Развитие мелкой моторики рук ребенка как важное условие готовности к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы стало определение взаимосвязи развития мелкой моторики и координации движений рук с интеллектуальной готовностью к школьному обучению.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Определить условия способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук ребенка.
2. Отметить формы и методы, способствующие развития развитию мелкой моторики рук.
3. Определить понятие готовности к школе и ее связь с развитием мелкой моторики рук ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….………3
1. Развитие движения рук ребёнка на первом году жизни……………...….5
2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук ребёнка
в дошкольном возрасте
2.1 Комплекс мер, способствующих развитию движений рук
и ручной умелости …………………………………………………….….…..10
2.2 Пальчиковая гимнастика……………………………………….…….11
3. Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму
3.1 Рисование орнаментов и штриховка рисунков……………………..12
3.2 Игры с палочками…………………………………………………….13
3.3 Формы и методы работы по развитию мелкой моторики руки…....13
4. Понятие о готовности ребенка к школьному обучению………………...15
Заключение………………………………………………………………..…..17
Литература…………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Контрольная по дошк. педагогике в Интернет.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

    Необходимо  обращать внимание на правильную посадку во время письма. Альбом должен лежать с наклоном. Научить правильно держать карандаш.

    Многие  родители пытаются научить детей  писать буквы, зачастую в школе их приходится переучивать. Достаточно познакомить с элементами букв. Но всегда необходимо помнить о наклоне. [7] 

    3.1. Рисование орнаментов и штриховка рисунков

    Написание палочек крючков элементов букв для дошкольников – скучное утомительное и однообразное занятие. Более легкий способ подготовки руки к письму –  это рисование орнаментов и штриховка.

    Рисование простых орнаментов можно осваивать  с пяти лет в детском саду и дома. Дети с удовольствием и интересом занимаются подобным рисованием. Сначала рисунка получаются неопрятными не очень красивыми. Но когда рука ребенка немного окрепнет, рисунки будут красивыми. Это очень радует детей.

    Сначала рисунок следует выполнить простым  карандашом. Затем обвести и заштриховать цветными карандашами. Пред штрихованием нужно обвести цветным карандашом край, а потом этим же карандашом заштриховать середину. Это необходимо сделать, для того чтобы приучить ребенка соблюдать край и не выходить за черту.

    Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховку длинными параллельными отрезками.

    Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий пробует выполнить безотрывное соединение крючков петелек овалов. Важно обязательно показать, как надо выполнять.

    Ребенок, выполняя работу по штриховке, не чувствует  усталости, он делает это, свободно хотя его рука проделывает те же манипуляции что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка он может сосредоточиться на основной задаче - выполнение гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.

    Гигиенические правила можно изучать в следующей  последовательности: посадка, положение  листа, тетради, рук, ручки, ведение  руки по строке с лева на право.

    Выполняя  различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и взрослый должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. 

    3.2. Игры с палочками

    Издавна игры со спичками широко распространены в качестве домашних забав и не только между детьми, потому что  были интересными, не требовали много  места, были дешевыми и поэтому всем доступны. Вкладывание узоров из счетных палочек требует точных движений пальцев, а перекладывание – еще и осторожности. Все это способствует развитию мелких мышц пальцев тонкой координации движений рук и формированию пространственных представлений.

    Выполняя  пальчиками, различные упражнения ребенок  достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыка письма. 

3.3. Формы и методы работы по развитию мелкой моторики руки 

    
  1. Свободная деятельность с новыми материалами:

             - игры, игровые упражнения  в повседневной жизни.

  1. Диагностика - коррекционная работа с отдельными детьми и подгруппой детей:

            - пальчиковые игры  и упражнения;

             - игры с палочками;

             - игры и упражнения  со специальным материалом.

  1. Коллективная деятельность:

             - пальчиковые игры  в художественно – речевой  и театрально-игровой деятельности.

  1. Фронтальная деятельность:

             - пальчиковые упражнения  и потешки сопровождаемые движениями(1.5-2 мин.) на утренней гимнастике;

             - на занятиях как  физкультминутки 2-3 минуты (сочетание  движений с речью детей);

             - на занятиях по  математике (вкладывание счетными палочками по натуральному образцу, по рисунку - схеме);

             - на занятиях по  грамоте.

  1. Совместная работа (педагог - ребенок):

             - в повседневной  жизни в младшем возрасте;

             - в старшем возрасте  при овладении графическими навыками («рука в руке»).

  1. Самостоятельная работа детей по желанию. [6]

    Вывод:

    Таким образом, игры и упражнения со счетными палочками, рисование орнаментов и штриховок рисунков, являются важной формой работы по развитию у детей мелкой моторики руки.

 

     

    4. Понятие о готовности ребенка к школьному обучению 

    В понятие о готовности ребенка  к школьному обучению является развитие крупной и мелкой моторики рук. Под крупной моторикой рук подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые не ровные.

    Необходимо  обращать внимание на развитие кисти  ребенка. Физиологами доказано, что  развитию кисти ребенка принадлежит  важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций - речи.

    М. М. Кольцова (1973) установила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Кисть руки рассматривается как орган речи. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего развития речи, благотворно влияет на формирование психических процессов.

    М. М. Кольцова советует работу по тренировке тонких движений пальцев рук начать рано: с трех-четырех месяцев (массаж по 2-3 минуты), с семи-восьми месяцев перебирать крупные, затем более мелкие предметы, играть с кубиками, кольцами (по 5-10 мин. несколько раз в день).

    В детском саду тренировку тонкой моторики рук можно проводить в течение 2-3 минут на утренней гимнастике, физкультминутках, на прогулке, в ходе игры и других режимных моментах. Начинать занятия по развитию пальцевой моторики желательно с простейших упражнений, которые доступны большинству детей в группе.

    Хорошо  развивают кисти рук занятия  рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.

    Почти все дети любят лепить из пластилина, желательно направить их работу, начиная  с простейших поделок. Сделать бусы и колечки легко, если вы научите  детей раскатывать комочки пластилина в ладонях прямыми движениями, а затем свертывать их в виде кольца. Лепить шарики различной величины. Из комочков можно слепить предметы удлиненной формы - морковку, по желанию дети могут слепить и зайчика.

    Фантазия  у детей неисчерпаема. Главное - не упустить прекрасные воспитательные возможности во время работы.

    При работе с детьми, развитию их моторики можно использовать такие темы, работы: «Мы гуляем», «В лес по грибы», «Собираем урожай», «Кто живет в осеннем лесу», «Матрешки» и т.д.

    Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить ребенка. Дети дошкольного возраста часто проявляют заботу о малышах: рисуют для них, стараясь выполнить рисунки яркими красками. Темы для рисования могут быть различными: «Узор для стаканчика», «Зоопарк», «Весело и грустно», «Узор из листьев», «Наш город» и т.д.

    При конструировании желательно пользоваться мелкими деталями. Научит ребенка пользоваться ножницами с тупыми концами. Прежде чем вырезать силуэт, ребенок должен подумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т. е. учится планировать предстоящие действия. Важно усвоить навык вырезания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц, ведь в этом процессе должны участвовать две руки. Поручить вырезать из ткани, из бумаги разные фигуры. Трафареты фигур можно предложить самим или придумать вместе с ребенком. Это могут быть силуэты птиц, зверей, матрешек, домов, кораблей. [8]

    Вывод:

    Благодаря конструированию из мелких деталей, лепки, рисованию пальчиковым играм у ребенка разовьется рука, она станет умело справляться с карандашом, фломастером это поможет ребенку при дальнейшей его учебе в школе.

 

     

    Заключение 

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

    Тренировку  пальцев рук уже можно начинать в возрасте шести-семи месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждый его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение двух-трех минут.

    Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев  рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать  в движение все пальчики.

    Очень хорошую тренировку движений для  пальцев дают народные игры - потешки.

    Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение, все демонстрируют.

    Например: «человек» – указательный и средние  пальцы правой руки «бегают» по столу.

    Развитие  мелкой моторики и координации движений рук и ручной умелости в дошкольном возрасте включают в себя:

  1. Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости. Например: запускать волчки, разминать пластилин сжимать и разжимать кулачки, делать «фонарики», резать ножницами и т.д.
  2. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Домик», «Мы делили апельсин», «Кошка» и т. д.

    Развитие  речи также зависит от развития мелкой моторики руки. Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь.

    У детей при ряде речевых нарушений  отличается выраженная в разной степени  общая моторная недостаточность, а  также отклонение в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано  с речевой функцией.

    Так, на основе проведенных опытов и обследований специалистами большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы (Л.В.Фомина).

    М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

    Таким образом, игровые упражнения и разминки с самого раннего возраста помогут ребенку уверенно держать карандаш и ручку, заплетать косички и зашнуровывать ботинки, аккуратно строить из мелких деталей и лепить из пластилина. Будут развиваться пальцы рук, а значит, будет развиваться речь и мышление ребенка. Что поможет ему в дальнейшем при обучении в школе. 
 

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук ребенка как важное условие готовности к школьному обучению