Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.
Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:
o раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;
o показать особенности развития образной речи на основе произведений;
o показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;
o показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром 5
Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников 9
2.1. Развитие образной речи на основе произведений 9
2.2. Развитие образной речи на основе фольклорного жанра 16
Глава 3. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложение 1 44

Работа содержит 1 файл

Контра ''Развитие образной речи ст.дошк-ков с помощью произведений и фольклорного жанра''.docx

— 86.76 Кб (Скачать)

    Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего  подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его — пословицы, загадки, сказки —ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника — живой разговорный язык и произведения устного народного творчества — тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так оно и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражнений язык ребёнка оказывается хорошо развитым. В педагогике детских садов в большой степени принято возлагать надежды на то, что загадка, сказки способны образовать язык. Конечно, эти совершенные образцы не могут не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если загадка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.

    Е. И. Тихеева, которая со всей остротой первая после Ушинского поставила  вопрос о роли родного языка в  дошкольном воспитании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами»10.    

    Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А. М. Горький обратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности. Например, дети практически могут усвоить обозначение словом таких действий, как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить. Дети практически выполняют все эти разнообразные действия — они и шьют, и сшивают, и пришивают, но для обозначения пользуются в лучшем случае одним-двумя-тремя словами. Всё дело в том, что пока дети занимаются шитьём или какой-либо другой работой, их языковое развитие не стоит в поле зрения воспитательницы, она не использует деятельность детей для развития их языка. Упускается самый драгоценный момент — ведь тогда, когда ребёнок выполняет ту или иную работу, ему легче всего усвоить слово, её обозначающее.

    Народная  речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Предельно скупо и вместе с тем выразительно даются эти черты. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитательницы с детьми (рассказ, беседа) должна быть по  возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком.

    Мы  призываем воспитательниц совсем не к тому, чтобы подгонять свой язык к языку сказок, подражать, ему при живой беседе (это и невозможно, и ненужно), а мы призываем искать таких определений, выражений, в которых точнее, выразительнее, а следовательно и лучше всего, можно передать существенное.

    В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных  детям; они рождаются в живой  разговорной речи, проникают и  из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

    В народном языке эти выражения  насыщены определённым содержанием. Вороной  конь — это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.

    Употребление  пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно  в языке взрослых; к месту сказанные  воспитательницей при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут служить свою службу. Нужно только всемерно остерегаться искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их будут нарочито, лишь для придания речи «красивости».

    Вот воспитательница - она хорошо владеет  речью, в запасе у неё много  разнообразных выражений, которые  не то что легко приходят ей на память, а просто свойственны её языку. «Ясный месяц появился», — ласково встречает она ребёнка, пришедшего в детский сад после болезни, и это звучит у неё так же просто, как другой сказал бы обычное приветствие.

    У взрослых такой запас обычно создаётся  в результате слушания и чтения сказок, народного эпоса, художественной литературы, под влиянием речи окружающих. Плохо, если будут заранее «планировать» употребление пословиц, поговорок. Народные выражения живы только тогда, когда сказаны ко времени и к месту.

    От  детей ни в коем случае не следует  добиваться, чтобы они пользовались этими выражениями или, ещё хуже, заучивали их. Хорошо, если дети в  речи взрослого улавливают юмор, понимают и назидание в пословице. Если в детской речи изредка промелькнёт поговорка или отдельное выражение, взятое из сказки или из речи воспитателя, это и будет наградой за труды, но нарочито вызывать ребёнка на это не следует.

    В русском разговорном языке наблюдается  большое разнообразие говоров, произношений. Нужно обратить внимание на наличие  в речи детей так называемых местных  слов и обозначений, многие из которых  не входят в обиход литературного  языка. Не менее важно следить  за расстановкой ударений в словах, в которых сказываются особенности  местного говора. Не менее характерны отрывочность или напевность в произношении11.

    В языке ребёнка перечисленные  особенности неизбежны в силу того, что он учится на примере взрослых. В речи маленьких детей важно  устранять наиболее острые несоответствия, именно те, которые могут создать трудности в обучении языку литературному.  Сюда нужно  отнести,  прежде всего,  освобождение детской речи от традиционных местных слов, не связанных со смыслом: «Чаи, не опоздали», «Я-то говорил». — говорит ребёнок. Можно представить, каким препятствием явится запущенность в этой области при овладении литературным языком.

    Народный  язык не знает словесного штампа, трафарета. В языке педагога, разговаривающего с детьми, он встречается часто. Может  быть, одним из главных вопросов борьбы за чистоту и народность русского языка является освобождение речи педагога от трафарета и придание ей той живости, свежести, которая связана с её подлинной народностью. «Договорились с детьми», «В чём дело», «Давайте пойдём на прогулку» и многие другие избитые, но ежедневно произносимые фразы заполняют речь воспитательницы.

    Следует приучать детей употреблять русские  слова и прибегать к иностранным только в случае крайней необходимости. Подобное пожелание нужно целиком отнести и к речи воспитательницы.

    Приговорки, поговорки, пословицы и загадки.

    Приговорки  издавна употребляются в воспитании как педагогические приёмы, для того чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребёнка.

    Скучный для детей процесс, например одевание, сопровождаемый приговоркой, становится более интересным. Сама деятельность ребёнка, если она метко, удачно охарактеризована словом, полнее осознаётся им. Широко применяемые в самом раннем детстве приговорки и в дошкольном возрасте служат свою службу, только по содержанию они изменяются, отвечая новым запросам его умственного и нравственного роста. Подобно загадке, приговорка поэтизирует для ребёнка его собственную деятельность, быт.

    Поговорки и пословицы — краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содержание. Сложились они на основе огромного жизненного опыта. Поговорка — принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло»12.

    Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, получило признание  в работе детских садов. Из практики можно уже сделать известные  педагогические выводы. Совершенно очевидно, что загадка — полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизненный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда помнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошкольников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. Ведь дело не в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы он искал ответа—в этом и состоит упражнение ума. Загадки по содержанию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его пониманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Загадка потому-то и загадка, что в ней скрыт определённый смысл, который можно раскрыть лишь уловив внутреннюю связь между словами загадки и скрытым в ней смыслом. Эта работа ума посильна только более старшим детям (после пяти лет); младшие дошкольники даже и не могут увидеть в загадке какого-либо иного смысла, кроме того, что сказано в словах.

    Как правило, старшие дошкольники уже  знают некоторые загадки. Они слышат их в семье, от других детей. В тех случаях, когда воспитательницам приходится впервые знакомить детей с загадками, надо прежде всего дать им понять, что такое загадка. При сборе грибов в лесу детям говорят: «Стоит Антошка на одной ножке»; обычно кто-нибудь из детей отгадывает: гриб. Если таких не находится, можно добавить: «Его ищут, а он прячется», тогда большинство скажет отгадку. Но лучше ограничиться первой частью, дать загадку, не портя прибавлениями, а повторить ещё и ещё раз.

    Целесообразно заранее подготовить детей к  отгадыванию загадки. На берегу речки внимание детей было обращено на то, что лодка не оставляет после себя следа. После этого детям стала доступной загадка; «Еду-еду — следу нету, режу-режу — крови нету».

    С этими упражнениями ума ребёнка  спешить не нужно. Дело не в количестве загадок и отгадок к ним, которые  дети будут помнить, а в том, что  ребёнок приучается мыслить отвлечённо; именно загадка и является в дошкольном возрасте одним из путей для этого.

    Е. И. Тихеева рекомендует применять  разучивание скороговорок, отгадывание загадок, относящихся к определённым предметам, находящимся перед детьми13. Например, перед детьми поставлены игрушки — коза, петух; загадывается загадка о каждой, дети отгадывают. Это наиболее лёгкий для детей путь, так как предметы наталкивают на сопоставление. Значительно труднее отгадывание по представлению. Поэтому такие загадки можно давать только тогда, когда  у детей накопился соответствующий опыт.

    Наиболее  смышлённые дети шести-семи лет и  сами начинают «сочинять» загадки. Они  вошли во вкус её, поняли, как за словами можно удачно спрятать смысл.

    Такое упражнение ума надо осторожно поощрять, руководя ребёнком первоначально в  выделении признаков, характеризующих  предмет или явление. «Красная, гладкая, ещё какая?», — спрашиваем мы ребёнка, задумавшего загадку о морковке. «Сладкая», — весело добавляет он важный признак. Мы помогаем ему выбрать существенные, главные признаки, точно, метко обозначить словом, найти рифму. Вначале дети характеризуют качества, потом появляются признаки времени, места и отношения. «Висит на дереве с одной дверью», — придумал шестилетний мальчик загадку о скворечнике. Дети подражают стилю народной загадки, её рифме, и в этом совершенствуется их язык.

    Но  не только упражнению ума ребёнка  служит загадка. Она поэтизирует  для ребёнка окружающее. Как и  приговорка, пословица, загадка раскрывают поэтические стороны явлений, которые проходят часто незамеченными.

Информация о работе Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра