Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Методика формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
Учитывая это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Исходя, из этого ставится цель исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счете
у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста………………………………………………….. 13
1.3. Дидактическая игра, как средство представления о числе и счете у детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно – поисковая работа по развитию представления о числе
и счете у детей дошкольного возраста.
2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение
Для формирования у детей представлений о натуральном ряде чисел (последовательности, месте числа) их знакомят с образованием числа (в пределах 5) в процессе сравнения двух множеств предметов и увеличения или уменьшения одного из них на единицу.
На протяжении всего этого периода обучения уделяется большое внимание сравнению множеств предметов по количеству составляющих их элементов (как без счета, так и в сочетании со счетом), уравниванию множеств, отличающихся одним элементом, установлению взаимосвязи отношений «больше — меньше» (если мишек меньше, то зайцев больше).
В процессе обучения у детей формируется умение воспроизводить множества, отсчитывать предметы по образцу, по заданному числу из их большого количества. Запоминать числа.
Одна
из основных программных задач обучения
детей пятого года жизни состоит
в формировании у них умения считать,
выработке соответствующих
В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов
Например, детям одновремённо называют 2 числа, сразу предлагают отсчитать 2 вида предметов либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом ила размером. Названия предметов связывают с местом их расположения.
Дети учатся запоминать числа, брать предметы по одному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом.
Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь Они воспроизводят определенноё количество движений по образцу и указанному числу.
Для получения чисел второго пятака и обучения счету до 10 используют приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятка.
Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов. Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего (п+1). В связи с этим на одном занятии целесообразно последовательно получить 2 новых числа, например 6 и 7. Как и в средней группе, показу образования каждого следующею числа предшествует‚ повторение того, как было получено последующее число. Таким образом. Всегда сравнивается не менее чем 3 последовательных числа. Дети иногда путают числа 7 и 8. Поэтому целесообразно провести большее количество упражнений в сопоставлении множеств, состоящих из 7и 8 элементов.
Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания знания счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше — маленьких или больших, каких цветков больше - ноготков или ромашек, если последние расположены с большими интервалами, чем первые необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить 2 групп {подгрупп} один к одному. Используются разные способы сопоставления наложение, приложение, применение эквивалентов. Дети видят в одной из групп оказался лишний предмет, значит, их больше, а в другой — одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа (значит, 8 >7, а 7< 8).
К шести годам дети начинают понимать: каждое последующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего на единицу. Дошкольники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладевают умением считать и группы предметов (1, 2, 3 пары).
Важно, чтобы в старшем дошкольном возрасте дети получили представления о числах до 10 на основе сравнения множеств путем попарного соотнесения элементов.
Например, сравниваются две группы предметов: пять ромашек и пять васильков. Сравнивая и пересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что цветков поровну, по пять. Затем добавляется одна ромашка. Сравнив, а затем пересчитав ромашки и васильки, выясняется, что ромашек стало больше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число — шесть: оно больше пяти. Число шесть получилось, когда мы к числу пять добавили еще один.
Аналогично этому показывается образование всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов, выраженных последовательными числами: шесть и шесть, шесть и семь; семь и семь, семь и восемь; восемь и восемь, восемь и девять; девять и девять, девять и десять; десять и десять, т. е. дается принцип образования каждого последующего числа, которое больше предыдущего на один. Параллельно с этим целесообразно проводить игры и упражнения, в которых используется счет в пределах изученного числа.
Одновременно с показом образования числа детей знакомят с цифрами от О до 9. Пересчитывая количество предметов, воспитатель называет число, а затем показывает, какой цифрой оно записывается. Рассматривает вместе с детьми изображение цифры, анализирует его, сопоставляет с уже знакомыми, делает образные сравнения (единица, как солдатик; цифра 8 похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, но у цифры 7 как будто крыша над головой, а у цифры 1 как будто носик).
Сравнивая две группы предметов, необходимо большую по численности группу размещать то на верхней, то на нижней полоске счетной линейки или лестницы. Иначе у детей может возникнуть ошибочное представление, например: большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее всегда на нижней
На конкретном материале дети неравенство преобразуют в равенство и, наоборот, равенство — в неравенство. С подобного рода заданиями они встречались в предыдущем году. Дети шестого года жизни оперируют числами в пределах 10 и сопровождают словом свои действия. На верхней полоске — б курочек, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше курочек.
«Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну?» — спрашивает воспитатель. В качестве подсказки он может использовать такой прием, как попарное соотнесение элементов одной и другой групп (курочек и цыплят). Тогда детям становится наглядно видно, что одна курочка не имеет пары. Кто-то из детей предлагает убрать одну курочку. Воспитатель показывает, что теперь цыплят и курочек стало поровну, по пять. С помощью пере- счета или попарного соотнесения элементов проверяют это утверждение. Затем воспитатель возвращает шестую курочку и обращается к детям с вопросом: «Как по-другому можно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну?» дети предлагают: «Добавить одного цыпленка, тогда курочек и цыплят будет поровну, по шесть».
Смысл
подобных операций в том, чтобы дети
на наглядном материале поняли отношения
между последовательными
Продолжая работу, начатую ранее, необходимо уточнить представление о том, что число не зависит от величины предметов, от расстояния между ними и пространственного расположения элементов в группе предметов. На наглядном примере детям нужно показать, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких может быть больше, чем больших, а также больших и маленьких предметов может быть поровну.
Особого
внимания заслуживает число 10, так
как оно записывается двумя цифрами: О
и 1. Поэтому прежде необходимо познакомить
детей с нулем. [7]
В подготовительном возрасте развивают умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражняют в операциях объединения, дополнения множеств, удаления из множества одной части или нескольких его частей. Учат устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов, соединения предметов стрелками или замещения реальных предметов символами.
Совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомят их со счетом в пределах 20; показывают, как образуются числа второго десятка.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учат называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомят с составом чисел второго пятка из единиц (на конкретном материале).
Учат раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знакомят с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2,5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учат
на наглядной основе составлять и решать
простые арифметические задачи на сложение
(к большему прибавляется меньшее) и на
вычитание (вычитаемое меньше остатка);
при решении задач пользоваться знаками
действий: плюс (+), минус (—) и знаком отношения
равно (=).
1.3.
Дидактическая игра,
как средство представления
о числе и счете у детей
дошкольного возраста.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать дидактические игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
В целях закрепления программного материала по математике для старшей группы с детьми проводятся разнообразные дидактические игры. Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить ребят, к логическому мышлению, учить их больше рассуждать, делать обобщения, выводы, уточнять представления о величине, форме, пространстве, времени. В I квартале учебного года рекомендуем провести по всем разделам программы дидактические игры, в которые дети играли в средней группе.[14]
По характеру используемого материала дидактические игры принято делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.
Для закрепления количественного счета можно провести такие дидактические игры: «Что я сказала», «Которой игрушки не стало», «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовет», «Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто больше увидит», «Поймай мяч», «Настойчивость», «Сколько», «Чудесный мешочёк», «Шары», «Пройди в ворота», «Сосчитай-ка», «Найди сосёдей», «Волейбол», «Поймай Мяча», «Кто первый», «Найди свой автобуса», «Живое число», «Подбери нужную карточку» и др.
Игра «Настойчивость». Ребенок держит в руках небольшую коробочку с «автобусами» внутри, накрытую сверху стеклом; легким встряхиванием рук стремится перекатить 4автобусы под крышу «депо» согласно номерам, указанным на «автобусах» и на отделениях «депо» . Помимо решения задачи счета, в игре воспитывается внимание, сосредоточенность, координация мелких мускулов рук.
Игра «Живое число». Дети получают таблички с нарисованными кружками от 1 до 10. По сигналу ведущего «Числа, станьте по порядку» (можно в прямом и обратном порядке) играющие должны стать в шеренгу в соответствии с числом кружков, нарисованных на табличках.
В игре «Сколько» закрепляется понимание смысла этот слова. На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужноё число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток».