Развитие мелкой моторики рук ребенка как важное условие готовности к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы стало определение взаимосвязи развития мелкой моторики и координации движений рук с интеллектуальной готовностью к школьному обучению.
Работая над исследованием, автор поставил следующие задачи:
1. Определить условия способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук ребенка.
2. Отметить формы и методы, способствующие развития развитию мелкой моторики рук.
3. Определить понятие готовности к школе и ее связь с развитием мелкой моторики рук ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….………3
1. Развитие движения рук ребёнка на первом году жизни……………...….5
2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук ребёнка
в дошкольном возрасте
2.1 Комплекс мер, способствующих развитию движений рук
и ручной умелости …………………………………………………….….…..10
2.2 Пальчиковая гимнастика……………………………………….…….11
3. Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму
3.1 Рисование орнаментов и штриховка рисунков……………………..12
3.2 Игры с палочками…………………………………………………….13
3.3 Формы и методы работы по развитию мелкой моторики руки…....13
4. Понятие о готовности ребенка к школьному обучению………………...15
Заключение………………………………………………………………..…..17
Литература…………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Контрольная по дошк. педагогике в Интернет.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

    Если  поставить перед ребенком пластмассовое  ведерко, то малыш сначала прикладывает к нему то, что у него в руке (а в руках он теперь постоянно что-то держит) или в обеих руках. Сначала прикладывает с внешней стороны, а затем с внутренней. Предмет при этом не отпускает, так как не совсем хорошо умеет разжимать пальцы. Все пустые предметы пытается чем-то заполнить.

    Скачок  в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Начинается слоговое бормотание. Часто слышно «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «да-да», «ня-ня», но это еще не речь, просто ребенок играет со звуками. О словах можно говорить тогда, когда он будет использовать определенный комплекс звуков – слово для обозначения какой-либо вещи или действия осознанно.

    Десятый месяц. Классическая пора ползанья. А ползание – это дорога открытий. Хорошо получается вставание, координация движений рукой и ногой. Доползет до всего, что его интересует, и  поэтому получит множество развивающих импульсов. Интересуют мелкие предметы – научился подбирать их. Изучает предметы всеми органами. Поэтому стучит ими (слушает), сует себе под нос и в рот (обоняет – пробует на вкус), касается – щупает (осязает).

    Появляется  неодолимое желание вставлять одну вещь в другую. Поставьте коробку или ведерко и несколько кубиков. Малыш будет всовывать кубики в коробку, но, не умея разжать пальцы, не всегда оставит их внутри. Выпустить вещь ребенку удается только рывком. Понадобится еще несколько месяцев, прежде чем он научится отпускать предметы. Ребенка стали занимать зависимости между частями предметов. Долго смотрит, что внутри игрушек. Делает важные открытия.

    Одиннадцатый  месяц. В десять месяцев малыш уже умеет делать «козу», или «рожки» пальцами («бодается»). Относительно хорошо владеет пальчиками и руками. Новый рывок в развитии мышления – появляются так называемые «функциональные действия». Если раньше предметами малыш производил манипулятивные действия, то сейчас начинает использовать предметы функционально, то есть по их целевому назначению. Из кубиков пытается строить, из чашки только пить, а не играть ею, хотя, конечно, всякое еще случается, но куклу укладывает спать, укачивая.

    Выбрасывание  игрушек продолжается. Но ведь малыш  просто хватает и выбрасывает  игрушки, он наблюдает и слушает, как падают различные игрушки: одна катится, другая нет, одна громко стучит, а другая вовсе без стука на пол опускается.

    Ребенок готовится к овладению вершиной ручных и сенсорных способностей – к умению нанизывать кольца пирамидки.

    Двенадцатый месяц и год. Начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно рукой изучает все доступные места и вещи. С предметами «работает» функционально, подражает действиям взрослого: правильно берет расческу, но причесывает себя пока своеобразно, хотя движения целевые. Лопаткой копает, ведерком носит. Пытается даже рисовать, писать – чирикает карандашом по бумаге. Нанизывает кольца на стержень пирамидки, одевать себя тоже пытается. Начинает говорить, в его речи уже 10 – 15 слов, заменяющих смысл целых предложений.

    Замечательный русский ученый И. М. Сеченов писал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять  движениями рук ребенок перестает быть «привязанными к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром». [4, ст. 13]

    Чем же можно позаниматься для развития ручных умений с ребенком первого года жизни?

    В первые месяцы жизни целесообразно  проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. Используются шарики (их из меха, кожи, сатина, деревянные, пластмассовые – всякие, чтобы были твердые, мягкие, гладкие, шершавые – разные на ощупь). Диаметром 2 – 2,5 см. К матерчатым можно пришить ленточки, чтобы было легче поднимать и опускать шарики в ладонь малыша. Эти шарики вкладываются в раскрытую ладонь ребенка. Стоит вкладывать шарики то в правую, то в левую руку поочередно, а потом и в обе руки сразу. Потяните за ленточки вверх – младенец схватится покрепче, сильнее сожмется ладонь.

    Кроме шариков, стоит использовать валики-вкладыши из самых разных по фактуре материалов. Валики помогут упражнять схватывание, сжимание, стимулируют дифференцирование большого пальца руки и будут развивать тактильную (осязательную) чувствительность кожи ладоней малыша, подушечек пальцев.

    Пригодятся  еще шнурок и ленточка с узелками. Лежащему на спине малышу сначала вкладывают в руку гладкую ленточку, а потом и шнурок. Взрослый тянет легонько за конец, а ребенок крепко схватывает и перехватывает, движением задерживаясь за узелки.

    Можно использовать яркие подвески-погремушки, за которыми малыш в возрасте двух-трех месяцев может следить глазами, а в 5 – 6 уже целенаправленно будет тянуть руку, хватать.

    С шести месяцев необходимо развивать  умение захватывать из любого положения  игрушки с ручками – рукоятками.

    Когда у ребенка возникают целенаправленные действия захватывания, умение крепко удерживать предметы в руках все  упражнения носят тактильный характер, т. е. выполняется самим ребенком. В его действиях выделяются две стороны: техническую, т. е. как он совершает действие и смысловую – для чего. Смысловая сторона действие с предметами интенсивно развивается, малыш начинает выполнять не только действия схватывания, но и вкладывания, перекладывания. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек, колпачков и т. д.

    В 8 – 9 месяцев ребенок начинает выполнять более тонкие движения пальцами. Необходимо давать ему коробочки разной формы. Малыш может самостоятельно снимать с них крышки с помощью взрослого закрывать.

    В 9 – 10 месяцев можно покупать и давать пирамидки, матрешки из трех частей, кубики большие и поменьше, ведерки, лопатки, совочки, формочки, вставляющиеся одна в другую, плавающие игрушки, разнообразные разноцветные мячики и шары.

    Все эти задачи довольно сложны для малыша. Однако выполнение их очень полезно  для развития действия руки и глазомера. [4, ст.11-14]

    ВЫВОД:

    Развитие  действий с предметами в наиболее раннем возрасте положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятие памяти, мышления, внимания, воображения, а так же на развитие речи, что поможет дальнейшему развитию ребенка в дошкольном возрасте.

 

     

    2. Развитие мелкой  моторики и координации  движений рук в  дошкольном возрасте 

    2.1. Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости

    В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и  координации движений рук.

    Взрослые  должны помнить, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном виде, доступном их возрасту. Более старшим детям задание можно усложнить.

    Работа  по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

    Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;
  • двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходишь» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежишь (упражнения проводится сначала правой, а потом левой рукой);
  • показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре;
  • застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком;
  • закручивать шурупы, гайки;
  • игры с конструктором, мазайкой, кубиками;
  • складывание матрешек;
  • рисование в воздухе;
  • игра с песком, водой;
  • мять руками поролоновые шарики, губку;
  • шить, вязать на спицах;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать ножницами с закругленными концами;
  • рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).

    К пяти годам возможность точных, произвольно  направленных движений возрастает, поэтому  дети выполняют задание, требующих  достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги и ткани, тесьмы. Старшем дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.

    Точность  и ловкость движений пальцев приобретается  детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивают в виде бусинок, конец ее приклеивается. Готовые бусины нанизывает на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу. Все это доставляет им радость и удовольствие.

    Важную  роль в развитии ручной умелости играет мнение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а так же вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок.

    Особую  роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание, пришивания пуговиц. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. В более раннем возрасте большинство из них эти занятия сложны.

    Все виды швов дети сначала проделывают  в воздухе, т.е. имитируют соответствующие движения руки, а затем действуют с иголкой и ниткой.

    Следует объяснить родителям значение занятий  рукоделием для подготовки к школе и помочь организовать их в семье. 

    2.2. Пальчиковая гимнастика

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные. Они  увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, «пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    «Пальчиковые  игры»- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

    Очень важны эти игры для развития творчества детей. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной  рукой.

    Трехлетние  малыши осваивают уже игры, которые  проводят уже двумя руками.

    Четырехлетние дошкольники могут играть в эти  игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим можно предложить оформить игры мелкими предметами: домиками, шариками, кубиками и т.д. [11]

    ВЫВОД:

    Занятия рукоделием, пальчиковыми играми являются важными формами работы с детьми по развитию мелкой моторики руки. Благодаря им ребенок учится логически рассуждать, у него развивается память, внимание, связная речь.

 

     

    3. Подготовка руки ребенка дошкольного возраста к письму 

    Подготовка  руки ребенка дошкольного возраста – это развитие мелкой моторики рук, т. е. умение владеть ножницами  иголкой карандашом, кисточкой. Уметь рисовать линии прямые, «видеть строчку» и рисовать или писать в ней, «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.

    Очень важно, что бы ребенка насильно не готовили к школьному обучению. Учитывали его желания, физическое и эмоциональное состояние, уровень сформированности психических процессов: он не может продуктивно работать, будучи больным, усталым, в плохом настроении, без желания.

    Один  или два раза в неделю следует  заниматься специальной подготовкой  руки ребенка к письму. Следует  помнить, что пяти - и шестилетний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2 – 3 минуты нужно делать перерыв, проводить физкультминутку. Нужно помнить, что ребенку необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении навыка письма. Один из видов письма – штриховка. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий. Пробует выполнить безотрывное соединение крючков, петелек, овалов. Для штриховки дети могут использовать трафареты, которые вырезали сами. Лучше всего штриховку выполнять в альбоме. Можно штриховать и геометрические фигуры. Каждому виду штриховки посвятить несколько занятий, используя при этом разные трафареты. Штриховку выполнять простым или цветными, хорошо заточенными карандашами. Когда дети освоят несколько видов штриховки, можно, используя линейку - трафарет, сконструировать рисунок, а затем заштриховать.

Информация о работе Развитие мелкой моторики рук ребенка как важное условие готовности к школьному обучению