | 
| 13. Состав числа 9 Цель: закреплять знания детей о числе и цифре 9. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 9. Познакомить с 
  составом числа 9.  15. Март Число и цифра 0 Цель: Познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов. | Дид. 
  игры: «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Отгадай и запиши» Цель: Совершенствовать навыки устного счета в пределах 9. Познакомить с составом числа 9. «Учимся 
  писать цифру 9.»  Дид. игры: «Найди столько же» Цель: упражнять в счете в пределах десяти. «Назови число» Цель учить различать количественный и порядковый счет в пределах десяти. «Какой цифры не стало» | 
| 14. 
  Число и цифра 
  10 Цель: Познакомить детей с образованием числа десять и цифрой 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом, упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, закреплять названия дней недели. | Дид. 
  игры: «Игра с кубом». 
  Цель: упражнять в обратном счете. Дид. игры: «Какая команда быстрей соберется» «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. | 
| Апрель 16. Сложение. Формировать представления о различных преобразованиях количества. Познакомить с арифметическими действиями сложения. Учить узнавать и правильно называть знаки +. | Дид. 
  игры: «Дорисуй и запиши правильно». «Отгадай загадку». Работа в тетрадях «Засели домики» | 
| 17. 
  Счет в пределах 20. Цель: Упражнять в счете в пределах 20. Закреплять умение пользоваться порядковым и количественным счетом. Учить соотносить число с цифрой. | Дид. 
  игры: «Какая команда быстрей соберется» «Собери в корзину» Цель: Упражнять в счете. Учить сравнивать две группы предметов. «Какай цифры не стало?» Цель: учить называть числительные по порядку. | 
| 18. 
  Вычитание Цель: Формировать 
  представления о различных  | Дид. 
  игры: «Дорисуй и запиши правильно». «Отгадай загадку». Работа в тетрадях «Засели домики» | 
| 19. 
  Май Математическая викторина. «Что? Где? Когда?» Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания. | Дид. 
  игры : Числоград, «Какай 
  цифры не стало?» ,«Найди 
  столько же» ,«Не ошибись» 
  «Отгадай загадку». «Чудесный мешочек» | 
| 20.  
  Закрепление. Диагностика. Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания. | Дид. 
  игры: По выявленным проблемам в счете. | 
 
2.3. Анализ опытно – поисковой работы.
    Многообразие 
дидактических игр, используемых в развитии 
математических представлений о числе 
и счете у детей старшего возраста, помогли 
детям 100% усвоить программу. Игра, увлекающая 
детей, и не перегружающая их, ни умственно,  
ни физически, формирует интерес к ученью 
и к тому, что изучается. А так же снимает 
многие трудности на пути усвоения знаний. 
Второй срез.
|  | Фамилия, имя ребенка | Вопросы | ||||||||||
| 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
| 1 | Воронина Вика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 2 | Плотникова Л | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
| 3 | Сикорский Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 4 | Суетин Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 5 | Беленко Иг. | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | |
| 6 | Ветошкин В. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
| 7 | Жуков Влад | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | |
| 8 | Кадышев Н. | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | |
| 9 | Михтахова К | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | |
| 10 | Севастьянова М | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | |
| 11 | Севастьянова Н | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
| 12 | Таскаев Игорь | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | |
Ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками. Ребенку предлагается решить ряд арифметических задач и ответить на вопросы, связанные со знанием числового материала. В результате диагностики развития воспитанников были получены следующие показатели:
Анализ результатов:
| Уровень | Параметры оценивания | Количество детей | % |  | 
| 1 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 12 - - | 100% - - | |
| 2 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 7 5 - | 58% 42% - | |
| 3 уровень | -выполнили все 
  задания -выполнили задания частично -не выполнили все задания | 4 8 - | 33% 67% | 
| уровень | Кол-во детей | % | 
| низкий | -- | -- | 
| средний | 8 | 67 | 
| высокий | 4 | 33 | 
Успешность  
- 100 % 
  
 
Мы знаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Библиографический список