Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализ понятия «общение»………………………………………… 6
Характеристика общения детей дошкольного
возраста со сверстниками ………………………………………… 9
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Развитие общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре……….. 23
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ………………………...................................... 28
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы ко второму разделу ………………………………………………… 35
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

Развитие навыков общения со сверстниками.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

     Обращаем внимание и на то, что на учебных занятиях важно формировать в первую очередь культуру общения и культуру речи, заботиться об овладении детьми коммуникативными конструкциями речи. В процессе деятельности и происходит учиться взаимодействовать и общаться со сверстниками.

2.3.   Развитие навыков  общения со сверстниками  в трудовой деятельности

       В старшей группе детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.

       Чтобы в коллективном труде могли принять  участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.

       Объединять  всех детей можно только после  того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети не систематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7 участников).

       Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

       Руководя  коллективным трудом детей, воспитатель  фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности [55, с. 43]. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

       В организации коллективного труда  детей выделяются три последовательных этапа: 1) распределение предстоящей работы между участниками, 2) процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности.

       Воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,   одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

       В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности.

       В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Как отмечает В.И. Ядешко, воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким [55, с. 44].

       Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков  детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д. 

       Немаловажной задачей является подчеркивание необходимости взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

       В процессе работы воспитатель старается  вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».

       По  окончании работы воспитатель обсуждает  итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.).

       Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо [55, с. 44].

       При обсуждении итогов коллективного труда  воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

       Наряду  с обсуждением положительных  примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется [55, с. 45].

       Таким образом, налаживание контактов со сверстниками  тесно связаны с трудовой деятельностью, умело организованной педагогом. В труде поддерживаются и укрепляются коммуникативные связи, развертывается произвольное общение. 

       Выводы  ко второму разделу 

       Итак, развитие произвольности общения у  детей дошкольного возраста, налаживание  контактов со сверстниками  тесно  связаны с игровой, учебной и  трудовой деятельностью, умело организованными педагогом. Эффективность и качество организованных с детьми дошкольного возраста занятий существенно зависят от уровня развития произвольности общеиня ребенка со сверстниками.

       На  рубеже пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении  со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам.

       В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. С возрастом общение все больше приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ

     Итак, исходя из поставленных нами задач, мы можем сделать следующие выводы.

     1. Общение следует рассматривать процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками.

     Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическую, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

     2. Общение удовлетворяет социальные потребности и является обязательным условием становления речи у детей. Общаясь с ровесником, малыш удовлетворяет свою потребность в самовыражении, творчестве, доброжелательном внимании, уважении, в признании. Таким способом ребенок достигает определенного уровня коммуникативности, овладевает соответствующей формой общения.

     В процессе общения ребенок пользуется как вербальными, так и невербальными средствами. Сегодня остается проблемой для многих дошкольных учреждений вербальная коммуникация дошкольников.

     Развитие произвольности в общении детей со сверстниками имеет свои особенности и проходит два качественно разных этапа: в первом у ребенка формируется полноценная индивидуальная деятельность, на втором – совместная деятельность с разными партнерами, связанная с использованиеим различных позиций общения.

     Развитие  произвольности  ребенка со сверстником в дошкольном возрасте имеет следующие стадии: 1) ребенок не обращает внимания на сверстника; 2) стремится управлять сверстником, становится по отношении к нему в позицию «над»; 3) начинает ориентироваться на позицию сверстниак и стремится следовать ему, тем самым реализовывая позицию «под»; 4) у ребенка появляется и начинает доминировать такой способ общения со сверстником, как соревнование; 5) возникает произвольное общение со сверстником, отношения партнерства в содержательном сотрудничестве.

       Характерно, что дети младшего дошкольного возраста общаются в ходе предметной деятельности и первичных видах игры. Для них общение является непроизвольным и преимущественно не вербальным. При этом они занимают позиции «рядом». Поводом для общения может быть любой предмет или любой вид деятельности, которая является интересным для малыша.

     В дошкольном возрасте происходит овладение  основными средствами языка, и это  создает возможность для осуществления  общения, операющегося на собственные  языковые средства. С развитием игровых  умений и усложнением игровых  замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.

     Общение дошкольников со сверстниками имеет  определенные характерные особенности, которые проявляются в мотивах  общения, его общем уровне, поддержании  норм поведения, отношения к собеседнику, наличия определенных средств общения.

     Знание  этих особенностей помогает правильно  строить работу с каждым ребенком.

     Когда общение становится вербальным, более индивидуальным и коллективным, появляются зачатки многопозиционного диалога, возникают возможности совместной деятельности «на равных». Дети уже могут понимать чужой контекст и самостоятельно его развивать, формировать из своих личностных контекстов общее содержание в рамках совместной деятельности.

     У старших дошкольников возможности общения со сверстниками расширяются. У пятилетних уже развивается и совершенствуется коллективная деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. Дети произвольно занимают дополнительные позиии относительно друг друга. Высокий результат в этом направлении — добровольное согласие принять «неинтересную» роль, чтобы сохранить целостность игры. Шестилетние дети начинают осваивать новые виды общения в рамках игры с правилами, а также развивают усвоенные формы.

Информация о работе Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста