Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить сущность и функции общения;
2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;
3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;
4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализ понятия «общение»………………………………………… 6
Характеристика общения детей дошкольного
возраста со сверстниками ………………………………………… 9
1.3. Особенности диагностики сформированности навыков общения
у детей дошкольного возраста …………………………………… 14
Выводы к первому разделу ………………………………………………. 21
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Развитие общения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре……….. 23
2.2. Развитие навыков общения со сверстниками
в учебной деятельности ………………………...................................... 28
2.3. Развитие навыков общения со сверстниками в
трудовой деятельности ………………………………………………… 31
Выводы ко второму разделу ………………………………………………… 35
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

Развитие навыков общения со сверстниками.doc

— 340.00 Кб (Скачать)
 
 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………..  3

РАЗДЕЛ  I. ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                   СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-

                   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    1. Анализ понятия «общение»…………………………………………  6
    2. Характеристика общения детей дошкольного

       возраста со сверстниками …………………………………………    9

  1.3.     Особенности диагностики сформированности навыков общения

             у детей дошкольного возраста ……………………………………   14

Выводы  к первому разделу  ……………………………………………….    21

РАЗДЕЛ  II. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

                    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

                     В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.   Развитие общения со сверстниками  в сюжетно-ролевой игре……….. 23

2.2.   Развитие навыков общения со  сверстниками 

        в учебной деятельности ………………………......................................  28

2.3.   Развитие навыков общения со сверстниками в

        трудовой деятельности …………………………………………………   31

Выводы  ко второму разделу …………………………………………………  35

ВЫВОДЫ  …………………………………………………………………….   37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….    40

ПРИЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………………….     44 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность  темы. Потребность во взаимодействии и совместной деятельности объясняется социальной природой человека. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. При этом общение выступает как органическая часть деятельности и обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль.

       Особое  значение общение имеет в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений со сверстниками, совместные игры, общение и труд являются тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

       Базовая программа «Я у світі» предполагает формирование социальной зрелости, для которой необходимо умение общаться со  сверстниками, инициировать контакты, налаживать взаимоотношения, договариваться, согласовывать свои действия с партнерами.

       Положительное влияние общения состоит в  его способности ускорять ход  развития детей. Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

       Согласно взглядам психологов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина общение выступает в качестве  важнейшего фактора формирования личности ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

       Проблема  приобретения навыков общения является одной из центральных в детской  психологии и педагогике, т.к. в дошкольный период у ребенка формируются  наиболее важные психические качества, необходимые для   жизни в обществе ( М.И. Лисина, А.Г. Рузская,   Е.О. Смирнова).

       Взаимодействуя  в общении со сверстниками, дошкольник иногда сталкивается с некоторыми трудностями. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагогов и родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со взрослыми и сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях со взрослыми и другими детьми.

       Таким образом, особое внимание приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия со сверстниками как залог их благополучного развития.

       Актуальность  данного вопроса определила выбор  темы курсовой работы «Развитие навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

         Цель данного исследования – выявить особенности развития навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками в различных видах деятельности.

       В ходе работы мы ставим перед собой  следующие задачи:

       1) изучить сущность и функции  общения;

       2) охарактеризовать особенности общения дошкольников со сверстниками;

       3) рассмотреть диагностику общения дошкольников со сверстниками;

       4) изучить влияние различных видов деятельности на процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

         Объект исследования: общение как психолого-педагогическая категория.

       Предмет: особенности развития общения дошкольников со сверстниками в различных видах деятельности.

       Методы исследования:

       1) анализ научной и методической  литературы по проблеме исследования;

       2)  изучение педагогического опыта;

       3) обобщение и классификация полученной  информации;

       Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников (55), приложений.  Общий объем работы (48) страниц.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  I

              ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  КАК

                    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

     1.1. Анализ понятия «общение»

          Общение является важным видом деятельности, являющийся сложным и многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми. Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, взаимодействия, восприятие и понимание человека.

           По мнению А.А. Бодалева, общение является таким процессом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга [7, с. 65].

           Л.М. Фридман считает, что общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность [50,  с. 195].

           Как утверждает Б.П. Никитин, общение — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками [39, с. 14].

          По мнению Л.А. Венгер, взаимодействие людей друг c другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение [10, c. 93].

     Потребность во взаимодействии c себе подобны объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека.

     Общение характеризуется, прежде всего, включенностью  в практическое взаимодействие людей  по поводу трудовой, учебной или  игровой деятельности.

     Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать c другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата.

     Во  всех видах деятельности общение  обеспечивает ее планирование, осуществление и контроль. Общение удовлетворяет особую потребность человека — во взаимодействии с другими.  Первоначально общение предшествовало труду в качестве его предпосылки и только в последующие периоды оно стало составной частью человеческой деятельности.

     Общение может обособляться как самостоятельная  деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение выступает для человека как исключительная ценность. Человеческое общение имеет свои специфические средства, с помощью которых люди вступают во взаимодействия и добиваются понимания друг друга.

           Понятие общения используется  и для характеристики специфики  взаимодействия и общения между  представителями различных этнических общностей, что объединяет в себе культура общения.

            B общении можно выделить три ваимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

           Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Как утверждает Б.П. Никитин, общение выполняет шесть функций: прагматическую, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная [39, с. 14]. Рассмотрим их более подробно.

      Прагматическая  функция общения отражает его  потребностно-мотивационные причины  и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

      Функция формирования и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь с  другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

       Функция подтверждения обеспечивает  людям возможность познать, утвердить  и подтвердить себя.

      Функция объединения-разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

      Функция организации и поддержания межличностных  отношений служит интересам налаживания  и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов  и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

      Внутриличностная  функция общения реализуется  в общении человека с самим  собой (через внутреннюю или внешнюю  речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться  как универсальный способ мышления человека.

      Как считает Л.А. Венгер, основным психологическим результатом деятельности общения (как со взрослыми, так и со сверстниками) является развивающееся самосознание ребенка, формирование его представлений о себе, своих возможностях и личностных качествах [11, с. 57].

Информация о работе Развитие навыков общения со сверстниками детей дошкольнго возраста