Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр

Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Методика формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
Учитывая это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Исходя, из этого ставится цель исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счете
у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста………………………………………………….. 13
1.3. Дидактическая игра, как средство представления о числе и счете у детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно – поисковая работа по развитию представления о числе
и счете у детей дошкольного возраста.
2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая математика.doc

— 257.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 
 

Содержание 

 Введение…………………………………………………………………….2

1. Теоретические  аспекты развития представлений о числе и счете

   у детей дошкольного возраста.

1.1.Анализ психолого  – педагогической литературы  по проблеме

развития  представлений  о числе и счете у детей дошкольного                                        возраста…………………………………………………………………….5

1.2. Особенности  развития  представлений о числе  и счете у детей                                                                                    дошкольного возраста…………………………………………………..  13

1.3. Дидактическая  игра, как средство представления  о числе и счете у  детей дошкольного возраста……………………………………………..21

2. Опытно –  поисковая работа по развитию  представления о числе 

    и счете у   детей дошкольного возраста.

   2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28

   2.2. Перспективный план развития представлений о числе

    и счете у  детей дошкольного возраста с  помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31

   2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36

Библиографический список……………………………………………….38

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Актуальность темы исследования. 

    В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

    Проблема  обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её  в различные области знаний.

    Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой  личности.

    Методика  формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.

    Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.

    При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются  новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.

    Учитывая  это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»

Объект  исследования: процесс развития математических представлений.

Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.

    Актуальность  данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её  в различные области знаний.

    Исходя, из этого ставится цель исследования:

    1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;

       2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития  представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста 

    Проблема  обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её  в различные области знаний.

    Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. 
     Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.  
     Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

       Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, Пословицы, загадки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России — «Букваре» (1574).

       В 17—19 вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Пестлоцци, К. д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.

       Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.

       Выдающийся чешский мыслитель гуманист и педагог Я. А. Коменский (1592—1670) в руководстве по воспитанию детей до школы «Материнская школа» (1632) в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4—6-летних детей), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт).

    И. Г. Песталоцци (1746—1827), выдающийся швейцарский педагог демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И.Г.Песталоцци послужили в дальнейшем (середина ХIХ в.) основой реформы в области обучения математике в школе.

       Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал великий русский педагог - демократ, основоположник научной педагогики в России К.Ц. Ушинский (1824.—1871). Он предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп, действиями сложения и вычитания, формировать понимание десятка как единицы счета.  К.Д. Ушинский говорил, что дети лучше усваивают новый материал, когда играют.

       Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852) и итальянского педагога М. Монтессори (1870—1952).

       В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами, обучения счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. М. Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты.

        Великий русский мыслитель Л. Н. Толстой издал в 1872 г. Азбуку, одной из частей которой является «Счет».  Критикуя существующие методы обучения, Л. Н. Толстой предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

       Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше. Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение наколенного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.

       До 1939 г. в детских садах Ленинграда детей обучали счету по методике Л.В. Глаголевой. В ряде ее методических пособий: «Преподавание арифметики лабораторным методом» (1919); «Математика в нулевых группах» (1930) — раскрыты содержание, методы и приемы формирования у детей представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части.

    В методике обучения счету Л. В. Глаголева рекомендовала опираться на обе господствовавшие в то время теории: восприятия чисел путем счета и путем образа (числовые фигуры и группировки предметов). Во всех пособиях, разработанных ею, прослеживается мысль о необходимости идти при обучении от числа к числу. Это дает возможность формировать понятия числа во всех отношениях к другим числам (монографический метод).

        Л. В. Глаголева пропагандировала разнообразие методов обучения. При этом большое значение имел каждый из них: лабораторный метод (отработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности) наглядный (демонстрация наглядных пособий). Игра рассматривалась ею как метод обучения на занятиях по счету.

       Е. И. Тихеева, известный общественный деятель в области просвещения, педагог-методист, считала, что формирование числовых представлений должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения давления. Отсюда и требования к объему знаний, материалу, методам, разработанным ею. Эти требования сводятся к необходимости создания условий для легкого и непринужденного усвоения знаний. Такое усвоение возможно обеспечить не в условиях коллективного обучения, считала Е. И. Тихеева, а в игре и повседневной детской жизни.

Информация о работе Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр