Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
o раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;
o показать особенности развития образной речи на основе произведений;
o показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;
o показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром 5
Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников 9
2.1. Развитие образной речи на основе произведений 9
2.2. Развитие образной речи на основе фольклорного жанра 16
Глава 3. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложение 1 44

Работа содержит 1 файл

Контра ''Развитие образной речи ст.дошк-ков с помощью произведений и фольклорного жанра''.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

    Через некоторое время им не нужны будут  ни рисунки, ни кружки. Тренированным  глазом они будут находить все  детали в самой картинке, связывать  их, передавать ощущения. Способ работы перейдет во внутренний план, и затраченное  вначале время будет оправдано  результатами. 
 
 
 
 

Заключение

    Художественная  литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним  из могучих средств развития и  обогащения речи детей. Перед детским  садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви  и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами  детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

    Художественная  литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют  герою, переживают вместе с ним его  приключения, невзгоды и победы. Они  негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

    Художественная  книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы и фольклорного жанра.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400c.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—255 с.
  3. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.170-173.
  4. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.139-144.
  5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. — Владимир: 1995. — 184 с.
  6. Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – с. 87-93.
  7. Смольникова Н. Г., Ушакова О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
  8. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
  9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  10. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. – 71с.
  11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
  12. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.189-191.

Приложение 1

    Занятие 1. Рассказывание детям русской народной сказки «У страха глаза велики»

    Цель: вспомнить с детьми известные  им русские народные сказки; выяснить, есть ли у них любимые народные сказки и какие именно; познакомить  с одной из присказок; помочь понять содержание сказки «У страха глаза  велики» и положительно оценить ее; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия (это поговорка), на образные сравнения («ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п.); отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение концовки сказки в лицах).

    Ход занятия.

    Воспитатель сообщает детям, что на сегодняшнем  занятии разговор пойдет о русской  народной сказке. Просит вспомнить, как  обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он вспоминает авторскую сказку или сказку народов мира. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.

    Затем дети называют свои любимые русские  народные сказки, а также сказку, которую им рассказывали в прошлом  месяце («Заяц-хваста»), вспоминают ее концовку («Вот ты молодец, не хваста, а  храбрец!»).

    — А в сказке, которую вы услышите сегодня,— говорит воспитатель,— живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Кто назовет их правильно, получит сразу две фишки. Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:

    По  синю морю корабль бежит, Серый волк на носу стоит, А медведь паруса крепит. Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка  из-за кустика хитро глядит: Как  бы зайку украсть. Как бы веревку  сорвать.

    Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

    Закончив  рассказывать, педагог спрашивает, все ли детям понятно, понравилась  ли сказка. Дает возможность обменяться впечатлениями и повторяет заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза  велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.

    — Кому же что померещилось?— задает педагог вопрос. Выслушивает ответы, зачитывает концовку сказки. Предлагает четверым детям прочесть отрывок в лицах (с места), а заключительную фразу всем произнести хором. Награждает фишками детей за хорошую декламацию.

    Затем отрывок читают в лицах еще  четверо детей.

    В конце занятия воспитатель спрашивает, понравилась ли новая сказка, кому что в ней особенно понравилось. Сообщает, что существуют 2 варианта этой сказки. Второй вариант под  названием «Бабушка, внучка да курочка» похож на этот, но есть между ними и различие. Демонстрирует иллюстрированные издания обеих сказок и предлагает детям в свободное время внимательно рассмотреть эти книги, сравнить их, а потом рассказать ей и друг другу о своих наблюдениях. Спрашивает, кто сколько фишек получил. 
 

    Занятие 2. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

    Цель: помочь детям понять и запомнить  содержание сказки, учить пересказывать  текст целиком и по частям, драматизировать  отрывки.

    Ход занятия:

    — Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку «Как лисичка бычка обидела»,—  говорит педагог.— Кто кого обидел? А кто  это такой — бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще  есть морская рыбка под названием  «бычок». Вот его-то лисичка и  обидела. Хотите знать, где это случилось  и как? Воспитатель читает сказку:

    Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

    Бычок, бычок. Пучеглазый. Бычок, бычок. Большеротый. Бычок, бычок, Колючий бочок!

    А бычок ей говорит:

    — А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает:

    — Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

    — Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает:

    — А ты ему ничего не говорила?

    — Сказала.

    — Что ты ему сказала? — спросила лиса.

    — А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

    — Вот видишь,— сказала мать-лисица,— ты первая его и обидела...

    Воспитатель обращается к детям:

    — Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показывает на карте).

    Представляете теперь, как выглядит бычок-рыбешка  морская? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? А какая  в этой сказке лисичка?

    Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот  и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из эскимосской  сказки.

    Как лисичка бычка обидела, что она  ему запела? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе... споем еще раз. А сейчас пусть споет ее Катя (затем вызывает еще трех-четырех детей).

    Далее педагог предлагает послушать сказку еще раз. Читает (с установкой на пересказ). Просит кого-либо из детей  пересказать сказку.

    Затем дети по двое пересказывают текст  по частям (2 пересказа). При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок сам. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной?» — «Хочу».— «Спасибо, Аня». Второй пересказ педагог просит детей слушать особенно внимательно, чтобы определить, какой паре он удался больше (кто рассказывал интереснее? кого слушать приятнее, легче?).

    Далее воспитатель организует драматизацию сказки. Напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса — дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки, и т. п.

    Чтобы дети, не занятые в драматизации, не устали, можно предложить им изобразить морскую волну, шуршащую камешками: «Шуууу-рррр, шуууу-рррр», после чего провести очередной пересказ или драматизацию.

    Заканчивая  занятие, воспитатель спрашивает, как  называется новая сказка, с которой дети познакомились. Подчеркивает, что сегодня они не только прослушали сказку, но и учились пересказывать ее. 

    Занятие 3. Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    Цель: познакомить детей еще с одной  сказкой, обратить их внимание на особенности  композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в  котором воплощены лучшие традиции русского устного народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).

Информация о работе Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра