Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализ понятия «общение»………………………………………… 6
Характеристика общения детей дошкольного
возраста со сверстниками ………………………………………… 9
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Развитие общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре……….. 23
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ………………………...................................... 28
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы ко второму разделу ………………………………………………… 35
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 44
3. Наиболее информативными и популярными объективными методами являются социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций, используются графические методы. Для диагностики отношения ребенка к окружающим является методика «Я и мой друг в детском саду».
4. Для детей разного возраста характерны разные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, учебе возможно сочетание разных форм совместной деятельности и общения.
Овладение позициями общения начинается в играх: образных, режиссерских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. Игры с правилами становятся базой, на которой строится развитие сложных и формализированных видов общения.
Развитие произвольности общения у детей дошкольного возраста тесно связан с игровой деятельностью, что является важнейшим показателем и средством развития произвольного общения.
Эффективность и качество организованных с детьми дошкольного возраста занятий существенно зависят от уровня развития деятельности общения ребена с другими людьми.
Педагогическими условиями развития общения
является: соединение индивидуальных
и коллективных форм деятельности, отвечающих
психологической специфике возраста;
использоваие адекватных возрасту игровых
форм деятельности; организация совместной
продуктивной деятельности, где продукт
труда будет наглядной оценкой успешности
его взаимодейсствия со сверстниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Описание | Источник |
Вербальный |
термин, применяемый
в психологии для обозначения форм знакового
материала, а также процессов оперирования
с этим материалом. |
Психология. Словарь
/ Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского.
– М.: Политиздат, 1990. – С. 50. |
Межличностные
Отношения |
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оакзываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. | Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 52. |
Коммуникация |
от лат. Communico –
делаю общим, связываю, общаюсь – смыслой
аспект социального взаимодействия. |
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 168. |
Общение |
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельноси и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. | Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 206. |
|
это те, которые
побуждают к речевой реакции (высказывание),
речевому взаимодействию. Различают естественные
ситуа-
ции общения и специально созданные (учебные). |
Луценко І. Моделювання ситуацій спілкування // Дошкільне виховання. – 1999. - № 2. – С. 6. |
|
совокупность обстоятельств, в которых происходит взаимо-действие людей. | Луценко І. Моделювання ситуацій спілкування // Дошкільне виховання. – 1999. - № 2. – С. 6. |
Совместная деятельность |
организованная система активноси взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов мате-риальной и духовной культуры. | Краткий психологический |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Занятие
по речевому общению
Ситуация: каждый ребенок получает один цветной лепесток.
Группа детей делится на команды, которые совместно выполняют задание.
Материал: разноцветные бумажные лепестки (по несколько лепестков одного цвета; количество цветов — за количеством команд); листы бумаги для коллективной аппликации (сколько команд, столько листов), дополнительные элементы для аппликации (это могут быть серединки цветков, листочки и т.п.), клей, кисти для клея.
Задание: собраться в команды по цвету лепестков; каждой команде выполнить коллективную аппликацию.
Речевое задание: составить описательный рассказ о цветке.
Варианты заданий.
Составить рассказ
о коллективной работе. Составить сказку
о приключениях цветка.
Занятие по речевому общению
СОСТАВЬ
ЦЕЛУЮ ФИГУРУ
Ситуация: каждый ребенок получает (или выбирает) половинку геометрической фигуры (это должны быть: квадраты, прямоугольники, ромбы, равнобедренные треугольники, круги, овалы).
Дети, распределившись по двое, выполняют задание.
Материал: половинки разных геометрических фигур (если есть несколько одинаковых, то они должны быть разного цвету, размера), клей, ножницы, цветная бумага, карандаши или фломастеры.
2 задание: найти вторую половинку своей геометрической фигуры среди тех, что розданы детям, за цвету и размерам, вместе с ее владельцем наклеить половинки так, чтобы получилась целая геометрическая фигура; с помощью дополнительных элементов и карандаша или фломастера создать из нее любой завершенный образ (например с лучиками, елку, парусник, цветок и т.п.).
Речевое задание: составить оипсательный рассказ о выполненной работе
Варианты
заданий. Составить рассказ о коллективной
работе. Придумать сказку о приключении
треугольника или их половинок и пр.
Занятие
по речевому общению
НАЙДИ
ПАРУ СКАЗОЧНОМУ ГЕРОЮ
Ситуация : каждый ребенок получает половинку картинки с изображением двух литературных персонажей (на каждой половинке один персонаж).
Группа детей распределяется на пары, которые выполняют общее задание.
Материал: половинки картинок с изображением двух героев одной сказки, картинки, разрезанные пополам так, что на каждой половинке остался лишь один герой; маски или наголовники.
Задание: найти пару сказочному герою, составить целую картинку.
Речевое задание: разыграть в ролях диалог героев этой сказки.
Варианты заданий.
По собственному замыслу нарисовать одного из героев любой знакомой сказки.
Найти пару своему герою, разыграть в ролях эпизод сказки.
Составить свою
сказку, разыграть ее.
Занятие
по речевому общению
КТО ЧТО ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ
Ситуация: каждый ребенок по собственному вкусу избирает определенный вид деятельности (столик, оборудованный соответствующими принадлежностями).
Группа детей делится на подгруппы, которые объединились за общими интересами.
Материал: на столиках размещаются принадлежности для рисования, лепки, аппликации, детские книжки, наголовники, настольный театр, микроскоп с соответствующим (скажем, естественным) материалом и т.п.. Все принадлежности подбираются в соответствии с интересами детей группы так, чтобы каждый ребенок имел бы возможность выбрать то, что, по наблюдениям воспитателя, действительно его интересует, чем он любит заниматься.
Задание: команда должна изготовить изделие (самоделку, рисунок, игрушку), разыграть какой-то сюжет и тому подобное — в соответствии с атрибутами, которые выбрала для своей деятельности.
Речевое задание: избрав определенный вид деятельности, деть общаются, обсуждают и решают, как лучше организовать совместную работу.
Варианты заданий.
Составить коллективный рассказ о любимом занятии.
Информация о работе Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста