Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализ понятия «общение»………………………………………… 6
Характеристика общения детей дошкольного
возраста со сверстниками ………………………………………… 9
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Развитие общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре……….. 23
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ………………………...................................... 28
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы ко второму разделу ………………………………………………… 35
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

Развитие навыков общения со сверстниками.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

     3. Наиболее информативными и популярными объективными методами являются социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций, используются графические методы. Для диагностики отношения ребенка к окружающим является методика «Я и мой друг в детском саду».

     4. Для детей разного возраста характерны разные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, учебе возможно сочетание разных форм совместной деятельности и общения.

     Овладение позициями общения начинается в играх: образных, режиссерских, сюжетно-ролевых, в играх с правилами. Игры с правилами становятся базой, на которой строится развитие сложных и формализированных видов общения.

       Развитие произвольности общения у детей дошкольного возраста тесно связан с игровой деятельностью, что является важнейшим показателем и средством развития произвольного общения.

     Эффективность и качество организованных с детьми дошкольного возраста занятий существенно зависят от уровня развития деятельности общения ребена с другими людьми.

               Педагогическими условиями развития общения является: соединение индивидуальных и коллективных форм деятельности, отвечающих психологической специфике возраста; использоваие адекватных возрасту игровых форм деятельности; организация совместной продуктивной деятельности, где продукт труда будет наглядной оценкой успешности его взаимодейсствия со сверстниками.       
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова А.П. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 6. – С 86 – 89.
  2. Арушанова А.П. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. Развитие диалогического общения // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 100 – 105.
  3. Арушанова А.П. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 5. – С. 51 – 61.
  4. Арушанова А.П., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С. 60 – 67.
  5. Арушанова А.П. Сверстники: обучение диалогу // Дошкольное воспитание. – 1999.-№11. – С. 68 – 76.
  6. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
  7. Бодалев A.A. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
  8. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. — 210 с.
  9. Бурова А. Керівництво сюжетно-рольовими іграми // Дошкільне виховання. – 2001. - № 7. – С. 20 – 22.
  10. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  11. Венгер Л. Достижения в изучении психологии развития ребенка//      Дошкольное воспитание. – 1987. - № 11. – С. 56 – 61.
  12. Витоки мовленнєвого розвитку дітей дошкільного віку. Програма та методичні рекомендації / Укл. A.M. Богуш. – Одеса: Маяк, 1999. – 88 с.
  13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
  14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  15. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1985. - №5. – С. 44 – 46.
  16. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 32 – 35.
  17. Годовикова Д. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание. – 1988.-№5. – С.51 – 54.
  18. Гоноблин Ф. Н. Психология. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
  19. Дудова Т. Сюжетно-рольова гра – школа життя // Дошкільне виховання. – 2003. - № 8. – С. 7 – 9.
  20. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
  21. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – С. 21 – 27.
  22. Запорожец А. В. Психология. – М.: Просвещение, 1965. – 238 с.
  23. Землянухина Т. М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С.    51 – 52.
  24. Иванкова Р.И. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников / Игра дошкольников / Под ред. СЛ. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  25. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // 1995. - № 7. – С. 89 – 93.
  26. Крухлет М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 160 с.
  27. Куликова Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитаие. – 2001. – № 7. – С. 101 – 105.
  28. Леонтьев A.A. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 351 с.
  29. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / В Кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М: Наука, 1978. – 305 с.
  30. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 235 с.
  31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 287 с.
  32. Луценко І. Дитина і дорослий: вчимося спілкуватись. Формування комунікативної компетентності // Дошкільне виховання. – 2008. - № 5. – С. 16 – 17.
  33. Луценко І. Культура мовленнєго спілкування: зміст і методи роботи // Дошкільне виховання. – 2004. - № 5. – С. 9 – 10.
  34. Луценко І. Моделювання ситуацій спілкування // Дошкільне виховання. – 1999. - № 2. – С. 6 – 9.
  35. Луценко І. Мовленнєму заняттю – комунікативну мету // Дошкільне виховання. – 2002. - № 1. – С. 16 – 17.
  36. Люблинська Г. О. Дитяча психологія. – К.: Вища школа, 1974. – 354 с.
  37. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2003. – 246 с.
  38. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.  – 128 с.
  39. Никитин Б.П. Психология общения: основы. – М.: Остов, 2006. – 210 с.
  40. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное    общение // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 98 – 101.
  41. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитаия подростков. – М.: Педагогика, 1983. – 403 с.
  42. Поддьяков H.H. Мышление дошкольников. - М.: Педагогика, 1977. – 272 с.
  43. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процесов / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 350 с.
  44. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2. – С. 44 – 49.
  45. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3. – С. 38 – 45.
  46. Сережникова Р.К. Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье // Как помочь ребенку войти в современный мир? – М., 1995. – С. 101 – 104.
  47. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Психология дошкольника. – М.: ПЦ «Адалин», 2007. – 220 с.
  48. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. – 1998. - №3. – С. 50 – 61.
  49. Смирнова Е.О. Особенности общения со школьниками. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
  50. Терещук Р.К. Обобщение и избирательные взаимоотношения дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1989. – 190 с.
  51. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991. – 288с.
  52. Шахнарович A.M. Психолингвистический анализ языкового значения. Синтаксическая семантика в онтогенезе / Сб. Детская речь: проблемы и наблюдения. - Л.: Изд-во ГПИ им, А.И. Герцена, 1989. – 160 с.
  53. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Педагогика, 1974. – 287 с.
  54. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 17 – 23.
  55. Ядешко В.И., Сахина В.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978. – 167 с.

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ А

     

                                          Терминологический словарь 
 

 
     Термин
                     Описание  
         Источник
 
 
 
Вербальный  
термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. 
 
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 50. 
 
Межличностные 

           Отношения 

субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оакзываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 52.
 
Коммуникация
от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь – смыслой аспект социального взаимодействия. 
Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 168.
 
 
 
 
       Общение
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельноси и включающий в себя  обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошев-ского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 206.
 
      Речевые    ситуации
это те, которые побуждают к речевой реакции (высказывание), речевому взаимодействию. Различают естественные ситуа-

ции общения и специально созданные (учебные).

Луценко І. Моделювання ситуацій спілкування // Дошкільне виховання. – 1999. - № 2. – С. 6.
 
          Ситуация   общения
совокупность обстоятельств, в которых происходит взаимо-действие людей. Луценко І. Моделювання ситуацій спілкування // Дошкільне виховання. – 1999. - № 2. – С. 6.
 
Совместная деятельность
организованная система активноси взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов мате-риальной и духовной культуры. Краткий психологический
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                            
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Занятие по речевому общению 
 

                                          НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК 

 Ситуация: каждый ребенок получает один цветной лепесток.

 Группа детей делится на команды, которые совместно выполняют задание.

 Материал: разноцветные бумажные лепестки (по несколько лепестков одного цвета; количество цветов — за количеством команд); листы бумаги для коллективной аппликации (сколько команд, столько листов), дополнительные элементы для аппликации (это могут быть серединки цветков, листочки и т.п.), клей, кисти для клея.

 Задание: собраться в команды по цвету лепестков; каждой команде выполнить коллективную аппликацию.

 Речевое задание: составить описательный рассказ о цветке.

Варианты заданий.

Составить рассказ о коллективной работе. Составить сказку о приключениях цветка. 
 
 
 
 
 
 

 Занятие по речевому общению

СОСТАВЬ  ЦЕЛУЮ ФИГУРУ 

 Ситуация: каждый ребенок получает (или выбирает) половинку геометрической фигуры (это должны быть: квадраты, прямоугольники, ромбы, равнобедренные треугольники, круги, овалы).

Дети, распределившись по двое, выполняют задание.

 Материал: половинки разных геометрических фигур (если есть несколько одинаковых, то они должны быть разного цвету, размера), клей, ножницы, цветная бумага, карандаши или фломастеры.

    2 задание: найти вторую половинку своей геометрической фигуры среди тех, что розданы детям, за цвету и размерам, вместе с ее владельцем наклеить половинки так, чтобы получилась целая геометрическая фигура; с помощью дополнительных элементов и карандаша или фломастера создать из нее любой завершенный образ (например с лучиками, елку, парусник, цветок и т.п.).

    Речевое задание: составить оипсательный рассказ о выполненной работе

    Варианты заданий. Составить рассказ о коллективной работе. Придумать сказку о приключении треугольника или их половинок и пр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие по речевому общению 

НАЙДИ ПАРУ СКАЗОЧНОМУ ГЕРОЮ 

 Ситуация : каждый ребенок получает половинку картинки с изображением двух литературных персонажей (на каждой половинке один персонаж).

 Группа детей распределяется на пары, которые выполняют общее задание.

  Материал: половинки картинок с изображением двух героев одной сказки, картинки, разрезанные пополам так, что на каждой половинке остался лишь один герой; маски или наголовники.

 Задание: найти пару сказочному герою, составить целую картинку.

 Речевое задание: разыграть в ролях диалог героев этой сказки.

Варианты заданий.

 По собственному замыслу нарисовать одного из героев любой знакомой сказки.

 Найти пару своему герою, разыграть в ролях эпизод сказки.

Составить свою сказку, разыграть ее. 
 
 
 
 
 
 
 

Занятие по речевому общению 

КТО ЧТО ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ

 Ситуация: каждый ребенок по собственному вкусу избирает определенный вид деятельности (столик, оборудованный соответствующими принадлежностями).

 Группа детей делится на подгруппы, которые объединились за общими интересами.

 Материал: на столиках размещаются принадлежности для рисования, лепки, аппликации, детские книжки, наголовники, настольный театр, микроскоп с соответствующим (скажем, естественным) материалом и т.п.. Все принадлежности подбираются в соответствии с интересами детей группы так, чтобы каждый ребенок имел бы возможность выбрать то, что, по наблюдениям воспитателя, действительно его интересует, чем он любит заниматься.

Задание: команда должна изготовить изделие (самоделку, рисунок, игрушку), разыграть какой-то сюжет и тому подобное — в соответствии с атрибутами, которые выбрала для своей деятельности.

 Речевое задание: избрав определенный вид деятельности, деть общаются, обсуждают и решают, как лучше организовать совместную работу.

Варианты заданий.

 Составить коллективный рассказ о любимом занятии.

Информация о работе Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста