Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализ понятия «общение»………………………………………… 6
Характеристика общения детей дошкольного
возраста со сверстниками ………………………………………… 9
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Развитие общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре……….. 23
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ………………………...................................... 28
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы ко второму разделу ………………………………………………… 35
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 44
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
возраста со сверстниками ……………
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.
Развитие общения со
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ……………………….....................
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы
ко второму разделу ……………………………………
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
…………………………………………………………….
44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Потребность во взаимодействии и совместной деятельности объясняется социальной природой человека. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. При этом общение выступает как органическая часть деятельности и обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль.
Особое значение общение имеет в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений со сверстниками, совместные игры, общение и труд являются тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Базовая программа «Я у світі» предполагает формирование социальной зрелости, для которой необходимо умение общаться со сверстниками, инициировать контакты, налаживать взаимоотношения, договариваться, согласовывать свои действия с партнерами.
Положительное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.
Согласно взглядам психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина общение выступает в качестве важнейшего фактора формирования личности ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Проблема приобретения навыков общения является одной из центральных в детской психологии и педагогике, т.к. в дошкольный период у ребенка формируются наиболее важные психические качества, необходимые для жизни в обществе ( М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова).
Взаимодействуя в общении со сверстниками, дошкольник иногда сталкивается с некоторыми трудностями. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагогов и родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со взрослыми и сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях со взрослыми и другими детьми.
Таким образом, особое внимание приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия со сверстниками как залог их благополучного развития.
Актуальность данного вопроса определила выбор темы курсовой работы «Развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: общение как психолого-педагогическая категория.
Предмет: особенности развития общения дошкольников со сверстниками в различных видах деятельности.
Методы исследования:
1)
анализ научной и методической
литературы по проблеме
2) изучение педагогического опыта;
3)
обобщение и классификация
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух разделов, выводов к ним,
общих выводов, списка использованных
источников (55), приложений. Общий объем
работы (48) страниц.
РАЗДЕЛ I
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Анализ понятия «общение»
Общение является важным видом деятельности, являющийся сложным и многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, взаимодействия, восприятие и понимание человека.
По мнению А.А. Бодалева, общение является таким процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга [7, с. 65].
Л.М. Фридман считает, что общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность [50, с. 195].
Как утверждает Б.П. Никитин, общение — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками [39, с. 14].
По мнению Л.А. Венгер, взаимодействие людей друг c другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение [10, c. 93].
Потребность во взаимодействии c себе подобны объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.
Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать c другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.
Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль. Общение удовлетворяет особую потребность человека — во взаимодействии с другими. Первоначально общение предшествовало труду в качестве его предпосылки и только в последующие периоды оно стало составной частью человеческой деятельности.
Общение может обособляться как самостоятельная деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность. Человеческое общение имеет свои специфические средства, с помощью которых люди вступают во взаимодействия и добиваются понимания друг друга.
Понятие общения используется
и для характеристики
B общении можно выделить три ваимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Как утверждает Б.П. Никитин, общение выполняет шесть функций: прагматическую, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная [39, с. 14]. Рассмотрим их более подробно.
Прагматическая
функция общения отражает его
потребностно-мотивационные
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения
Функция объединения-
Функция
организации и поддержания
Внутриличностная
функция общения реализуется
в общении человека с самим
собой (через внутреннюю или внешнюю
речь, достроенную по типу диалога).
Такое общение может
Как считает Л.А. Венгер, основным психологическим результатом деятельности общения (как со взрослыми, так и со сверстниками) является развивающееся самосознание ребенка, формирование его представлений о себе, своих возможностях и личностных качествах [11, с. 57].
Информация о работе Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста