Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - педагогическое творчество учителя в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя сельской школы; создание учебно-научно-методического комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов мотивации творческого саморазвития.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.78 Кб (Скачать)

разработка, реализация и развитие информационных образовательных  технологий и методов обучения, в  том числе дистанционных;

повышение квалификации учителей и административных работников сельской школы, как в области  профессиональной деятельности, так  и в области новых информационных и образовательных технологий;

сохранение и  развитие регионального аспекта  профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в сельской школе.

Успех информатизации сельской школы во многом определяется кадровой переподготовкой педагогического  состава. Современный учитель сегодня  должен не только владеть современными компьютерными технологиями, но и  уметь творчески использовать эти  технологии, прежде всего, Интернет-технологии в своей педагогической практике. От того, насколько успешно решается эта задача, зависит и судьба многих проектов, связанных с разработкой  образовательных порталов, их внедрением в учебный школьный процесс.

Задачи перехода к гибкому и непрерывному процессу обучения и построения единой образовательной  среды в регионе, продиктованные темпами развития экономики, науки  и модернизацией образования, требуют  поиска новых подходов к организации  учебного процесса в сельской школе, обоснования оптимальной телекоммуникационной инфраструктуры и системы образования  нового типа, основанных на применении информационных технологий.

Весьма важным событием в области информатизации российского общества является реализация федеральных целевых программ "Электронная  Россия", "Компьютеризация сельских школ", "Компьютеризация городских  и поселковых школ" и "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)".

Так, на основании  поручений Президента был разработан проект "Компьютеризация сельских школ - 2001" и утверждена ФЦП РЕОИС, в рамках которой в 2002 году осуществлялся  проект "Компьютеризация городских  и поселковых школ". Реализация этих проектов осуществлялась Министерством  образования Российской Федерации  совместно с субъектами Российской Федерации. "Компьютеризация сельских школ - 2001" прежде всего - социальный проект, где основной заказчик - это  школы, основные пользователи - это  дети, основная оценка продукции - это  оценка учителей, родителей и детей. Компьютеры ждали в каждом российском селе, и оценку такой совместной деятельности, без всякого преувеличения, давал народ России. Оценивалась  способность всего нашего общества и государства, в частности, к  концентрированным и социально-ориентированным  усилиям.

Компьютеризация сельских школ осуществлялась по принципу "в каждую школу по компьютеру". В результате 92% сельских школ (всего  их 31 тысяча) получили компьютеры и 97% - программные продукты. Однако процесс  информатизации сельских школ, несмотря на положительную в целом динамику его развития, сдерживается следующими неблагоприятными факторами:

недостаточным уровнем оснащенности большинства  сельских школ компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой

далеко не полным соответствием предоставленных  сельским школам электронных учебных  изданий и начатых с конца 2003 года трансляций учебных материалов по спутниковому образовательному каналу требованиям образовательных стандартов и учебных программ; их содержание и методики использования в учебном  процессе сельских школ пока не обеспечивают существенного повышения качества обучения их учеников;

отмечаются многочисленные факты неэффективного использования  полученных сельскими школами технических  и программных средств информатизации как в основном учебном процессе, так и в дополнительных, в том  числе самостоятельных, занятиях школьников;

распределение дефицитных и дорогостоящих компьютерных ресурсов между отдельными учебными предметами и видами учебных занятий  не всегда отвечает объективным показателям  их эффективного использования и  зачастую определяются случайными или  субъективными факторами;

по-прежнему острейшей  остается кадровая проблема информатизации сельских школ, связанная как с  уровнем подготовки местных педагогических кадров, так и с низким уровнем  оплаты их труда. 7

К настоящему времени  в области информатизации сельской школы выполнен начальный, инициирующий этап работы, требующий дополнительных финансовых ресурсов и усилий для  достижения необходимого уровня образования  в сельской местности страны, существенного  повышения его качества, доступности  и эффективности. 

2.3 Метод проектов - перспективная образовательная  технология в сельской  школе 

Процесс образования  в сельской школе отличается рядом  особенностей.

Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем  от двух до двенадцати человек.

Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала работа учителя, который вынужден преподавать не одну дисциплину, а  три (а то и семь), для того, чтобы  иметь нагрузку на полную ставку. Поэтому  знание содержания и методики преподавания нескольких учебных дисциплин становится профессиональным требованием в  подготовке учителя сельской школы. Проблемой кадрового состава  школы стало и старение педагогического коллектива. Заинтересовать молодого специалиста в работе на селе нечем - низкая заработная плата, отсутствие жилья.

В указанных  условиях преподавание отдельных дисциплин  может приобретать свою специфику. Небольшое количество учеников в  классе позволяет воплощать на практике идеи личностно-ориентированного обучения, индивидуальный подход к учащимся, что выражается, в частности, в  использовании новых педагогических технологий. Эффективности обучения способствует и владение учителями  методикой преподавания нескольких дисциплин, что позволяет учитывать  межпредметные связи, успешно осуществлять комплексный подход, ориентировать  процесс обучения на освоение школьниками  необходимых компетентностей.

Специфические особенности сельской школы позволяют  применять разнообразные формы  классной и особенно внеклассной  работы, что дает возможность формировать  у учащихся целостное восприятие территории, развивать комплексное  мышление и понимание насущных проблем  взаимодействия человека и природной  среды. Важное место здесь может  быть отведено краеведческой работе, которая призвана воспитать у  подрастающего поколения любовь к Родине, выработать активную гражданскую  позицию на фоне углубляющегося экологического кризиса и комплекса социальных проблем. 8

Метод проектов - это технология, которая позволяет  развивать широкий спектр компетенций, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, вести  исследовательскую работу, овладевать опытом творческой деятельности, прививает  навык самообразования. Результатом  практической творческой деятельности учащихся является создание конечного  продукта в виде новых знаний и  умений. Проектная деятельность позволяет  сочетать индивидуальную и групповую  формы работы, развивать коммуникативные  навыки, когнитивные и социальные умения.

Суть данной технологии состоит в предоставлении возможности ученику самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою работу. Школьник самостоятельно добывает знания и вырабатывает умения, находит пути решения проблем, принимает  решения. Работа над проектами способствует формированию навыков поисково-исследовательской  деятельности учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, находить и творчески решать проблемы, привлекая  для этого различные источники  знания из разных областей науки. Исследовательская  работа учащихся даёт возможность сформировать знания о взаимосвязях и взаимодействиях  в системе "общество - природа - хозяйство", осознать место человека в окружающем мире. Проектные работы обычно осуществляются на основе решения проблем, осуществления  проектно-поисковой деятельности, школьники  учатся оценивать, прогнозировать, проектировать  развитие тех или иных процессов. В результате создаются условия  для развития личности, теоретического и практического познания, формирования опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного  отношения к миру.

Учебные проекты  могут быть посвящены разным вопросам. В условиях сельской школы целесообразно  сосредоточить внимание на выполнении проектов на основе краеведческого материала. Например, посвящённые развитию определённых видов туризма, системы общественного  транспорта, отраслей сельского хозяйства, программ строительства жилья в  сельской местности, рационального  лесопользования и др. Такая работа позволит приблизить теоретические  знания к реальной жизни, показать значимость научных дисциплин в решении  народно-хозяйственных проблем, проблем  рационального природопользования. Результаты работы могут представлять интерес для муниципальных органов, а её выполнение способствует формированию у школьников активной жизненной позиции.

Проекты обычно выполняются за долговременный период - неделю, месяц, четверть. Это связано  с комплексным характером работы, необходимостью найти информацию в  библиотеке, периодической печати, некоторых организациях (например, районной администрации, сельском совете, органах охраны окружающей среды  и статистики). При выполнении проектов в начале работы необходимо составить  план, где будут указаны виды деятельности и сроки выполнения отдельных  частей исследования.

Например, проект организации фермерского хозяйства  потребует определения места  строительства животноводческого  комплекса, обоснования необходимости  нового предприятия, наличия необходимых  трудовых ресурсов, выбор пород скота  для разведения, описание особенностей кормовой базы, связей с потребителями  и т.д. Школьники должны будут  использовать знания из области биологии, экологии, географии, экономики.

Наибольшая эффективность  проектной деятельности наблюдается, тогда, когда рассматриваемая проблема лично значима для учащегося, имеет для него жизненный смысл  и, возможно, практическую направленность. Важный компонент проектного обучения - организация защиты проектов и  дискуссии по обсуждению выполненного проекта. Результаты выполненной работы оформляются в виде отчётов, сопровождаются стендовыми и фотоматериалами, докладываются  в устной форме на специальных  уроках или внутришкольных конференциях. Оценку работ может проводить  комиссия из преподавателей школы разных специальностей. Каждая работа учащихся может оцениваться в баллах по нескольким критериям. Например: научность  содержания, правильность оформления, художественное оформление, в т.ч. - иллюстрации, оригинальность работы и  самостоятельность исследования, использованная литература. Победители выявляются по нескольким номинациям, а лучшие работы представляются в научные общества школьников, на городские и районные конференции.

Использование метода проектов делает процесс обучения активным, творческим и целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Задача учителя - подготовить школьников к активной познавательной деятельности, что требует от педагога высокого профессионального мастерства, творческого  подхода и нестандартного взгляда  на обычные вещи.

Заключение 

Основной задачей  курсовой работы было рассмотрение педагогического  творчества учителя в сельской школе. Мы проанализировали понятие, сущность и становление творческой личности учителя. Очевидно, что творчество - это деятельность, порождающая нечто  новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации  имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для  одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный  взгляд на объект или область знаний. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется  рядом особенностей личности, которые  называют признаками творческой личности.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает  особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и  значимостью ее результатов, вызывая  сложный синтез всех психических  сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая  воплощается в специфических  способностях и их проявлении.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется  как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального  роста и построение программы  самосовершенствования. Успех образования  впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. От учителя требуются, прежде всего, глубокие профессиональные знания не только своего предмета, но и последних  достижений науки в области педагогики и психологии, новых образовательных  и информационных технологий. От его  профессиональной пригодности, педагогического  мастерства, творчества, готовности к  инновационной деятельности зависит  эффективность педагогической системы. В связи с этим особую значимость сегодня приобретает именно организация  научно-исследовательской деятельности.

Информация о работе Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы