Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - педагогическое творчество учителя в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя сельской школы; создание учебно-научно-методического комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов мотивации творческого саморазвития.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.78 Кб (Скачать)

Глава 2. Развитие педагогического  творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной  школы 

2.1 Отечественный опыт  педагогического  творчества 

В1999г была принята  Федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе", а 17 декабря 2001г. появилось Постановление  Правительства РФ № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Речь в этих документах идет о разработке комплексного нормативно-правового, организационно-управленческого, учебно-методического обеспечения  сельских образовательных учреждений, об эффективном использовании их материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе концентрации и кооперации. В конечном счете, речь идет о том, чтобы в  течение первого десятилетия  нового века создать на селе добротные  учебные заведения и наконец-то ликвидировать зияющий разрыв между  уровнем подготовки городских и  сельских школьников.

В настоящее  время нет четкой стратегии реструктуризации сети сельских школ. Идет поиск. В нескольких территориях Промышленновского  района проводится эксперимент, где  отрабатываются различные модели. Предлагаются три возможные модели. Первая: малочисленная  начальная школа с контингентом обучающихся до 10 человек преобразуется  в филиал основной или средней (полной) общеобразовательной школы, расположенной  в другом населенном пункте.

Вторая: начальная  школа с контингентом обучающихся  от 10 до 100 человек преобразуется  в образовательное учреждение для  детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Третья: на базе действующих начальных общеобразовательных  школ при наличии свободных помещений  может быть организовано обучение учащихся 5-х и 6-х классов, которые станут филиалом общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования, расположенного в  другом населенном пункте.

На наш взгляд, первая модель чревата закрытием  малочисленных школ, а это грозит гибелью малых сел. Более приемлема  вторая модель, работа по ней уже  ведется несколько лет. Более  перспективна, по нашему мнению, третья модель, однако ее реализация займет много  времени, так как необходима переподготовка учителей начальной школы для  работы в 5-6-х классах.

И все же в  рамках реструктуризации сети сельских школ наиболее щадящим и перспективным  направлением, на наш взгляд, является создание учебно-воспитательного комплекса  начальных общеобразовательных  школ. А главное - изменить подход к  управлению начальной школой. В этом отношении уже существует некоторый  опыт, сложилась определенная структура. В большинстве сел Промышленновского  района районное управление образования  решает организационно-педагогические вопросы через поселковые администрации  и формирование общественного мнения. Где-то главную роль играет районный методический кабинет, где-то введены  ставки методистов по начальным школам или штатная единица их куратора, работающего на правах заместителя  директора по учебно-воспитательной работе. В нашем районе в течение  ряда лет директорам опорных учебных  заведений осуществлялась доплата  за работу с малокомплектной школой.

Однако при  любой структуре главным координатором  деятельности малокомплектных школ остается районное управление образования. Именно оно должно организовать дело таким образом, чтобы опорная  основная школа не эпизодически работала с малокомплектной, а считала  ее своим структурным подразделением. Проведенное нами изучение состояния управления начальными школами позволило выделить наиболее характерные недостатки в его содержании и организации.

Во-первых, при  устойчивом снижении финансирования постоянно  происходит нерациональное распределение  средств. Приоритетность отдается проблемам  крупных школ, а малые забываются. Поэтому ветшает и изнашивается их материально-техническая база, средства на ее обновление отсутствуют. Во-вторых, опорные школы, школьные и межшкольные  методические объединения не имеют  возможности оказывать своим  коллегам из малокомплектных школ квалифицированную  методическую помощь, так как преподавание там имеет свою, незнакомую другим специфику, связанную с особым способом организации учебных занятий, когда  обучение одновременно ведется в  нескольких классах.

В-третьих, недооценка обществом и властными структурами  роли сельской начальной школы для  сохранения сел и деревень и низкая социальная защищенность учителей и  работников приводят к их инертности. В-четвертых, отсутствие глубокого  и систематического изучения состояния  образовательного процесса в начальных  школах со стороны опорных учебных  заведений и районного управления образования. Отсюда и их неудовлетворительное информационное обеспечение.

Все негативные проблемы, о которых сказано выше, существуют объективно, школа не может  их изменить, но необходимо учитывать  и максимально эффективно использовать позитивные факторы. Жизнь ребенка  в природной и в производственной среде, хорошее знание школой семьи  и добрые отношения с ней и  с сельской общественностью, традиции села, кадровая стабильность в педагогическом коллективе школы, малая наполняемость  классов - все это способствует организации  эффективного образовательного процесса.

Целенаправленная  работа по изучению образовательных  ресурсов сельской среды, выявление  их воспитательного потенциала и  использование его в работе с  учащимися и родителями дает положительные  результаты.

2.2 Информационные технологии  в образовательной  деятельности сельской  школы 

Ни для кого не секрет, что в XXI веке человечество вступило в новую эру - эру информации. От того, насколько эффективно мы сумеем использовать информацию как стратегический фактор развития цивилизации, во многом будут зависеть не только благосостояние и стабильность нашего общества, но также и возможность преодоления  глобального кризиса, дальнейшее существование  человечества как биологического вида.

В условиях существенного  возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения  процесса информатизации социального  пространства необходимо в системе  образования перейти на новые  принципы изучения информатики как  фундаментальной науки и общеобразовательной  дисциплины. При этом информатика  должна стать не только эффективным  средством поддержки педагогического  процесса, но и весьма важным и необходимым  предметом как технического, так  и гуманитарного образования. Поэтому  использование информационных технологий может коренным образом изменить процесс обучения и самообразования. Вот почему процесс информатизации играет такую важную роль в системе  образования.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования. Это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, направленных на обеспечение  оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи информации и оперативного обмена ею участниками  системы образования с помощью  современных информационных технологий и телекоммуникационных средств. Информатизация системы образования является необходимым  условием и важнейшим этапом информатизации России в целом. Кроме того, она  позволит решать проблемы качественного  изменения информационной среды  системы образования; оптимально его  стандартизировать; сделать процесс  обучения максимально индивидуальным и дифференцированным; предоставлять  новые образовательные возможности  для ускоренного интеллектуального  развития личности (системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового, коммуникативную  компетентность и др.).

Цель информатизации системы образования состоит  в интенсификации эмоционально-интеллектуального  взаимодействия участников педагогического  процесса за счет целенаправленного  применения средств информатизации; создании благоприятных условий  для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.

Инструментом  информатизации образования являются средства информатизации. Они включают в себя информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное, психологическое и  педагогически полезное (целесообразность и эффективность) методико-дидактическое  обеспечение. С расширением технических  и педагогических возможностей средств  информатизации разрабатывались научные  подходы их применения в системе  образования.

Основные направления  информатизации образования связаны  между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют  друг друга. При этом каждое из них  имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность  их применения.

Необходимость применения средств информатизации в системе образовании диктуется  следующими обстоятельствами: фундаментальные  цивилизованные изменения, происшедшие  в конце ХХ века, поставили на повестку дня вопрос о переходе к  новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных  высокоэффективных технологий; приоритетное развитие призваны получить средства информатизации, играющие роль катализатора как научно-технического, так и  социально-экономического развития общества.

В настоящее  время в системе образования  широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа-технология, электронная почта, Web-серверы сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С помощью  этих средств создается информационно-образовательное  пространство. Оно представляет собой  специфическое информационно-образовательное  окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и  аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные потребности работников образования.

Средства информатизации по своим дидактическим свойствам  активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание образования, организационные формы  и др.) и позволяют ставить и  решать более сложные и актуальные задачи дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, лабораторных работах, при дистанционном обучении и др.

Информатизация  сельской школы как самостоятельный  процесс, а также как часть  процесса информатизации всей системы  образования, связана с модернизацией  образования в России. Стратегические образовательные цели информатизации сельской школы можно вычленить  из Федеральной программы развития образования, введенной в действие Федеральным законом, подписанным  Президентом России В.В. Путиным, а  также из "Основных положений  концепции очередного этапа реформирования системы образования". Это гарантирует  равенство возможностей получения  качественного образования и  его использования на всех этапах жизненного пути человека, независимо от социального положения и места  жительства.

В процессе информатизации сельской школы можно выделить следующие  направления:

1. Создание системы  технического и программного  обеспечения сельской школы, основной  целью которой является решение  проблемы оснащения школ техническими  средствами информатизации и  телекоммуникациями.

2. Создание системы  учебно-методического обеспечения  образовательного процесса, основной  целью которой является решение  общекультурных, психолого-педагогических, дидактических, организационно - управленческих  проблем информатизации образовательного  процесса.

Рассматривая  учебно-методические проблемы процесса информатизации сельской школы, следует  иметь в виду как общие закономерности информатизации образования, так и  специфические, характерные для  сельской школы.

Для этого необходимо выделить некоторые особенности  образовательной ситуации сельской школы:

сельская школа  сегодня является социально-культурным центром села;

процесс обучения в сельской школе осуществляется в условиях закрытой учебной архитектуры, которая создавалась с целью  обеспечения массового образования  при ограниченном доступе к информации;

контингент обучаемых  в сельской школе, особенно в условиях малокомплектной школы, характеризуется  разнородным составом учащихся в  рамках одного класса (возраст, уровень  обученности, обучаемость, наличие  проблем в развитии, одаренность  и пр.);

сельская школа  предъявляет учителю иные требования профессионального характера, заключающиеся  в готовности осуществлять учебный  процесс по нескольким школьным дисциплинам, часто не принадлежащим к одной  и той же образовательной области.

Ориентируясь  на общие педагогические закономерности информатизации, а также на названные  особенности сельской школы, реализация системы учебно-методического обеспечения  образовательного процесса должна обеспечивать достижение следующих целей:

сохранение и  развитие единого образовательного пространства Российской Федерации  вне зависимости от степени удаленности  региона от центра;

выравнивание  возможностей доступа представителей различных групп населения к  качественному образованию всех уровней, включая возможности выбора образовательных учреждений;

сохранение, поддержание  и развитие государственных и  муниципальных образовательных  учреждений общего образования и  обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных  учреждений общего образования в  сельской местности;

Информация о работе Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы