Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа
Цель исследования - педагогическое творчество учителя в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя сельской школы; создание учебно-научно-методического комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов мотивации творческого саморазвития.
Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
исследования обусловлена современной
стратегией обновления образования, являющегося
органичной частью общественного развития.
В "Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года"
подчеркивается, что "роль образования
на современном этапе развития России
определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству,
к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности
Социокультурная
ситуация в обществе стимулирует
возникновение образовательных
потребностей, направленных на актуализацию
способностей к саморазвитию личности,
раскрытию его творческого
Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, ЯЛ Коменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Цель исследования
- педагогическое творчество учителя
в сельской школе. Предмет исследования
- процесс становления творческой
личности учителя сельской школы. Гипотеза
исследования формулируется в виде
следующего постулата: становление
творческой личности учителя будет
эффективным, если будут созданы
соответствующие внешние и
В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Уточнить и конкретизировать понятия "педагогическое творчество", "творческая личность учителя";
Проанализировать специфику условий труда и деятельности учителя сельской школы;
Рассмотреть отечественный опыт педагогического творчества;
Проанализировать новые инновационные методики в образовательной деятельности сельской школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.
Научно-теоретический
анализ проблемы становления
творческой личности
учителя
1.1
Педагогическое творчество
как ведущая характеристика
творческой личности
учителя
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее "проблемой века".
Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального. 2
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку". 3
Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры " общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный - значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей:
оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др.
отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно.
сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности;
зависимость проявления
творческого педагогического
умение учителя
управлять личным эмоционально-психологическим
состоянием и вызывать адекватное поведение
в деятельности учащихся. Способность
педагога организовать общение с
учащимися как творческий процесс,
как диалог, не подавляя их инициативы
и изобретательности, создавая условия
для полного творческого
Представляя собой
постоянно обогащающийся
1.2
Творческая личность
учителя: понятие,
сущность, этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы
относят к признакам творческой
личности легкость ассоциирования (способность
к быстрому и свободному переключению
мыслей, способность вызывать в сознании
образы и создавать из них новые
комбинации); способность к оценочным
суждениям и критичность