Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр

Автор: Ольга Смолина, 12 Октября 2010 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Методика формирования элементарных математических представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Мы так же должны обучать детей в ногу со временем.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и д.р. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей, в том числе и к восприятию и усвоению математики.
При обучении началам математики педагоги все чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и др.). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. В тоже время важно отметить, что в детских садах накоплен не достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа.
Учитывая это, нами была обозначена тема исследования: «Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр»
Объект исследования: процесс развития математических представлений.
Предмет исследования: дидактические игры с математическим содержанием.
В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что процесс развития математических представлений о числе и счете будет протекать успешно, если будут использованы дидактические игры.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение, это объясняется бурным развитием науки и проникновение её в различные области знаний.
Исходя, из этого ставится цель исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы;
2. Выявить роль дидактических игр с математическим содержанием на развитие математических представлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические аспекты развития представлений о числе и счете
у детей дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме
развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста………………………………………………….. 13
1.3. Дидактическая игра, как средство представления о числе и счете у детей дошкольного возраста……………………………………………..21
2. Опытно – поисковая работа по развитию представления о числе
и счете у детей дошкольного возраста.
2.1.Изучение уровня развития детей о числе и счете………………….28
2.2. Перспективный план развития представлений о числе
и счете у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр………………………………………………………………………. 31
2.3.Анализ опытно – поисковой работы……………………………......36
Библиографический список……………………………………………….38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая математика.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Количественный  и порядковый счет ребята закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по 4 фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик,  передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на фишке. Выигрывает тот, кто первый приведет свои фишки на 4 первых кружка центральной дорожки своего цвета.

    Аналогичны  этой такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько».

    Умение  продолжать счет количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) можно закрепить в игре «Считай дальше». Ведущий бросает мяч Коле и называет число «один». Коля, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Поймавший мяч должен продолжить порядковый счет. Ребенок, который не успел вовремя ответить, платит фант.

    На  каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические  игры «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д.

    В игре Путаница цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует их действия.

    В игре «Какой цифры не стало?» убирают  одну - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра должна стоять и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

    Игрой «Убираем цифры можно заканчивать работу с цифрами на занятии. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть З раза); убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т. д.

    Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем  самым определяя, правильно ли выполнялось  задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

    Используя цифры, важно не путать понятия «число»  и «цифра». Цифра — это знак числа. Число — это количество предметов.

    Когда дети познакомились со всеми числами  и цифрами первого десятка, можно  познакомить их с историей возникновения  чисел и цифр:

    В течение всего года дошкольники  упражняются в счете в пределах уже известных им чисел. Они пересчитывают предметы, игрушки. Для того чтобы сформировался правильный навык пересчета, необходимо соотносить числительное с предметом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды, в нужном порядке, последовательно называть числительные, согласовывать слова-числительные с существительными при пересчете предметов и назывании итогового числа: семь грибов, девять кукол, четыре пирамидки.

    Чтобы эти упражнения доставляли ребенку удовольствие, лучше всего использовать дидактические игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Сколько?», «Считай — не ошибись!» и т. д.

    Игры  «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют за- креплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Ребенку, исправляющему ошибки, предлагают сопровождать свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то становится ведущим.

    Игра  «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

    В чудесном мешочке находятся счетный  материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей  водящим и просит отсчитать столько  предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой ребенок, игра повторяется.

    Игра  «Сколько?» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6—8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим.

    Вместо  загадок можно давать описание предмета. Например:

    «Это  животное ласковое и доброе, оно  не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком  ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

    Игра  «Считай — не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

    В дидактических играх дети выполняют правила игры: найти ошибку, если количество предметов не соответствует цифре, стоящей рядом; выполнить задание ведущего быстрее остальных; определить, что изменилось, и т. д. На самом деле решаются очень важные для развития учебные задачи: дети учатся отсчитывать из большего меньшее количество предметов; отсчитывать предметы по заданному числу, по образцу. Образцом может служить числовая карточка с изображением на ней разных по численности групп предметов или геометрических фигур. Определенное количество звуков, движений тоже может служить образцом. Дети, слушая задания ведущего или воспитателя, должны пересчитать количество предметов (звуков), данных в образце, и отсчитать такое же количество предметов, игрушек.

    Дети  пересчитывают предметы, расположенные  по вертикали, по кругу, в виде числовых фигур. Начинать пересчет можно от любого указанного предмета, в любом направлении: справа налево, слева направо, сверху вниз. Главное при этом не пропускать предметы и не пересчитывать их дважды.

    Детям показывают различие между порядковым и количественным счетом. Важно, чтобы они сами поняли это различие. Используя количественный счет, можно ответить на вопрос «сколько?», определить, сколько всего предметов, игрушек. Результат счета остается неизменным независимо от направления счета: слева направо или справа налево производился пересчет.

    Считая  предметы по порядку, нужно условиться, с какой стороны будем считать, так как именно от этого зависит  результат счета. Приведем пример проблемной ситуации. Перед детьми — десять разных игрушек. Воспитатель просит посчитать игрушки слева направо и сказать, которой по счету стоит матрешка.

    Дети. Матрешка вторая.

    Воспитатель. Одна школьница посчитала и решила, что матрешка восьмая. Ее учительница  сказала, что это тоже верный ответ, только надо предупредить об одном условии.

    Почему  учительница согласилась, что матрешка на восьмом месте? Матрешку не передвигали.

    Дети  высказывают разные предположения, каждое из них обосновывается. Кто-то догадывается, что девочка считала  с другой стороны.

    Педагог просит еще раз пересчитать предметы сначала слева направо, потом — справа налево и обратить внимание на результат: на каком месте матрешка. Дети пересчитывают, убеждаются, что считали верно, и приходят к выводу: результат зависит от порядка счета. Порядковый счет используется при определении того, которым по счету стоит предмет.

    Дети должны научиться правильно отвечать на вопросы: сколько? который по счету? Согласовывать при этом числительное с существительным в роде, числе и падеже. Например, на вопрос: «Сколько?» — следует ответ: «Семь игрушек (предметов, палочек) ». На вопрос: «Которая, какая по счету?» — нужно ответить: «Елочка седьмая по счету».

    Умение  детей различать порядковый и  количественный счет можно закреплять на физкультурных и музыкальных  занятиях, в повседневной жизни, в дидактических играх «Которой игрушки не стало?», «Кто первый назовет?» и т. д.

    Игра  «Которой игрушки не стало?». Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

    Игра «Кто первый назовет?». детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Опытно – поисковая  работа по развитию  представления о  числе и счете у детей дошкольного возраста

2.1. Изучение уровня развития детей о числе и счете

    Самое главное - это привить ребенку  интерес к познанию. Для этого  занятия должны проходить в увлекательной  игровой форме.

    Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Известно, что человек охотно занимается тем, что у него хорошо получается. Все больше и больше времени он уделяет любимому делу и все больше совершенствует свои навыки, приобретает новые знания, учится преодолевать трудности.     

    Поисковая работа проводилась в три этапа.  Первый этап проводился с целью выявления уровня развития математических способностей у детей старшего возраста.

План  обследования детей  в старшей группе по математике

  1. Посчитай, пожалуйста, до скольких сможешь.
  2. Отсчитай, пожалуйста, …камешков (от 10 до 20)
  3. Скажи, каким по счету стоит мишка.
  4. Ответь, какая это цифра (2, 4, 7, 8, 9.)
  5. Ответь, что на картинке лишнее (4 предмета).
  6. Ответь, сколько тебе лет. Когда у тебя день рождения?
  7. Назови одним словом то, что перечисляется (обобщающие понятия).
  8. Ответь, какое сейчас время года. Сколько времен года? Какие ты знаешь?
  9. Назови, какой сейчас месяц. Какие месяца ты знаешь? Какой будет следующий? Какой сегодня день недели? Какое сегодня число?
  10. Ответь, что ты делаешь утром, вечером? Когда ты спишь?

1. Первый срез

Фамилия, имя ребенка
Вопросы
1 уровень
2 уровень
3 уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Воронина Вика + + + + + + + + -   +   
2 Плотникова  Л + + - - + - + - - -
3 Сикорский Д. + + + + + - + - - +
4 Суетин Н. + + + + + + + + - +
5  Беленко  Иг. + - - - - - - - - -
6  Ветошкин В. + + - + + - + + - -
7 Жуков Влад + + - + + + + + - +
8 Кадышев Н. + + - + + - + - - -
9 Михтахова К + - - - - - - - - -
10 Севастьянова  М + + - + + + + - - -
11 Севастьянова  Н + + + + + + + + - -
12 Таскаев Игорь + - - - - - - - - -

Информация о работе Развитие представлений о числе и счете у детей старшего возраста с помощью дидактических игр