Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - педагогическое творчество учителя в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя сельской школы; создание учебно-научно-методического комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов мотивации творческого саморазвития.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.78 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1. Научно-теоретический  анализ проблемы становления  творческой личности учителя

1.1 Педагогическое творчество  как ведущая характеристика  творческой личности  учителя

1.2 Творческая личность  учителя: понятие,  сущность, этапы становления

1.3 Специфика условий  труда и деятельности  учителя сельской  школы

Глава 2. Развитие педагогического  творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной  школы

2.1 Отечественный опыт  педагогического  творчества

2.2 Информационные технологии  в образовательной  деятельности сельской  школы

2.3 Метод проектов - перспективная образовательная  технология в сельской  школе

Заключение

Список  литературы

Введение 

Актуальность  исследования обусловлена современной  стратегией обновления образования, являющегося  органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования  на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к  демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития". 1

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует  возникновение образовательных  потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие  специалисты образования, которые  способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. В этой ситуации на первый план выдвигается  необходимость становления такой  личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях актуализируется  необходимость становления творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы  обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных  специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.

Проблеме педагогического  творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя  уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, ЯЛ Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования  советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также  современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).

Цель исследования - педагогическое творчество учителя  в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление  творческой личности учителя будет  эффективным, если будут созданы  соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя  сельской школы; создание учебно-научно-методического  комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов  мотивации творческого саморазвития.

В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой  и целью исследования были поставлены следующие задачи:

Уточнить и  конкретизировать понятия "педагогическое творчество", "творческая личность учителя";

Проанализировать  специфику условий труда и  деятельности учителя сельской школы;

Рассмотреть отечественный  опыт педагогического творчества;

Проанализировать  новые инновационные методики в  образовательной деятельности сельской школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Научно-теоретический  анализ проблемы становления  творческой личности учителя 

1.1 Педагогическое творчество  как ведущая характеристика  творческой личности  учителя 

Проблема творчества стала в наши дни настолько  актуальной, что некоторые исследователи  считают ее "проблемой века".

Современная философия  определяет творчество как процесс  человеческой деятельности, создающий  качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся  в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального. 2

Творчество - это  деятельность, порождающая нечто  новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации  имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для  одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный  взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно  иметь в виду, что творчество как  специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа  творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего  развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку". 3

Такой подход к  сущности творчества согласуется с  идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры " общества. Истинное творчество гуманно  по своей природе, поскольку оно  с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид  человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих  ее как целостный процесс:

наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

социальная и  личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной  форме, - это не творчество, а варварство);

наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок  для творчества;

новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных  признаков осмысленно исключить  хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая  деятельность - процесс постоянного  творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей  целью создание социально ценного  нового, оригинального, поскольку его  продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог  новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством  для получения наилучшего в данных условиях результата.

Нередко творческую природу труда педагога выводят  из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с  творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение  обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как  на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий  специальную подготовку педагог  на основе глубокого анализа возникающих  ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения  и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и  способы ее решения.

Педагогическое  творчество имеет ряд особенностей:

оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы  творческого процесса (возникновение  педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой  жестко связаны во времени, требуют  оперативного перехода от одного этапа  к другому; педагог ограничен  во времени количеством часов, отводимых  на изучение конкретной темы, раздела  и др.

отсроченность результатов творческих поисков  педагога. В сфере материальной и  духовной деятельности ее результат  сразу же материализуется и может  быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя  воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения  учащихся и оцениваются весьма частично и относительно.

сотворчество  учителя с учащимися, коллегами  в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого  поиска в учительском и ученическом  коллективах выступает мощным стимулирующим  фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в  ходе образовательного процесса демонстрирует  своим учащимся творческое отношение  к профессиональной деятельности;

зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса.

умение учителя  управлять личным эмоционально-психологическим  состоянием и вызывать адекватное поведение  в деятельности учащихся. Способность  педагога организовать общение с  учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия  для полного творческого самовыражения  и самореализации.

Представляя собой  постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто  данное, материально зафиксированное. Она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного  освоения личностью педагогической реальности. Профессионально-педагогическая культура учителя объективно существует для всех учителей не как возможность, а как реальность. 

1.2 Творческая личность  учителя: понятие,  сущность, этапы становления 

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает  особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и  значимостью ее результатов, вызывая  сложный синтез всех психических  сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая  воплощается в специфических  способностях и их проявлении. Одной  из таких способностей является интегративная  и высокодифференцированная способность  мыслить педагогически. Способность  к педагогическому мышлению, являющемуся  по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю  активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных  параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько  от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром  темпе. Развитый интеллект позволяет  учителю познавать не отдельные  единичные педагогические факты  и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.

Творческий потенциал  любого человека, в том числе и  педагога, характеризуется рядом  особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При  этом авторы приводят разные перечни  таких признаков. Они выделяют способность  личности замечать и формулировать  альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных  формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность  отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с  совершенно новой стороны, в новом  контексте; готовность отказаться от теоретических  суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность  к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые  комбинации); способность к оценочным  суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив  до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение  достаточно большим объемом систематизированных  знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию  операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Информация о работе Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы