Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - педагогическое творчество учителя в сельской школе. Предмет исследования - процесс становления творческой личности учителя сельской школы. Гипотеза исследования формулируется в виде следующего постулата: становление творческой личности учителя будет эффективным, если будут созданы соответствующие внешние и внутренние педагогические условия: реализация процесса становления творческой личности учителя сельской школы; создание учебно-научно-методического комплекса, содействующего развитию творческой личности учителя; развитие у педагогов мотивации творческого саморазвития.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы становления творческой личности учителя
1.1 Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
1.2 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
1.3 Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Глава 2. Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы
2.1 Отечественный опыт педагогического творчества
2.2 Информационные технологии в образовательной деятельности сельской школы
2.3 Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.78 Кб (Скачать)

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность

Представляет  интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая  может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик - это тип творческой личности, для  которого характерна способность к  логическим широким обобщениям, к  классификации и систематике  информации. Люди этого типа четко  планируют свою творческую работу, широко используют уже известные  методы научных исследований. Для  этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические  концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят  до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист  характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей - это крупные изобретатели, создатели  новых научных концепций, школ и  направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют  работать с аппаратурой, у них  всегда большой интерес и способности  к практическим делам.

Организатор как  тип творческой личности обладает высоким  уровнем развития способностей к  организации других, коллектива для  разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей  создаются оригинальные научные  школы и творческие коллективы. Людей  этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять  своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется  инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения  новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются  на решение других творческих задач.

Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах: применение известных средств  в новых сочетаниях к возникающим  в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых  средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель  уже имел дело ранее. 4 На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

В современной  литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения  педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению  неисчислимого множества типовых  и нестандартных задач, педагог  так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою  поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата н соответствии с исходными данными; анализ имеющихся  средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности - возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается  при условии систематических  упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации  как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной  деятельности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный  компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных  задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно  осуществить, выделив наиболее яркие  черты творческой деятельности. Это  могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, выделение  новых функций методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут  способствовать и упражнения в анализе  педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений  и рекомендаций.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется  как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального  роста и построение программы  самосовершенствования.

Творчество в  деятельности педагога характеризуется  разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного  взаимодействия с классом: Педагог  использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации  деятельности на уроке, начиная с  его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и  целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с  учениками;

высший уровень  творчества педагога, который характеризуется  его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые  вкладывается личностное начало, поэтому  они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как  уровни воспроизведения готовых  рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных  в методических разработках и  рекомендациях. Мастерство педагога прямо  не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение  педагогом вариативных нестандартных  способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных  приемов, перестраивающих известный  педагогический опыт).

Каждый педагог  продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно  дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется  за кардинальные преобразования и сам  в этом деле является наглядным примером. 

1.3 Специфика условий  труда и деятельности  учителя сельской  школы 

Особенности труда  и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни  и производственной деятельности сельского  населения. Во многом они обусловлены  и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов  общеобразовательных учреждений функций  выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и  деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственное  окружение школы создает исключительно  благоприятные условия для обеспечения  связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных  мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально  полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Особенности труда  и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым  своеобразием жизни и быта сельского  населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает  в условиях повышенного социального  контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные  реакции в силу открытости характера  общественных отношений, как правило, становятся известны всем.

Особо следует  отметить такую характерную особенность  деятельности сельского учителя  как многогранность его профессиональной деятельности, вытекающую из недостаточной  укомплектованности сельских школ кадрами, в особенности молодыми специалистами.

Малочисленность учащихся порождает потребность  сельской школы в различных образовательных  программах. Чем более сельская школа  удалена от города, тем меньшими возможностями она располагает  для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, тем  слабее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, тем более затруднен  доступ к новейшей информации и объектам культуры. 5

Сельская школа  имеет более весомый общественный статус в социуме, чем городская. Она - носитель культуры, образованности, интеллигентности. Поэтому здесь  педагогу легче состояться профессионально. Сельская школа сильна своими традициями, одна из которых - педагогическое творчество. Здесь всегда есть "звезды", те, у кого учатся, на кого равняются, кого все "от мала, до велика" знают.

И еще очень  важно, что сельская школа решает особую задачу, связанную с компенсирующим обучением и воспитанием детей  и их родителей, создавая иную среду, культивируя другие ценности, иную философию жизни и культуру как альтернативу существующей вне ее.

Необходимость создания оптимальных стартовых  условий для развития сельских детей  ориентирует образовательную систему  на обеспечение устойчивого развития сельской школы как социального  института. Отсутствие в социальной инфраструктуре села других образовательных  учреждений приводит к необходимости  усиления подготовки будущих учителей сельских школ, к проведению дифференцированного  обучения. Малочисленность классов  в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что  в свою очередь также вынуждает  вести поиск возможностей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в  обучении - это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.

Еще одной специфической  чертой жизни на селе является то, что  и учитель, и ученик ограничены в  ресурсах свободного времени. Подготовка будущего учителя должна быть нацелена на выработку приемов рациональной работы и использование средств, способствующих усвоению учебного материала  при уменьшении отводимых программой часов (т.е. таких приемов и средств, которые приведут к лучшему усвоению, обобщению и систематизации учебного материала).

Следующая особенность  заключается в том что, в условиях сельской местности круг общения  узок, каналы получения информации ограничены, что не согласуется с  потребностью детей самого разного  возраста к установлению контактов  межличностного общения.

Важность массовых и групповых форм внеурочной работы трудно переоценить, поскольку они  исполняют роль не только воспитательную и образовательную, но и социально-культурную. Учитывая это, учитель должен быть подготовлен  к проведению внеклассной работы: организации кружков технического творчества, вечеров, игровых форм занятий, способствующих налаживанию общения  между школьниками, использованию  современных информационных технологий для получения различной научной  информации, как учителем, так и  учащимися.

Соответственно, необходимо произвести ориентацию подготовки учителя к работе в малокомплектной  сельской профильной школе, совершенствовать подготовку будущих учителей путем  разработки новых образовательных  программ (или, на данном этапе, модернизации существующей системы подготовки).

Такая модернизация предлагает обеспечение подготовки специалистов нового поколения, обладающих качественными знаниями в области  своего профиля, способных решать широкий  круг задач, обученных наиболее эффективным  способам проектной и конструкторской  деятельности, способных использовать в обучении новейшие технические  средства обеспечения учебного процесса. 6

Информация о работе Развитие педагогического творчества в условиях реструктуризации сельской малокомплектной школы